31 дек. 2015

4601

0

0

0

В этом году компания Canon выпустила на рынок две новые камеры: 5DS и 5DSR. Не так давно мне на тест передали 5DS — расскажу о своих впечатлениях от этого аппарата.

С первого взгляда становится понятно, что у этой «пятёрки» много общего с 5D Mark III. Внешний вид, габариты, масса, кнопки управления, диск режимов, слоты под карты памяти, разъём для дистанционного пульта — всё идентично. Единственное внешнее отличие — шильдик EOS 5DS и разъём USB 3.0, из-за размеров которого не осталось места для гнезда под наушники.

Новая маркировка батареи LP-E6N поначалу встревожила, но оказалось что 5DS совместима и с привычными LP-E6. В общем и целом, чтобы начать использовать новую камеру, достаточно переставить флешку, батарейку и объектив со старой.

Конечно же, самое главное отличие — это матрица. В стандартные 36х24 миллиметра здесь уместили 51 мегапиксель. Пятьдесят один, чёрт возьми. Выставляем RAW-формат, вставляем флешку на 16 Гб, и вместо привычных «536» высвечивается «188». Снимки в максимальном качестве весят от 50 до 75 Мб. Полноразмерный снимок имеет 8700 пикселей по длинной стороне и это, безусловно, впечатляет. Распечатать такой файл в 300 dpi можно форматом 70 сантиметров пиксель-в-пиксель и рассматривать хоть под увеличительным стеклом.

Логично, что для нормальной работы потребуются скоростные флешки, достаточно мощный компьютер и приличное количество места на винчестере. Я использую 120 МB/s карту и ноутбук с Core i7 (2,4 ГГц x 8), дискретным видео и SSD — но для комфортой съёмки и обработки потребуются более мощные устройства.

Следующий важный пункт — это объективы. На 23 мегаписелях снимать можно на что угодно — будь то EF 24mm f/2.8 или Гелиос-44. 5DS весьма требователен к разрешающей способности. Ознакомиться с перечнем рекомендованных стёкол можно здесь. Среди прочего там есть EF 50mm f/1.8 II и EF 40mm f/2.8, но в общем и целом список состоит из пунктов вроде EF 16-35mm f/4L IS USM, 24-70mm f/2.8L II USM и т.д. Сторонние производители уже успели выпустить объективы, нормально работающие с 5DS — это Tamron SP 15-30mm f/2.8 Di VC USD, о котором не так давно рассказывал, Sigma 50mm f/1.4 Art и другие новинки.


1/5", F/5, ISO 500

Несложно догадаться, что увеличение количества датчиков на сенсоре привело к уменьшению их физического размера. Камера чувствительна к малейшим вибрациям. Понимает это и производитель. Например, в настройке предподъёма зеркала можно сразу выставить автоспуск от 1/8 до 2 секунд (пункт «Блокировка зеркала»). Впрочем, чувствительна она не более, чем уже знакомые публике 7D Mark II со схожим физическим размером датчиков сенсора, не говоря уже о других кропнутых многомегапиксельных камерах. Так или иначе, если раньше при съёмке с рук стоило ориентироваться на выдержку, обратно пропорциональной фокусному расстоянию (например, 1/200 для 200 мм), то с 5DS стоит брать двойной запас (1/400 при 200 мм). В этом случае шансы получить резкое изображение существенно повышаются.


12", F/6.3, ISO 400

Существенный недостаток — проблема с падением резкости, связанная с дифракционным пределом. Если вы не знакомы с этим термином, прочитать подробнее можно здесь или здесь. В двух словах: физика неумолима, при закрытии диафрагмы после определённого числа начинается ухудшение резкости картинки. При прочих равных, у камеры с меньшим количеством мегапикселей это число будет больше, чем у камеры более мегапиксельной. Зависит это от физического размера пикселя — чем он меньше, тем больше проблем.

У 5DS дифракция начинает портить картинку уже на F/8, на F/11 видно серьёзное замыливание, а на F/16 лучше и не смотреть. Оптимальные диафрагмы — 6.3, 7.1. Это серьёзное ограничение, поскольку от диафрагмы зависит глубина резкости — при съемке городских сюжетов со средним и задним планом может возникнуть необходимость делать фокус-стекинг (съемка дублей с фокусом на разных планах для последуещего «сведения» в редакторе) или жертвовать резкостью.

Конечно, и без F/8 можно вполне успешно снимать город. Если используется хорошая оптика и нет достаточно важных объектов на среднем плане, резкость получается вполне достойная.

К сожалению, по динамическому диапазону существенных изменений нет — всё на том же уровне. Тени лучше экстремально не вытягивать даже на низких ISO, а уж если кадр пересвечен — пиши пропало.


1/3", F/6.3, ISO 400

Большое разрешение весьма полезно при съёмке городских видов. Панорамирование не всегда удобно — при съёмке на длинных выдержках, при быстро меняющемся освещении, при съемке динамично изменяющегося сюжета. С 50-мегапиксельным сенсором один спуск затвора — и на флешке кадр в 8700 пикселей по длинной стороне.


1/3", F/8, ISO 100

При необходимости можно неплохо кадрировать получившиеся снимки. Например, при спонтанной съёмке украшенного гирляндами Невского в рюкзаке не оказалось телевика. Картинка была снята на 50 мм и позже обрезана. Размер кропа, 5800 по длинной — это разрешение 5D Mark III.


½", F/6.3, ISO 100

Немного о нововведениях. Помимо добавления информации о кадрировании (16:9, 4:3), появилась возможность включать «кроп-режим»: х1.3 и х1.6. Однако практическое применение такой функции найти сложно. Действительно, при визировании через дисплей отображается скадрированная область, а в оптическом видоискателе затемняется «обрезаемая» часть. Но RAW-файл записывается целиком, без обрезки.


1/40", F/5.6, ISO 200

В оптическом видоискателе, помимо знакомого по третьей «пятёрке» электронного уровня, теперь можно вывести отдельным блоком большое количество дополнительной информации — баланс белого, режим перевода кадров, режим автофокуса, качество изображения. Минус в том, что эти символы чёрные и не подсвечиваются — соответственно, видны они лишь на светлом фоне. Дополнительный минус — информация о заряде батареи, в старых камерах отображавшаяся в подсвеченной нижней строке наряду с диафрагмой, выдержкой и ISO, также перенесена в новый блок.


1/80", F/6.3, ISO 320

Дополнился функционал интервальной съёмкой и таймером для режима BULB. Если вы когда-либо пробовали настраивать внешние вспышки через меню камеры — объяснять, почему эти возможности не на каждый день, не стоит. Да, всё работает, однако куда удобнее, быстрее и приятнее пользоваться привычными пультами для этих целей. А вот в случае, если пульт забыт дома — несомненно, камера выручит.


2", F/6.3, ISO 100

Любопытным было узнать рабочее ISO аппарата. Само собой, оптимальное качество получается на значениях 100-400, вполне чистая картинка выходит и на 800. Уже с 1600 шумы заметны, на 2500 громко заявляют о себе, а на 3200 рассматривать полноразмер весьма грустно. Однако, если уменьшить снимки до 5800 пикселей по длинной стороне (разрешение 5D Mark III), качество становится вполне приемлемым и сопоставимым. Подробнее взглянуть на тесты ISO можно здесь.


1/8", F/3.2, ISO 1000

Поскольку камера сделана на базе 5D Mark III, и системы автофокуса весьма схожи, 5DS неплохо справляется с репортажной съёмкой. В каком-то смысле это стрельба из пушки по воробьям, поскольку в жизни найти применение для 10-15 мегабайтных JPEG’ов довольно сложно. В газетах, журналах и интернете 23-х мегапикселей хватает за глаза.


1/60", F/2, ISO 2000

Разумеется, хорошо показала себя камера и в портретной съёмке.


1/125", F/4, ISO 250

5DS — весьма необычный аппарат. Хватает в нём и плюсов, и минусов. Человеку, заинтересовавшемуся этой камерой, стоит задать себе простой вопрос — «зачем мне 50 мегапикселей?». Если снимки пойдут в интерьерную печать, другую широкоформатную полиграфию или будут продаваться на стоках, тогда в её покупке и использовании может быть смысл. Тем, кому сверхширокое разрешение не требуется, куда больше подойдёт 5D Mark III.


1/800", F/1.4, ISO 200


1/10", F/6.3, ISO 200

31 дек. 2015

4601

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые