Глубина резкости в пейзажной съемке

17 мар. 2017

2683

0

0

0

В каждом виде фотографии: портрете, репортаже, предметной съемке, важны определенные свойства. Логично, что свои секреты существуют и для пейзажной фотографии.

При съемке природы и пейзажей очень важно убедиться в том, что все ключевые элементы находятся в фокусе и выглядят четко. Ключевыми, в данной ситуации, могут оказаться включать как объекты на переднем, так и на заднем планах и разница между ними может измеряться в километрах. Чтобы достичь желаемого результата, необходимо убедиться, что глубины резкости хватит на то, чтобы четко отобразить все важные элементы.

На этом фото целью было заснять все: от замерзшей лужи на переднем плане, до холмов вдалеке:

При фокусировке на одной точке пейзажа, мы уже создаем поле фокусировки, технически, все что за ним и перед ним, не находится в фокусе, тем не менее, существует переходный план, в котором предметы относительно четкие, это и есть глубина резкости. Например, на картинке ниже камера фокусируется на камне, поле фокусировки находится параллельно фокусу, в пределах лимитов резкости, которые формируют глубину резкости (они расположены параллельно, дальше и ближе поля фокусировки.

Этот же пример наглядно изображает глубину резкости для данного фокусного расстояния, апертуры и точки фокусировки. Глубина резкости всегда распространяется на 1/3 перед точкой фокусировки и 2/3 - за ней.

На этом изображении глубины резкости недостаточно для того, чтобы все деревья оказались в фокусе. Однако, ее можно менять так, чтобы она вмещала больше объектов. Глубина резкости зависит от фокусного расстояния, апертуры и расстояния до точки фокуса. Для этого так же важна матрица камеры. Пусть после покупки камеры на ее характеристики повлиять никак нельзя, но факт остается фактом: глубина резкости пропорциональна размеру матрицы.

Фокусное расстояние: фокус определяется композицией. Смена фокуса изменит и поле зрения, и композицию. Получится, что все остальные факторы работают именно на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (широкий угол) обеспечит большую глубину резкости, чем короткое расстояние (телефото).

Апертура: Самое очевидное, что играет роль в глубине резкости - это апертура, она же диаметр кольца диафрагмы. Если говорить просто, более узкая апертура (такая, при которой число после f/ имеет большее значение), обеспечит большую глубину резкости и наоборот.

Расстояние до точки фокуса: вместе с предыдущими факторами, точка фокусировки повлияет на глубину резкости. Чем дальше от камеры направлен фокус, тем больше пространство глубины резкости. Соответственно, при выборе фокусного расстояния, именно манипуляции с точкой фокуса и кольцом диафрагмы контролируют глубину резкости.

Гиперфокусное (или сверхфокусное) расстояние

Убедиться в том, что большее количество элементов находится в фокусе, можно, обеспечив расширение глубины резкости от передней точки (ближайшего предела), до конца изображения. Для этого фокусироваться надо в “сферхфокусном расстоянии”. Для данного фокусного расстояния и апертуры, всегда будет точка, фокусировка на которой обеспечит глубину резкости на всем пространстве кадра.

При выборе правильной апертуры и перемещении точки фокуса в сверхфокусное пространство (без смены композиции и фокусного расстояния), остается учесть только тот факт, что расстояние от ближайшего лимита допустимого до данного фокуса всегда равна половине расстояния до сферхфокуса. Отработать измерение можно с практикой.

Выбор Апертуры

Для любого фокусного пространства, глубина резкости увеличивается на 1/3 впереди и 2/3 за точкой фокусировки. Следовательно, самый простой способ получить расширенную глубину резкости - это сузить диафрагму - f/22 или f/18, и сфокусироваться примерно на 1/3 от нижнего края кадра. Это - весьма примитивный и неидеальный способ, который в результате, снизит общую резкость изображения. Кроме того, он не даст преимуществ сверхфокусного расстояния.

На изображении ниже видна разница между кадрами, снятыми на f/8 (справа) и f/16 (слева):

Самый большой лист, на который падает солнце, был в этом кадре важной точкой. Несмотря на то, что обе фотографии выглядят четко, при 100% увеличении станет заметна разница в резкости. Несмотря на то, что на обеих фото глубина резкости максимальна, принципиально важно, нужна ли вам в результате четкая картинка.

При съемке в f/8 (слева) и фокусировке в сверхфокусном расстоянии, изображение выходит более резким даже при стопроцентном увеличении.

Опасаться в этом случае нужно дифракции. Дифракция - это потеря резкости при сужении кольца диафрагмы.

С уменьшением апертуры, ей может быть подвержен любой объектив. В принципе, идеальным и беспроигрышным вариантом будет апертура между f/8 и f/11. Поэтому, использование самой маленькой апертуры, которая позволяет избежать дифракции, может оказаться решающим для желаемой глубины резкости.

Надеемся, что этот урок пригодится вам и в следующий раз, отправившись снимать пейзажи, вы уделите внимание особенностям фокусировки. Со всеми доступными сегодня ресурсами, довольно просто будет отработать и понять расстояние, которое позволит добиться максимальной глубины резкости.

Приятной съемки!

17 мар. 2017

2683

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые