Необходимость в фотоштативе и как его выбрать

25 февр. 2021

4190

0

0

0

В настоящее время очень многие люди увлекается фотографией. Кто-то просто публикует красивые снимки в своих аккаунтах в социальных сетях, кто-то ведет более профессиональный блог, а кто-то устраивает фотовыставки своих работ. Во всех этих случаях для создания красивого и качественного контента помимо камеры требуются дополнительных средства и аксессуары. Одним из них является штатив. В каких случаях он нужен, и на что стоит обратить внимание при его выборе рассказываем в данной статье.


Источник: bhphotovideo.com

Что такое штатив?

Конструкция штатива обычно включает следующие части:

  1. ножки;
  2. голова — часть, на которую крепится камера;
  3. центральная стойка — отдельная ножка, которая проходит через середину и позволяет поднять головку штатива еще выше;
  4. наконечники — хорошие штативы позволяют менять наконечники в зависимости от условий использования.

В каких случаях нужен штатив?

Штатив обычно необходим в следующих случаях:

  • съемка фотографий с длинной выдержкой без смазывания картинки;
  • съемка панорам: делается серия снимков, после чего изображения склеиваются в специальной программе. 3D-тур также снимается при помощи штатива. В этом случае совмещается несколько панорам (например, виртуальный тур по музею);
  • съемка ночных объектов (звезды, Луна и т. д);
  • съемка пейзажей, например, рассветов и закатов, которые сфотографировать без штатива довольно сложно из-за плохих условий освещения;
  • съемка таймлапс (серия фотографий): при помощи специальных настроек (либо в ручном режиме) каждые 10 секунд делается снимок. После чего, например, из серии в 100 фотографий, можно сделать 4-секундное видео;
  • съемка самого себя, если некому помочь (делаются настройки, выставляется таймер);
  • макросъемка (цветы, насекомые и т. д.);
  • съемка под сложными углами/ракурсами;
  • съемка видео без вибрации.

Материалы

Сейчас на рынке есть как дорогие, так и не дорогие производители. При чем практически у каждого из них в ассортименте имеются штативы разного ценового диапазона: от бюджетных до премиальных. Сократить стоимость продукта позволяют, прежде всего, используемые материалы.

Самыми бюджетными являются штативы, выполненные из пластика. Но они и наименее надежные, тяжелую камеру не выдержат. Считается, что чем меньше в конструкции пластика, тем она прочнее. Некоторые хорошие недорогие варианты имеют металлическую основу и пластиковую фурнитуру.

Более прочными, но в то же время недорогими, являются штативы из алюминия или его сплавов. Такие устройства по-прежнему легкие, но позволяют использовать камеру с тяжелым объективом.

Более дорогими и более прочными считаются аппараты из композитных материалов (прежде всего, из карбоновых волокон). Карбон — легкий и прочный, он способен выдержать большие нагрузки.

И наконец, самые дорогие устройства изготовлены из стали. Они обеспечивают супер точную фиксацию, люфтить и шататься ничего не будет. Их минусом (помимо высокой цены) является большой вес.

Ноги и количество секций


Источник: photographylife.com

Выделяют два вида ножек штатива: трубчатые и нетрубчатые. Все ножки из карбона имеют трубчатую форму и оснащены резьбой для закрепления, в то время как металлические штативы могут оснащаться различными формами с откидным замком. В зависимости от максимальной высоты на ножках штатива может быть от 3 до 5 секций. Чем больше секций, тем выше штатив и чуть менее устойчив, но в то же время компактнее в сложенном состоянии. Обычно те, кто перевозят прибор на автомобиле, выбирают более тяжелые стальные штативы из 3 колен. Путешественники же предпочитают более легкие модели из 4-5.

Количество секций также влияет на высоту штатива. Бывают настольные варианты (до метра) и напольные (выше метра). Чем выше штатив, тем он удобнее, поскольку есть возможность выбрать положение от самого низкого до максимального (опять же это увеличивает его габариты). Обычно высоты с человеческий рост достаточно, поскольку выше уже неудобно: для того чтобы поменять настройки камеры, требуется какая-то подставка. На уровне человеческого роста снимаются, например, пейзажи, а с нижнего ракурса осуществляется макросъемка.

У дешевых и дорогих штативов обычно разные типы зажимов для ног. Последние со временем имеют особенность изнашиваться и разбалтываться. Это не относится только к цанговым, которые через какое-то время просто туже закручиваются. Если у штатива обычные защелки, нужно выбирать те, которые регулируются, потому что пластик со временем сотрется и держать уже перестанет. Приятным бонусом могут стать самоблокирующиеся зажимы для ног, поскольку их не нужно удерживать при складывании наверх.

Некоторые продвинутые модели позволяют менять наконечники — их можно просто открутить. Существуют различные типы наконечников для использования в помещении (резиновые или пластмассовые) и на улице (металлические шипы). Если вы не планируете снимать в дождь, снег, на льду или в других экстремальных условиях, стандартных резиновых наконечников, поставляемых в комплекте со штативом, вполне достаточно.


Источник: photographylife.com

Некоторые модели также оснащены центральной стойкой — ножкой, которая находится посередине штатива и позволяет менять высоту камеры, просто двигая эту ножку вверх или вниз. Однако на наш взгляд, лучше выбирать устройства без нее, поскольку она негативно влияет на устойчивость и создает дополнительные вибрации. Если ваш выбор пал на девайс с центральной ножкой, проверьте, что она может полностью опуститься до того уровня, на котором встречаются ножки штатива. Она никогда не должна колебаться на самом низком уровне.


Источник: photographylife.com

Высота

Лучше всего приобретать штатив, который соответствует вашему росту. После установки на него камеры, видоискатель должен располагаться на уровне ваших глаз. Нормально, если он находится выше, поскольку есть возможность уменьшить длину, отрегулировав ноги. Если же он намного ниже уровня глаз, вам все время придется нагибаться, что является очень утомительным, особенно если вы постоянно смотрите в видоискатель в ожидании какого-то действия.

Если у вас штатив с несъемной головкой, ее кончик должен находится на уровне челюсти. Если со съемной головкой — ножки должны заканчиваться примерно на уровне плеч.

Другим фактором, на который стоит обратить внимание, является высота штатива в сложенном состоянии, поскольку это влияет на удобство транспортировки.

Устойчивость

Немаловажным фактором при съемке является устойчивость штатива. Установленный штатив должен выдерживать не только ветер, но и случайные порывы. Перед съемкой необходимо убедиться, что камера не перевешивает штатив, в противном случае можно повредить оборудование.


Источник: photographylife.com

Устойчивость зависит, прежде всего, от двух факторов: веса и ширины ног. Чем тяжелее штатив, тем более он устойчивый. Но поскольку часто его приходится таскать на себе (а это довольно тяжело), лучше выбирать что-то среднее. Кроме того, чем шире расставлены ноги, тем лучше с точки зрения устойчивости. Но широко расставленные ноги ограничивают высоту подъема. Таким образом, пользователь или жертвует высотой и получает максимальную устойчивость, или наоборот.

Головка

Головка штатива является наиболее важной частью системы, поскольку отвечает за надежное удержание камеры и управление ее движением.

Самые дешевые модели оснащаются не съемными головками. Однако если такая головка сломается, штатив придется выкинуть. Штативы чуть дороже уже имеют возможность использовать сменную головку с посадочной резьбой ⅜ дюйма (хотя бывают и четверть дюймовые, но они обычно снабжаются специальным переходником под ⅜). Основных типов таких головок три (у каждого есть свои плюсы и минусы):

  • шаровая — самая популярная, она компактная, способна выдержать большие нагрузки и позволяет быстро установить камеру в нужном направлении. Обычно она имеет конструкцию с двумя винтами и позволяет легко панорамировать по горизонтали на 360 градусов и управлять углом наклона. При использовании этого типа головки практически невозможно снять видео, в которых необходимо делать какие-либо движения камерой, потому что они будут слишком резкими. Однако для съемки видео в каком-то заданном направлении (статичный кадр) на протяжении всего ролика, такая головка подойдет. Эти головки особенно популярен при студийной съемке;
  • 3D или 3-осевая — позволяет снимать как фото, так и видео (можно более плавно наклонять, или поворачивать камеру вместе с головой, а также отдельно производить изменения по трем разным плоскостям). Она позволяет очень точно выставить кадр, но занимает гораздо больше места;
  • 2-осевая видеоголовка — отличается размером (самые не компактные) и плавностью хода. Однако у них отсутствует регулировка по наклону горизонта, что может заметно усложнить процесс съемки. Несмотря на то, что они не наклоняются вбок на 90 градусов, они плавно двигаются в 2 плоскостях: по горизонтали и вертикали, обеспечивая качественное и плавное панорамирование, что важно для получения видео с киношной картинкой. То есть при съемке видео, где есть движения, нужно выбирать именно этот тип головки.


Источник: bhphotovideo.com

Также стоит обратить внимание на то, через что штатив крепится к камере. В более дешевых версиях напрямую вкручивается винт, а в более продвинутых есть специальные площадки, которые всегда остаются под камерой. Благодаря им можно очень быстро снимать и ставить камеру на штатив, не теряя времени. Лучше выбирать площадку для камеры формата Arca Swiss, поскольку под нее выпускается большое количество аксессуаров.


Источник: photographylife.com

Головка подбирается не только по диаметру под штатив, но и под камеру, только не по максимальному весу фотоаппарата, а по среднему, поскольку максимальный вес головка будет держать не очень устойчиво. Преимуществом всех типов сменных головок является возможность в случае поломки заменить ее на новую с соответствующей резьбой.

Штативы компании Raylab

Одним из производителей, который предлагает недорогие, но качественные штативы, является российская компания Raylab. Вкратце расскажем об особенностях конструкций некоторых моделей из ассортимента бренда.

Raylab MT — компактный штатив, выполненный из прочного АБС-пластика и алюминиевого сплава. Он подходит для использования вместе со смартфонами, экшн-камерами и фотоаппаратами весом до 2 кг. Гаджет оснастили шаровой головкой, которую можно регулировать по всем осям, с винтовыми креплениями и универсальной площадкой. Ноги раздвигаются, что позволяет надежно закрепить камеру в необходимом положении. Рабочая высота находится в диапазоне 16-19 см. При необходимости девайс превращается в монопод, который отлично подходит для репортажных условий и съемки видео в стесненных условиях. Благодаря небольшим габаритам (в сложенном виде 14,5 см в высоту) и малому весу (всего 0,11 кг) устройство можно брать с собой в путешествия.


Источник: raylab.ru

В отличие от вышеупомянутой модели MTF-SC способен выдержать камеры весом до 3 кг. Он комплектуется держателем для смартфона. Конструкция данного девайса состоит из шаровой головы, встроенной площадки держателя для телефона и гибких ног с прорезиненным покрытием, исключающем скольжение по поверхности. Рабочая высота находится в пределах 12-27 см. Плюсом данной модели является возможность отслеживать правильность позиционирования при помощи пузырькового уровня.


Источник: raylab.ru

Рейлаб MT-SC также рассчитан для работы со смартфонами, экшн-камерами и фотоаппаратами весом до 3 кг. По сравнению с двумя предыдущими моделями этот штатив имеет ноги с двумя секциями и пятью изменяемыми положениями. Его можно подстроить практически под любые ракурсы и условия.


Источник: raylab.ru

Еще одна модель Raylab RL-8018FS представляет собой видео штатив. Он предназначен для видеосъемки фотоаппаратами и камерами весом до 5 кг. Ножки данной модели выполнены из алюминиевых трубок, а зажимы — из АБС-пластика. В ней используется специальная видео голова, которую можно отрегулировать по скорости поворота (есть ограничитель, который следит за плавностью) и по горизонтали (на 360 градусов) и по вертикали (от -70 до +90 градусов). Стойка комплектуется быстросъемной площадкой стандарта Manfrotto, а металлическая телескопическая растяжка обеспечивает быстрое затухание колебаний и не позволяет ногам разъезжаться.


Источник: raylab.ru

Переносной штатив Raylab Travel 55, основные компоненты которого выполнены из алюминиевого сплава, предназначен для использования с камерами весом до 4 кг. Полный контроль над процессом съемки обеспечивается благодаря 3D голове с возможностью перемещения в каждой из осей и подвижным ногам, которые можно регулировать в большом диапазоне длин. Среди прочих особенностей, которые оказывают положительный эффект на съемку, можно выделить быстросъемную площадку, обеспечивающую легкость замены камеры, специальный крюк для груза-противовеса, позволяющий добиться необходимых ракурсов, и пузырьковый уровень для контроля наклона камеры относительно линии горизонта.


Источник: raylab.ru

Основным материалом, использованным при производстве компактного Raylab Travel 63, также является алюминиевый сплав. Как и Travel 55, данный штатив предназначен для использования с камерами весом до 4 кг. Он значительно упрощает съемочный процесс благодаря 3D голове с независимой регулировкой в трех направлениях (камера при этом плавно вращается при помощи удобной ручки), быстросъемной площадке со страховкой от непроизвольного отсоединения, ногам с увеличенной подвижностью, что позволяет устанавливать штатив почти на любую поверхность и пузырьковому уровню. Дополнительным преимуществом является наличие клипсовых зажимов трех секций опор. Они позволяют легко настраивать необходимую высоту штатива, а вместе с выдвижной центральной стойкой обеспечивают съемку с необходимого ракурса.


Источник: raylab.ru

Грузоподъемность Raylab Pro 65 из алюминиевого сплава также составляет 4 кг. Данную модель оснастили сменной шаровой головой, клипсовыми зажимами и быстросъемной площадкой. Максимально правильную установку камеры гарантируют пузырьковый уровень и специальная шкала позиционирования. Есть возможность использовать Pro 65 в качестве монопода. В этом случае диапазон высот составляет от 48.5 до 165 см. Съемка с минимального расстояния от земли обеспечивается благодаря возможности реверсивной установки камеры. Быструю настройку необходимых высоты и угла обеспечивают ноги с четырьмя настраиваемыми секциями с независимыми клипсовыми зажимами. Штатив можно использовать как на ровных, так и на наклонных поверхностях, горизонтальное положение камеры в обоих случаях сохраняется.


Источник: raylab.ru

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что на цену в первую очередь влияют два фактора:

  • используемые материалы;
  • тип головки.

А тремя основными характеристика, на которые стоит обращать внимание при выборе штатива, являются:

  • вес штатива, который влияет на стабильность, и максимальная нагрузка;
  • высота;
  • тип головки.

Новичку лучше начинать с дешевых вариантов. Они обычно легкие и компактные, комплектуются чехлом и идеально подходят для путешествий. Если у вас не сложится с фотографией — такой штатив не жалко выкинуть, если сложится — можно будет купить уже другой.

25 февр. 2021

4190

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые