29 сент. 2016

8315

0

0

0

Со временем многие портретные фотографы сталкиваются с проблемой нехватки пространства в кадре: снимать крупно человека становится скучно, и появляется желание либо рассказать о персонаже за счет окружения, либо использовать окружение для композиционных решений. Сегодняшний зритель, к нашему сожалению, довольно смышленое создание и читает изображения довольно быстро, но если дать ему возможность “побегать” по изображению, то появляется шанс, что на нашей работе он задержится подольше.

Для отображения в фотографии пространства существуют широкоугольные объективы, которые очень многие портретные фотографы недолюбливают из-за геометрических искажений, как окружения, так и самого портретируемого. Конечно, ширик ширику рознь. Для меня за восемь лет работы оптимальным углом стал 28 мм. Все что больше 30 мм слишком “узко”, а от 20 мм и меньше уже создают значительные затруднения с компенсацией искажений.

Сегодня мы рассмотрим такой инструмент, как объектив Sony FE 28 мм f/2. Признаться, к Сони, как производителю фототехники, я всегда относился скептически, поскольку за прошедшие три десятилетия какие только товары данного производителя не побывали в моих руках, но далеко не для профессиональной фотографии. Мой скептицизм быстро улетучился после знакомства с данным объективом.

Сперва разберем технические параметры данного инструмента, которые ты, дорогой мой читатель, можешь узнать из каждого обзора на просторах интернета. Не беспокойся, мы сделаем это в одном абзаце:

Объектив совсем небольшой: всего шесть сантиметров ростом и диаметром с байонет фотоаппарата. (На первой же съемке я его перепутал, не глядя, с классическим портретником из-за старой привычки, что ширики размерами не обделены.) Вес тоже смехотворный: каких-то 200 грамм. Корпус металлический, как и электронное фокусировочное кольцо. Пыле и влаго-защита присутствуют, но похоже спрятаны в недрах самого объектива, так как внешне объектив монолитен и без резиновых одежек. Работает тихо, во время фокусировки внешние части неподвижны. Вот скучная часть и окончена.

Что же самое страшное в широкоугольниках? Под покровом дня и ночи они пугают портретистов тем, с чем немногие могут справиться - искажениями. На данном параде ужасов из вытянутых лиц, изогнутых стен и прочего, Sony FE 28 мм f/2 тихо плетется в сторонке немножко подбадривая сородичей.

При работе с фотоаппаратом Sony фотографы в основном руководствуются ЖК дисплеем, на котором легко проконтролировать пространство кадра, учесть все искажения и получить полное представление о том, какой выйдет фотография в итоге.

Так же, благодаря волшебству и программной компенсации в самом фотоаппарате Sony, искажения не так страшны, как у подобных объективов иных производителей. Подобная компенсация выгоднее, нежели та, что предоставляется нам продуктами Adobe: в Camera Raw, к примеру, при компенсации геометрических искажений происходит кадрирование, т.е. программа режет нашу фотографию, порой отсекая немалую часть рабочего пространства, ради которого мы и использовали широкоугольный объектив. Программная же компенсация самого фотоаппарата Sony позволяет нам уже во время съемки выбрать ту точку съемки, при которой в рамки кадра попадет все необходимое окружение.

Геометрические искажение, конечно, не пропадают вовсе, но они настолько слабы, что учесть, поправить и/или использовать их в своих целях довольно просто.

Что же касается виньетирования, то объектив Sony FE 28 мм f/2, к сожалению, не удивил: на открытых диафрагмах оно довольно заметное, как и у большинства шириков. На первый взгляд, проблем с компенсацией виньетирования посредством обработки не возникает, ведь кажется, что это привычное затемнение по рамкам кадра. Но на некоторых фотографиях я заметил, что идет не только изменение яркости объекта, но и его цвета на более холодный, чего ранее мною не встречалось у аналогов Sony FE 28 мм f/2.

Например, ниже представлены два кадра: первый снят на объектив 28 мм от Sigma, второй от Sony. Технические различия заключались лишь в первоначальной температуре и выдержке.

На первом покрывало довольно однотонно по цвету, на втором же заметен переход от теплых оттенков из центра к более холодным по краям. Первоначально я грешил на неучтенные цветовые рефлексии окружения и собственную криворукость, но из-за повторении подобного эффекта при иных условиях съемок сомнения пропали.
В целом подобный эффект доставляет неудобства лишь в случаях, когда в фотографии необходим однотонный объект, расположение которого предполагается более, чем на 30% изображения.

Теперь о неприятном: об аберрациях. Во многих обзорах об объективе Sony FE 28 мм f/2 на просторах интернета пишут, что он справляется с этой проблемой легко и задорно, и что аберрации не доставят проблем фотографу. Возможно это так, и мне просто не везет, но я их встречал в любой размытой светлой области и на многих контурах. Выглядят они обычно так:

Конечно, это небольшая проблема. С ней несложно справиться, но в кадре, созданном при открытой диафрагме, со множеством деталей на аккуратную чистку уйдет немалое количество времени. И это приходится учитывать.

Самым интересным для меня в объективе Sony FE 28 мм f/2 стали параметры резкости и размытия. Нет, мы не будем рабирать рисунок боке, и как красиво размываются огонечки ночного города. И не будем обсуждать скорость фокусировки (скорость и точность хорошая, без нареканий, если объект съемки статичен). Мы рассмотрим мягкость перехода от резкости к размытию.

Резкость - это микроконтраст. Говоря простым языком, зритель понимает, что область в резкости, за счет того, что у него есть возможность рассмотреть микроконраст текстуры. Например, если кожа в резкости, то зритель видит рисунок кожи (микроморщины, поры и пр.), если одежда - структуру ткани и т.д. Как ты знаешь, мой опытный читатель, на объективах не относящихся к Lensbaby, пространство кадра, которое будет в резкости, параллельно, скажем так, расположению линз объектива. И меняется лишь “толщина” резкости относительно диафрагмы. В связи с этим, на открытой диафрагме многих объективов легко заметить грань перехода от резкой области к уже размытой.

С одной стороны, подобная грань негативно сказывается на свето-теневом объеме изображения, так как даже при мягком рассеяном освещении на созданной фотографии можно заметить линии теней, что уменьшает плавность и глубину изображения. С другой же стороны, при использовании подобного эффекта в фотографиях, созданных для выкладки в интернете в небольшом размере, подобная “линейность” придает кадру больше четкости (в особенности размытым областям), и зрителю легче зацепиться взглядом и прочитать детали, находящиеся вне фокуса. Подобный нюанс помогает изображениям, в которых элементы в пространстве обязаны описать отображенного человека и подкрепить своей информацией его образ.

У Sony FE 28 мм f/2 переход от резкой области к размытой заметить очень сложно. За счет этого свето-теневой объем кадра увеличивается, позволяя зрителю погрузиться в изображение, почувствовать пространство отображенное в изображении и ощутить трехмерность элементов (не волнуйтесь, при желании подобное можно убить обработкой). Мне подобный эффект пришелся по вкусу, т.к. персонажи, отображенные в фотографии, легко вливаются в окружение, и нет постоянной потребности при обработке скрупулезно смягчать грани теней, чтобы максимализировать объем.

Но, по моему скромному мнению, в этом есть и минус: наш зритель еще не готов на просторах интернета видеть столь качественный светотеневой рисунок изображений, предоставляемый Sony FE 28 мм f/2, и существует риск потери внимания аудитории.

Напоследок пару слов о контрасте и цвете.
Цвет, создаваемый Sony FE 28 мм f/2, чистый, яркий, многогранный, если не брать в рассчет аберрации и мистическое виньетирование. Контраст мягкий, но явный: при различном освещении информация сохраняется как в светлых областях, так и в темных.

Подведем итог: Sony FE 28 мм f/2 - маленький легкий инструмент, которым несложно добиться четкой объемной картинки с чистым цветом и мягким светотеневый рисунком. Минусы его специфичны, и, по моему мнению, большинству фотографов не доставят неудобств.

29 сент. 2016

8315

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые