Техника в деле: Canon EF 50mm f/1.4 USM

08 авг. 2016

15152

0

0

0

Здравствуй, дорогой читатель.

Давным-давно, когда я только начинал фотографировать, как и любой новичок, я поинтересовался у более старшего поколения, на какое фокусное расстояние лучше создавать портреты. Конечно, вопрос звучал совсем иначе, в стиле: «А что делать с людьми, если у меня есть фотоаппарат?». Большинство в один голос заявляло, что 50 мм – это самый главный портретный объектив. Давай же разберем, что это за объектив на примере Canon EF 50mm f/1.4 USM.

Ты наверняка уже ни раз читал обзоры и слышал различные мнения об этом объективе. Лично я не собираюсь поддерживать священную войну брендов или сухо описывать технические характеристики, которые ты без труда найдешь по первым ссылкам в поиске, а просто опишу свой опыт работы с данным объективом. Надеюсь, ты сможешь почерпнуть из моих перипетий всю необходимую информацию, чтобы упростить и улучшить свою работу, без совершения моих ошибок и траты такого количества времени.

К тем портретам, что я создаю сейчас, мой путь фотографа привел меня спустя семнадцать лет после появления на рынке объектива 50mm f/1.4, а именно в 2010 году. Если выбор бренда был по большей части случайностью, то выбор данного объектива – нет. И тому несколько причин:

  1. В основном мои съемки проходили не в очень просторных помещениях, и минимальная фокусная дистанция в 45 см очень заманчива, т.к. позволяет работать «впритык».
  2. Хорошая светосила по доступной цене. Когда я покупал этот объектив, его стоимость была примерно 10 тысяч рублей. Сейчас, по известным причинам, стоимость возросла, но, благо, не сильно.
  3. Компактность и вес. Размер сего объектива всего 74х50.5 мм, что очень удобно, если есть необходимость сложить в небольшую сумку 4 объектива и фотоаппарат (которая у меня возникает при каждой съемке). А вес всего-навсего 290 г, что очень радует, когда приходится бегать с аппаратурой часов восемь к ряду.
  4. Неплохая детализация объектов, хоть и сложно достижимая.

Как же на практике работает Canon EF 50mm f/1.4 USM?

Автофокус объектива, мягко говоря, не важный. На моем опыте он чаще мазал, чем попадал в нужный диапазон. О съемке динамики, движения в пространстве лучше и не задумываться. Со временем я предпочел наличие штатива и использование мануальной фокусировки слепому случаю и надежде на то, что кадр автоматически будет резким. С появлением привычки данный недостаток не сильно мешает, особенно учитывая то, что при съемке портретов мы в основном работаем с контролируемыми объектами, которые не сложно статично поместить в рамки изображения. При мануальном контроле фокусировки детализация объектов в зоне резкости четкая и очень приятная.

Геометрические искажения, конечно, присутствуют. Как не крути, объектив Canon EF 50mm f/1.4 USM является широкоуголным и создает бочкообразные искажения. Параметр отклонения от нормы хоть и небольшой (1.8%), но в крупных кадрах довольно заметный, особенно при использовании полнокадровых фотоаппаратов. Например, при съемке хэдшотов сильно вытягивается лоб, челюсть и порой щеки. Это легко решается на постпродакшине, если фотограф учитывает геометрические искажения во время съемки. Да, с одной стороны изображение человека, искаженного геометрически, не очень эстетично, но с другой стороны фотограф может использовать данные особенности объектива для максимализации пространственного объема в кадре: с фокусным расстоянием в 50 мм намного выгоднее акцентировать пластику портретируемого, расстояние между объектами в пространстве и многое другое, по сравнению с объективами, чье фокусная дистанция больше.

Поклонникам виньетирования данный объектив придется по душе, потому как на открытой диафрагме (меньше f/4.0) затемнение краев кадра заметно не вооруженным глазом. Лично я не являюсь фанатом подобного эффекта, т.к. он снижает возможность прочтения зрителем объектов в фотографии, которые расположены по краям. Для крупных планов это не очень страшно, потому что у фотографов меньше возможностей (места) и желания внести в изображение какие-либо элементы, помимо лика портретируемого. К тому же, любой фотограф знает: с чем не справляется объектив иль условия реальности – способна справится «обработка». Если в области виньетирования нет объектов, то ее компенсация (осветление) проходит без потерь для структуры кадра.

С хроматическими аберрациями 50mm f/1.4 справляется хорошо. Само собой разумеется, при открытой диафрагме на размытых элементах можно заметить привычные маджентовые и зеленые ореолы, как и при использовании иных объективов. Но в портретной съемке это редко создает какие-либо неудобства: для зрителя основным акцентом является человек в кадре, и размытым областям, если и уделяется, то совсем незначительное внимание.

К цветопередаче претензий нет: картинка получается по цвету такой же, как и в реальности. С контрастностью аналогично. Что же касается такого творческого параметра, как боке – оно есть. Как надеюсь и ты, читатель, я не отношу себя к ценителям современного искусства. И для меня размытие – это размытие. Боке спокойное, нейтральное, приятное и с, присущим данному объективу, рисунком.

Ах, да. Еще необходимо учитывать, что корпус объектива создан из пластика. Хорошего, но все же пластика. И, как многие фотографы жалуются: при падении, легком ударе, давлении и подобном, внезапно, объектив перестает работать. Само собой, какой фотограф не любит ненароком смахнуть объектив со стола или придавить его чем-то в сумке. На моем личном опыте было несколько случаев криворукости, когда я ронял объектив: в первый раз все закончилось благополучно, благодаря бленде и удаче, после второго раза пришлось отдавать в починку, а затем вовсе покупать новый. Признаюсь, я бы не относил данный параметр к недостаткам, ведь «криворукость» не вина производителей (но позаботиться о «защите от дурака» они могли бы).

Подводя итог можно выделить следующее: объектив Canon EF 50mm f/1.4 USM – это хрупкий инструмент с нестабильным автофокусом, среднего ценового диапазона, позволяющий достигать очень хорошей детализации, пространственного объема, цвета и необходимой контрастности изображения. Основное применение рекомендуется в создании портретов крупного плана, т.к., не считая геометрических искажений, остальные «недостатки» данного объектива будут незаметны, а плюсы акцентированы.

Так что, если у тебя крепкие нервы и есть терпение, то данный объектив – отличный инструмент для портретиста.

08 авг. 2016

15152

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые