• Обзоры
  • Как советский телевик «Рубинар» снимает Луну, Юпитер и Сатурн

Как советский телевик «Рубинар» снимает Луну, Юпитер и Сатурн

01 сент. 2021

577

3

0

4

Давным-давно, когда фотоаппараты были ещё пленочные (да что там, ещё пластиночных хватало!), Дмитрий Дмитриевич Максутов, советский оптик и астроном-любитель, придумал телескоп. Вернее, свою схему телескопа, модификацию доброго старого Ньютоновского рефлектора.

Максутовский объектив состоял из сферического зеркала и толстой линзы. Свет проходит через линзу, отражается от зеркала, отражается от маленького зеркала на внутренней стороне линзы и попадает уже в фотоаппарат.

Схема объектива. Изображение: wikipedia.org

Таким образом, при том же фокусном расстоянии объектив получается вдвое короче! Для супертелевиков это важно. Объективы Максутова использовались во время войны, а потом, в 1958, получили Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе. И выпускались в небольших количествах, да и сейчас продолжают выпускаться под маркой «Рубинар». 

Новый «Рубинар»-метровик стоит на сегодня около 60 тысяч. Старые — ну как повезёт, мне подарили списанные.

Безусловное достоинство этих объективов — естественно, фокусное расстояние. Можно фотографировать Луну — разумеется, с массивного штатива.

Луна. Фото: Александр Поволоцкий

При некоторой удаче можно поймать спутники Юпитера.

Юпитер и его спутники. Фото: Александр Поволоцкий

На Сатурн удачи не хватило, но даже таким его увидеть непросто.

Сатурн. Фото: Александр Поволоцкий

Можно подсматривать за птичками и даже снимать макро.

Фото: Александр Поволоцкий

У объектива стандартная резьба M42x1, для неё есть переходники под всё на свете. «Перебег» за бесконечность позволяет использовать его и на Nikon.

Очень большой и мягкий ход наводки на резкость (разумеется, только ручная). 

Впрочем, и недостатков у этих объективов тоже немало.

Как водится у советских объективов, качество. Не знаю про нынешние «Рубинары», но старый 3М и подобные бывают очень разные. Один из моих экземпляров, как раз метровик, «мылит» совершенно безбожно. Впрочем, современные китайские поделки по теме, говорят, неимоверно хуже. 

По словам тех, кто объективы разбирал — крепление зеркала. Оно нерегулируемое, и перепады температуры могут портить изображение. 

Они тяжелые. Снимать с полуметровика с рук при некотором навыке можно, но с метровика — нереально. Впрочем, современные супертелевики будут подлиннее да потяжелее, да и в 10-20-30 раз подороже.

Разумеется, никакого стабилизатора. 

Они тёмные. Диафрагма фиксированная, f/8 у 500мм, f/10 у 1000мм. Другими словами, штатив и высокая чувствительность очень желательны. Но тут уж ничего не поделаешь, для телескопа такая светосила очень хороша.

Даже при такой светосиле очень маленький ГРИП (глубина резкости). Наводка на резкость требует привычки, а отслеживание движущейся цели — практически магии.

Стал бы я покупать за стоимость приличного портретника такой телевик — новый? Пожалуй, нет. Доволен ли я своими старичками? Безусловно, да!

3

01 сент. 2021

577

3

0

4

4 комментария

Комментарий съеден котиком...

Комментарий съеден котиком...

Самые новые

Самые читаемые