23 янв. 2017

3214

0

0

0

Введение

Как близко вы готовы подойти чтобы сделать удачный кадр? Для каждого жанра съемки будет свой ответ. Для пейзажиста это скорее вопрос про то, как далеко нужно уехать от дома для поиска подходящей натуры. Фотограф дикой природы старается подобраться ближе, но при этом не спугнуть объект съемки. Ну или наоборот - не сильно заинтересовать этот самый объект в качестве обеда. Портретисты также держат разумную дистанцию - достаточно близко чтобы без проблем общаться с моделью, но при этом всегда есть достаточно места для съемки на фокусном расстоянии 85-135мм. Фотографы-репортеры вообще как мантру повторяют знаменитое высказывание Роберта Капы: “Если твои снимки недостаточно хороши, значит, ты был недостаточно близко”, и норовят пробраться в первые ряды любых мало-мальски интересных мероприятий. Но всем им далеко до любителей макрофотографии. Вот где работа вплотную, вот где самый настоящий контакт.

Макрофотография один из самых интересных и впечатляющих жанров фотографии. Если в большинстве других жанров мы можем видеть все в более или менее знакомых взгляду видах, то макрофотография открывает нам окружающий мир в совершенно новом формате. Именно она позволяет нам заглянуть в глаза насекомого, разглядеть малейшие подробности текстуры лепестка роз и еще многое другое, то что обычно мы не замечаем из-за маленького размера. Это самая настоящая дверь в микромир. И ключом к этому миру являются макрообъективы.

Сразу хотелось бы обговорить вот какой момент - на рынке существует довольно большое количество объективов с приставкой Macro, но по сути таковыми они не являются. Дело в том, что для того, чтобы с полным правом именоваться объективом для макросъемки, нужна возможность проецировать изображение на сенсор в масштабе как минимум один к одному. То есть предмет длиной, к примеру, в 1 сантиметр будет спроецирован на 1 сантиметр матрицы. Очень много производителей добавляют к название приставку Macro для привлечения покупателей, тогда как их объективы, в лучшем случае, снимают в два раза меньшем масштабе. Но и настоящих макрообъективов тоже довольно много, практически у каждого производителя есть такой объектив, а то и несколько. Не исключение и линейка объективов Olympus под байонет micro 4/3. Уже достаточно давно у них появился отличный M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 MACRO - светосильный и резкий, позволяющий снимать в масштабе 1:1. Но в Olympus пошли дальше и выпустили новый объектив, который дает больший масштаб. Это M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro, позволяющий снимать макро с увеличением 1,25х. Познакомимся же с ним поближе.

Спецификация

Традиционно, для начала, ознакомимся с основными техническими характеристиками нового объектива.

Основные
Тип объектива С фиксированным фокусным расстоянием
Максимальный формат сенсора FourThirds
Фокусное расстояние 30 мм
Стабилизация изображения Нет
Крепление к камере Micro Four Thirds
Диафрагма
Максимальная F3.5
Минимальная F22
Кольцо управления диафрагмой Нет
Количество лепестков 7
Оптическая конструкция
Элементов 7
Групп 6
Специальные элементы и покрытия линз 1 асферический, 1 низкодисперсионный (EDA), 1 сдвоенный супер асферический (DSA)
Фокусировка
Минимальная дистанция фокусировки 0,095 м
Максимальное увеличение 1,25×
Автофокус Да
Тип двигателя Микромотор
Постоянная ручная фокусировка Нет
Тип фокусировки Внутренняя
Шкала дистанции фокусировки Нет
Шкала глубины резкости Нет
Физические характеристики
Вес 128 г
Диаметр 57 мм
Длина 60 мм
Климатические уплотнители в конструкции Нет
Цвета Черный
Диаметр для фильтра 46,0 мм
Возможность установки бленды Нет
Крепеж для установки на штатив Нет
Принадлежности в комплекте поставки Передняя и задняя крышки
Инструкция
Гарантийный талон

Объектив не предусматривает установку бленды, поэтому в комплекте её нет. Объясняется это спецификой макросъемки.

Как видно из спецификации, да, впрочем, и из названия, объектив имеет мало общего со своим предшественником - M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 MACRO. У новичка шире угол обзора, ниже светосила, а про оптическую схему и говорить не приходится. Но чем же он отличается в работе?

Знакомство

Объектив очень легкий и кажется немного игрушечным. Все дело в конструкции - он, как и все объективы для байонета micro 4/3 очень компактен и почти полностью сделан из пластика. Плюс еще и линзы у него небольшие. Но байонетное кольцо у объектива не пластиковое, а металлическое, что уже ставит его на ступеньку выше “игрушечных” объективов. Конструктивно он выполнен заметно иначе чем уже заслуживший хорошую репутацию, M.ZUIKO DIGITAL ED 60mm 1:2.8 Macro. У 30mm 1:3.5 Macro нет окошка дистанции фокусировки, нет переключателя ограничения по дальности фокусировки и он заметно меньше своего старшего коллеги в длину. Вообще, M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro внешне выглядит довольно аскетично. Никаких лишних переключателей и индикаторов, только кольцо фокусировки и немногочисленные надписи.

Но при всем при этом нет ощущения дешевости. Объектив хорошо собран, без люфтов или неточностей, кольцо фокусировки в меру тугое, но легко проворачивается. Добавляет стиля кольцо с наименованием объектива и фирменной голубой полосой, оно металлическое с ребристой фактурой. Байонетное кольцо, как уже упоминалось, металлическое, к сожалению, не оснащено никакими уплотнителями для обеспечения пыле- и влагозащиты камеры. Объектив не предназначен для работы в сложных климатических условиях.

Окончательно ощущение игрушечности исчезает после установки объектива на камеру. Но обо всем по порядку.

Автофокус. Времена проблемного автофокуса у объективов Olympus минули уже довольно-таки давно (если вообще когда-то были), и безукоризненная работа нового Olympus M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro не стала сюрпризом. Автофокус умеренно быстрый (впрочем “умеренность” - это скорее “заслуга” камеры, а не объектива), не очень шумный и, конечно, точный. Объектив немного дольше фокусируется в ближней зоне, но это общее свойство всех макрообъективов, обусловленное особенностями их конструкции. Исходя из амплуа объектива, трудно представить ситуации когда возможностей его автофокуса было бы недостаточно.

Однако, есть и некоторые неудобства связанные с фокусировкой. К примеру, отсутствие шкалы дистанции фокусировки (иногда, для ускорения фокусировки, полезно вручную установить дистанцию). Далее - управление фокусировкой в Olympus M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro электронное, то есть никак физически не связанное с кольцом фокусировки на самом объективе. Конечно, было сделано всё для повышения удобства быстрой фокусировки - скорость изменения фокуса зависит от скорости вращения кольца. Если крутить кольцо медленно, то пол оборота изменят дистанцию фокусировки лишь незначительно, а если быстро, то те же пол оборота могут изменить дальность с бесконечности до макро. В первое время это очень сильно сбивает с толку, но привыкнуть к этому не сложно. К сожалению, электронное управление фокусировкой приводит к тому, что после включения камеры фокусировка сбрасывается, даже если в настройках камеры стоит ручная фокусировка. И это очень сильно раздражает.

Кого-то может смутить не рекордная светосила нового объектива, но если разобраться, то ничего странного или подозрительного в этом нет. Дело в том что снимать макро, даже на f/3.5 и уж тем более на более открытых значениях диафрагмы, смысла никакого нет. Простой расчет показывает, что ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) на таком расстоянии до объекта, у полученного изображения будет стремится к сотым долям миллиметра. Такой кадр зачастую не несет никакого смысла - объекта съемки будет попросту не видно на большей части кадра. А это значит что снимать все равно нужно закрытой диафрагме и нет смысла гнаться за высокой светосилой.


Конечно объект съемки здесь узнаваем, но никаких деталей при этом нет.
ISO 1600, f/3.5, 1/10

Детализация. Все отлично начиная с открытой диафрагмы и по всему кадру. Это тоже неудивительно, объектив создавался для фиксации мелких деталей, было бы странно если бы он не выполнял своей основной функции.

Отдельно хотелось бы отметить отличный контраст изображения - ценное свойство для хорошего макрообъектива. Просветление объектива отлично показывает себя в контровом свете, образование паразитных засветок выявить не удалось. Минимальные хроматические аберрации (стремящиеся к нулю) и минимальное виньетирование прилагаются. Вообще к технической части изображения претензий нет вообще.

Зона размытия мягкая, взгляд не отвлекает. Хорошее боке не является обязательным требованием к макрообъективам, но является приятным дополнением.


ISO 1600, f/3.5, 1/30

Вторым по популярности сценарием использования макрообъектива является портретная съемка. Сочетание довольно большого эквивалентного фокусного расстояния с возможностью съемки с близкого расстояния очень заманчиво. Но в Olympus M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro, для достижения большого коэффициента увеличения, пришлось немного пожертвовать светосилой и, возможно, это не всем придется по вкусу. Но тем не менее объектив вполне можно использовать в качестве портретного.

Особенно если съемка идет с дополнительным светом и не предполагает сильного размытия фона.


ISO 1600, f/5, 1/15

Проверим же как объектив справляется со своей основной задачей - макросъемкой. Съемка с минимальной дистанции фокусировки впечатляет. Знакомые предметы приобретают новые детали, мир невероятно интересно рассматривать через такой объектив. Это, безусловно, раздвигает границы возможных объектов съемки и позволяет найти нестандартные творческие приемы. Единственным неудобством при этом можно назвать маленькое расстояние от передней линзы до объекта, при съемке с максимальным масштабом - в этот зазор шириной 1,4 см очень тяжело как-то воткнуть подсветку.


Обратите внимание - высокое диафрагменное число, с такого расстояния до объекта, дало такую маленькую ГРИП.
ISO 200, f/10, 1/250

Что, кроме увеличенного масштаба отображения, еще отличает новый объектив? Это, конечно, фокусное расстояние - 30мм у нового объектива, против 60 мм у старого. Что это дает? А дает это то, что даже при съемке одного и того же объекта с одним и тем же масштабом (предположим 1:1) в кадр с M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro поместится немного больше фона. Для чего это нужно? Например, для более интересной компоновки кадра. Или, вот к примеру, такой объектив больше подходит для домашней мультипликации - он позволяет вместить в кадр больше объектов, да и ГРИП при этом у него побольше.


ISO 1600, f/3.5, 1/20

Почему M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro вмещает в кадр больше фоновых объектов? Здесь сказывается тот самый эффект, когда для достижения того же коэффициента увеличения нужно подойти ближе к объекту. Перспектива при этом немного вытягивается, фоновые объекты становятся визуально меньше, позволяя лучше наполнить кадр.

А возможность фокусироваться с любого расстояния, это все-таки макрообъектив, также делает M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro хорошим выбором для использования в анимации - не нужно менять объектив для смены планов с общего на крупный или наоборот, достаточно просто сместить саму камеру.


ISO 1600, f/3.5, 1/15

Ну и один из самых любимых сюжетов в макро - цветы. Вообще многие называют макрофотографией снимки цветов “в полный рост”, но это, конечно, же не корректно.И виной этому знаменитая иконка “макро” в программных режимах большинства фотокамер.

На самом деле настоящая макрофотография цветка (с помощью M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro) выглядит как-то так:


ISO 200, f/11, 1/200

Такой кадр очень тяжело выполнить в виде пиктограммы.


ISO 1600, f/3.5, 1/50

ISO 1600, f/3.5, 1/25

ISO 1600, f/3.5, 1/100

ISO 200, f/11, 1/200

ISO 200, f/11, 1/250

ISO 200, f/11, 1/200

ISO 200, f/11, 1/200

ISO 200, f/11, 1/250

ISO 200, f/11, 1/200

ISO 200, f/11, 1/250

Итоги

В общем и целом объектив оставил только положительные впечатления. Плюсов у него много, но можно выделить несколько основных:

  • Маленький и легкий
  • Увеличение 1,25х
  • Отличное качество изображения по всем параметрам
  • Доступная цена

Есть и некоторые неудобства:

  • Электронное управление фокусировкой периодически ставит в тупик.
  • Требователен к освещению. Но тут хотя бы помогает встроенная в камеру стабилизация, без неё с рук снимать было бы очень трудно.

Дополнение линейки макрообъективов Olympus произошло внезапно. Не то чтобы кто-то ожидал каких либо изменений - под систему micro 4/3 вообще и у Olympus в частности уже были такие объективы. Но и тут нашлось чем удивить. Большее увеличение, отличная картинка и вменяемая цена. Есть о чем задуматься. Хотя если вас интересует именно качественная макрофотография, то ответ становится более очевидным.

23 янв. 2017

3214

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые