Механизмы восприятия фотографии

18 апр. 2017

2521

0

0

0

Да, конечно, мы снимаем не для себя. Конечно, стремимся выразить себя посредством фотографии, раскрыть свои мысли зрителю и все в таком духе. Но хоть стремления - это и хорошо, но не зная механизмов восприятия зрителя, диалог выстроить довольно сложно. Это как говорить с англичанином на русском: вроде что-то происходит, мы издаем звук, некоторые слова похожи, но взаимопонимания нет. Для того, чтобы говорить на одном языке со зрителем, необходимо понимать, как он выстраивает в своем сознании речь, при прочтении наших изображений.

Во время прочтения изображения, у зрителя работает несколько механизмов восприятия, учитывая которые фотограф получает возможность лучше понять, кто будет воспринимать созданный им визуальный контент. Данное понимание поможет при необходимости создавать визуальный продукт для разной целевой аудитории, как в коммерческой, так и некоммерческой сфере.

Какие же механизмы работают в сознании зрителя? Разберем их по порядку:

  1. Подсознательная - она направлена на работу с памятью. Благодаря ей, зритель воспринимает большую (ударение на первый слог) часть текстур, объема, динамики и пр.. К примеру, когда мы видим хлопковые вещи, то можем легко ощутить прикосновение к ним, тяжесть их в руке, прочность ткани и подобное. Это связано с тем, что когда-то ранее в своей жизни мы уже имели дело с подобным материалом, и подсознание вытаскивает в виде "ощущения" из памяти информацию о данном контакте. Из совокупности просмотренных элементов (материалов, их прочности, веса, объема, движения и т.д.) создается основное впечатление от изображения. Точнее ощущение этого изображения.
  2. Конечно, если мы увидим элемент в кадре, с подобным которому мы никогда дело не имели, то и понять его не сможем. Благо, такое случается крайне редко, т.к. у зрителей еще в раннем детстве есть возможность изучить большую часть окружающего материального мира.

  1. Ассоциативная - она направлена на помощь в восприятии смыслового контента кадра. В основном мы руководствуемся стереотипами. Вы можете почитать того же Уолтера Липпмана для более глубокого изучения данного вопроса. Если говорить проще: стереотип - это краткое содержание, в нашем случае, визуальных элементов изображения. Видя человека в форме пожарного, зритель видит пожарного; со слесарными инструментами - слесаря; с гитарой - гитариста и т.д.
  2. Т.е. воспринимая какой-либо информационный элемент изображения зритель облекает его в ту информацию, которой уже владеет. Само собой, чем менее образован зритель, тем слабее его ассоциативное восприятие.

  1. Фантазия - она направлена на работу с осознанным толкованием увиденного. При слабом развитии зрителя, ему приходится "пользоваться" в основном именно данной механикой восприятия. Т.е. зритель, при прочтении изображения, из-за нехватки жизненного опыта и/или собранных знаний, пытается "дофантазировать" визуальный контент. (Здесь хорошо подходит сценка из фильма "О чем говорят мужчины", когда главные герои рассматривают произведения современного искусства).

Подобное прочтение зачастую порождает "клише" в сознаниях людей - это уродливый братец стереотипов. Клише основано на мнимой памяти и неподтвержденных (выдуманных) суждениях зрителя.

Это опасности, которые возникают при работе данной механики восприятия. Но так же фантазия помогает раскрыть потенциал вложенной истории в изображение. Да и не только в изображениях.

При должном развитии, человек прочтет, например, в "Преступлении и наказании" о страданиях, перерождении души и пр.; в ином же случае увидит лишь криминальную историю о том, как молодой студент убивает неприятную бабушку.

Все три вида восприятия работают совместно и постоянно. Чем более образован зритель, чем больше знаний он имеет, тем глубже он может воспринимать прочитанное. Будь то визуальный продукт или какой иной.

Визуальная продукция, по сути, не может быть плохой или хорошей. Просто она затрагивает разную аудиторию и воздействует на нее. Нельзя сказать (можно, конечно, но в нашем контексте как бы нельзя), что работы Леонардо да Винчи лучше, чем работы Василия Эдуардовича Пупкина (не гуглите, это вымышленный персонаж), который фотографирует симпатичных девушек в бикини. Они просто имеют различные цели, и наш мир был бы равно обделен, если одного из этих авторов не существовало. Возможно, подобное суждение сложно принять, ведь наше мнение формируется, благодаря множеству факторов: образованию, общественному мнению, личному опыту и пр.. Но что неинтересно для нас, может быть интересно другому.

Лучше понимая свою аудиторию, фотограф может менять контент и эстетическую составляющую своей продукции, чтобы найти или улучшить диалог и воздействие на зрителя. Тем самым, качественнее достигать поставленных целей в своей деятельности.

Всё вышесказанное не означает того, что ты, целеустремленный читатель, не должен для себя определять, что есть хорошо, а что плохо, и какой должна быть твоя аудитория, ведь от этого зависит повседневная деятельность фотографа. Утрированно говоря, если ты желаешь снимать для частного сектора, то визуальная продукция должна быть просто эстетически верна общественному мнению, если стремишься работать в рекламной сфере высокого уровня, то твои фотографии должны нести выстроенные истории с учетом сценария и технического задания (эстетика тоже важна, но не первостепенна), и т.д.. То есть цель определяет нашу повседневность, то, чем мы будем заниматься день изо дня. Здесь уж каждому свое.

Главное - поставить перед собой четкую цель, и ее достижение будет вопросом времени и вложенного труда.

У тебя все получится, успехов, бесконечность не предел и все дела.

18 апр. 2017

2521

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые