Техника в деле: Sony Alpha A7R II

11 июля 2016

16814

0

0

0

Вот уже пару лет, как знакомые рассказывают о полнокадровых беззеркальных "семёрках" фирмы Sony. Несколько петербургских пейзажистов уже давно снимают на них, не собираясь возвращаться на Кэнон. И вот, с выходом второй версии A7R, мне предоставилась возможность посмотреть на практике, насколько хороша знаменитая матрица с "бесконечными тенями", что из себя представляет камера в целом и в каких сферах она может быть полезна.

Рассказ ведётся с точки зрения человека, снимающего на серию 5D. Sony A7R II имеет довольно компактные габариты для полнокадрового фотоаппарата - 127x96x60 мм. Плотно скомпонованный корпус без особых изысков довольно увесист, 625 грамм - это 2/3 веса третьей пятёрки. Радуют при первом знакомстве удачные материалы корпуса, хороший отклик кнопок и колёс, откидывающийся дисплей, широкая и мягкая юбка видоискателя, большое количество настраиваемых "пользовательских" кнопок.

По отзывам владельцев первой версии A7R, в новой семерке проработаны многие слабые места. Добавлена блокировка диска режимов, кнопка спуска переместилась в привычное место и её полунажатие стало более чётким. Появились бесшумный режим съёмки, стабилизатор изображения, автоматическое ISO и выбор максимальной выдержки для него, опция сохранения RAW-файлов в максимальном качестве без компрессии, возможность заряжать камеру через порт microUSB во время съёмки.

Небольшая батарейка существенно ограничивает возможности камеры. Вторая версия идёт в комплекте с двумя аккумуляторами: свободы у владельца станет чуть больше, а дополнительных трат - чуть меньше.

Поскольку камера является беззеркальной, у оптики E-Mount расстояние между байонетом и матрицей меньше, чем у оптики для зеркальных камер. Благодаря этой особенности существуют безлинзовые переходники Canon EF - Sony E-mount и для других систем, позволяющие использовать парк сторонних объективов. Безусловно, используя родную оптику, пользователь получит более уверенный и скоростной автофокус, а также некоторую экономию в габаритах. В процессе обзора был использован переходник фирмы Sigma - отработал он хорошо, автофокус с USM объективами был вполне корректен. Однако, более известный вариант от Metabones снабжён креплением под штативную площадку, что весьма полезно при использовании тяжёлых объективов без "лапки".

Главный плюс A7R II - это динамический диапазон на низких ISO. Человеку, долгое время снимавшему только на Кэнон, подобная возможность поначалу кажется удивительной. Для примера возьмём обычный сюжет - персонаж в контровом свете, на которого не падает отражённый свет. При съёмке на Sony информации в тенях сохраняется столько, что можно выкрутить Shadows на неприличное значение 70, и они появятся - без шумов, во всей своей красе, включая текстуру материи баяна. "Дайте две!" - вот моя первая реакция после первого такого трюка.

Эта возможность лучше всего работает на ISO 100, несколько хуже на 200-400, дальше магия перестаёт действовать. Безусловно, даже с такими ограничениями, это весьма и весьма полезно - при съёмке города в контровом свете или ночью, интерьеров и портретов, любых сюжетов с серьезными перепадами в освещённости.

Конечно, недостаточно простого вытягивания теней в Лайтруме - для получения качественного результата куда лучше разобраться с ручной склейкой HDR по маскам из нескольких, экспортированных с разной экспозицией tiff'ов.

Итак, перед нами аппарат, возможности которого не то, чтобы безграничны, но весьма и весьма широки. Можно забыть о брекетинге - это весьма упрощает любую работу, особенно съёмку панорам, динамичных сюжетов или просто съёмку в условиях жёстко ограниченного времени.

Матрица камеры имеет разрешение в 43 Мп, это 8000 точек по длинной стороне. RAW-файл без сжатия весит около 90 Мб. Логично, что использовать с ней стоит только хорошие стёкла. EF 17-40 в эту категорию не попадает. =)

Наличие встроенного стабилизатора - полезная вещь. Однако он вряд ли будет часто востребован при серьёзной работе. Штатив надёжнее любого стаба. Так или иначе, возможность удержать с рук полсекунды присутствует.

A7R II отлично подходит для съёмки города - при использовании адекватной оптики на выходе получается качественная картинка с хорошим запасом информации в тенях. Особых требований к аппаратной части в этой сфере нет. Вполне полезен имеющийся в камере модуль Wi-Fi - для дистанционного управления. Однако родное приложение Play Memories совершенно не годится для дела. Нормальные возможности по управлению камерой удалось получить при использовании стороннего qDslrDashboard для Android-смартфонов. Также может быть востребована возможность зарядки от павербанка - нет необходимости в приобретении дополнительных аккумуляторов или фальш-батареи, это плюс.

Хороша семерка в съёмке портретов. При использовании объективов без автофокуса здесь есть удобная возможность приближения (х5, х12.5) выбранного участка кадра в режиме Live View. Разумеется, удобно, только если вынести эту функцию на отдельную кнопку. В Canon 5D Mark II и III тоже есть такая возможность, однако на A7R II пользоваться ей намного удобнее. И, само собой, в зеркалках нельзя увидеть приближенную область в видоискателе.

Нельзя не упомянуть о том, что изучить меню семёрки нужно заранее - особенно тем, кто держит её впервые. Раздел "Съёмка" и 2 раздела настроек по 8-9 подразделов, в каждом - по 6 пунктов, скомпонованы не то, чтобы очень логично. Например, форматирование карты находится в пятом подразделе второго раздела с настройками. Найти отключение предпросмотра экспозиции удалось только с помощью "Звонка другу" - пункт называется "Live View Display: Setting Effect ON/OFF".

Использую английский текст не от большой любви к иностранному языку - русская локализация не порадовала. В общем и целом можно понять, о чём речь, но сокращения вроде "Авто медл. затв.", "Ур. выдел. контур." и "Эл. пер. штор. затв." несколько тормозят знакомство с меню и не вызывают тёплых эмоций. Странно, что из меню можно перейти куда угодно - например, в режим Focus Magnifier (описанного выше приближения области кадра). Возможно, это может быть кому-то полезно.

И пройтись по меню, как и с любой камерой, перед первой съёмкой совершенно необходимо - отключить спуск затвора без карты и объектива, выключить шумоподавление и компрессию RAW, просмотр изображения сразу после съёмки и другие не самые полезные вещи.

Главной интригой, всё же, было другое - возможно ли использовать семерку для съёмки репортажа. В этой области на первом месте стоит не качество картинки и динамический диапазон, а удобство использования и работа автофокуса. Не самый удобный хват и скромный объём аккумулятора можно исправить батарейной ручкой. Объективы можно взять родные, чтобы не пенять на скорость АФ сторонних стёкол, накрученных через переходник. А вот с самим АФ - здесь работаем с тем, что есть.

Автофокус, на самом деле, вполне хорош - довольно цепкий и в покадровом режиме, и в следящем. Реагирует весьма быстро и редко промахивается. Однако есть один недостаток, который для меня перечёркивает все достоинства - это выбор точки фокусировки.

Есть несколько вариантов: это Wide (все доступные точки), Center (маленькая фиксированная центральная область), Zone (огромная перемещаемая область, занимающая треть площади кадра, на практике мало чем отличается от Wide), два интеллектуальных режима слежения и Flexible Spot. Последняя, пожалуй, самая адекватная опция - перемещаемая область, изменяющая размер от крохотной до маленькой.

Возможность поправить точку "на ходу", конечно, есть. Однако, в самом лучшем случае, чтобы переместить область фокусировки, потребуется нажать на центр диска и десяток раз щёлкнуть для её позиционирования. Перемещение происходит удивительно медленно. От края до края по вертикали - 13 щелчков, по горизонтали - 16. Китайцам, играющим в Starcraft, это не помеха, а вот обычного человека сразу выводит из равновесия.

К примеру, в 5D есть джойстик, с помощью которого можно за доли секунды переместить точку фокусировки из одного угла кадра в другой.

По понятным причинам, использование режимов Zone и Wide не кажется мне разумным - это лотерея. Камера за $4 тысячи сразу превращается в мыльницу "Point-and-shoot" и наводится, как ей заблагорассудится. Для экономии нервов лучше не пробовать снимать разноплановый стрит или репортаж таким образом.

Вышесказанное относится только к съёмке быстро меняющихся, малопредсказуемых сюжетов, обычных для репортажной и новостной фотографии. Возможности автофокуса семерки вполне достаточны для портретной съёмки.

Однако, если Сони проработает и этот недостаток - снабдит новую версию джойстиком или хотя бы приведёт в порядок настройки АФ в обновлении прошивки, вполне можно будет снимать на неё динамичные сюжеты.

Другой вопрос - зачем это делать? На текущий момент Sony A7R II стоит 230 тысяч рублей, комплект из "тёмных" 70-200mm F/4 и 24-70mm F/4 обойдётся ещё в 170 тысяч. Потребуется батарейная ручка, дополнительные аккумуляторы и пара-тройка быстрых флешек на 64 Гб.

При этом, камера всё равно будет уступать "пятёркам" Кэнон в удобстве хвата, скорости автофокуса и банальной прочности. Основное же её преимущество - качественные RAW-файлы с бесконечными тенями, в сфере стрит-фотографии и репортажа далеко не всегда востребованы, они, скорее, станут обузой, забивающей буфер и флешки дубль за дублем. А съёмка в JPEG на A7R II похожа на забивание гвоздей микроскопом.

В своей же весовой категории семерка смотрится весьма убедительно: отличная матрица, адекватное управление, откидной дисплей, возможность использования сторонней оптики без потери качества, зарядка от павербанка, управление по Wi-Fi, компактные размеры.

Подводя итог, можно сказать: не существует идеальной камеры, для каждой есть оптимальная сфера применения. Sony Alpha A7R II - отличный инструмент для съёмки города, интерьеров, архитектуры, портретов. Любую неспешную задачу, где требуется качественный результат высокого разрешения, можно решить с её помощью.

Но не стоит думать, что эта камера идеальна. Чудес не бывает.

Скачать архив с RAW-файлами из статьи и дублями ISO-теста можно здесь.


Короткий адрес материала: fotosklad.ru/A7R2.

11 июля 2016

16814

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые