Nikon Z9 против топовых беззеркалок: Canon EOS R3 и Sony a1

19 янв. 2022

5450

3

0

2

Фотография: dpreview.com

Иногда кажется, что производители камер окончательно сошли с ума стремлении переплюнуть друг друга: 8К видео, ISO на 204800, больше тысячи точек автофокусировки. Но согласитесь, порой за этой борьбой очень интересно наблюдать, особенно когда в игру врывается очередная камера для профи с абсолютно безумными характеристиками.

Nikon Z9 — новая топовая полнокадровая беззеркальная камера, которая уже успела наделать много шуму. Сегодня мы сравним её с хай-энд моделями от двух других производителей — Canon и Sony. 

У Canon недавно вышла очень похожая внешне Canon EOS R3, с интегрированным вертикальным хватом, а со стороны Sony в борьбу вступает наш король беззеркалок, Sony Alpha 1.

Все модели — топовые в своих линейках, а цены на них могут напугать неподготовленного зрителя. Но это не делает их равными, на деле у камер множество различий, о которых мы и поговорим.

Матрица

  • Nikon Z9: полнокадровая 45,7Мп многослойная BSI CMOS.
  • Canon EOS R3: полнокадровая 24,1Мп многослойная BSI CMOS.
  • Sony Alpha 1: полнокадровая 50,1Мп многослойная BSI CMOS.

Многослойная матрица обеспечивает более высокую скорость считывания, а это, в свою очередь, позволяет вести высокоскоростную серийную съёмку и видеозапись с высокой частотой кадров. Буквы BSI в названии означают заднюю засветку, которая обеспечивает более эффективную работу в слабом освещении по сравнению со стандартными CMOS-матрицами.

Самой «мегапиксельной» из тройки стала Sony. Специальная функция «съёмка со смещением матрицы» позволяет ей создавать снимки с ещё более высоким разрешением. С помощью неё вы можете получить 200-мегапиксельные фотографии с просто безумной детализацией. Пригодится, например, для печати огромных билбордов. 

Что касается спора Canon и Nikon, в плане разрешения матрицы более справедливо было бы сравнивать её скорее с «мегапиксельной» Canon EOS R5. У неё схожая 45-мегапиксельная матрица, однако она не многослойная, что ограничивает скорость считывания (о последствиях этого чуть ниже). R3 же стала первой камерой от Кэнон с многослойной матрицей, что добавляет ей очков для её основной специализации — съёмки сцен с быстрым движением. 

Так что среди тройки Nikon выглядит крепким середнячком, обходя Canon в плане детализации, но уступая 50-мегапиксельному монстру от Сони.

Затвор

В Z9 используется только электронный затвор, что понравится не всем из-за возможного эффекта роллинг шаттера и более медленной синхронизации затвора и вспышки. Фотография: camerajabber.com
  • Nikon Z9: 30 – 1/32000 сек (электронный затвор).
  • Canon EOS R3: 30 – 1/8000 сек (механический), 1/64000 сек (электронный).
  • Sony Alpha 1: 30s – 1/8000 сек (механический), 1/32 000 сек (электронный).

У Nikon Z9 затвор полностью электронный со специальным «щитком затвора», который защищает матрицу, когда камера без объектива или выключена. Электронный затвор обеспечивает более быстрое срабатывание, но при этом склонен к эффекту роллинг шаттера (визуальное искажение, которое проявляется во время записи видео, при панорамировании или движениях во время съёмки). При этом благодаря быстрому считыванию у всех трёх камер этот эффект проявляется минимально. По заверению Canon, эффект роллинг шаттера в R3 с её многослойной матрицей по сравнению с R5 и её обычной матрицей был снижен в три раза.

Для Canon R3 и Alpha 1 у вас есть выбор — снимать с механическим или электронным затвором, можно выбрать нужный в настройках. И если для механического затвора минимальная выдержка (для «заморозки» движения) одинаковая — 1/8000с (тут ничего нового не придумали), то электронный затвор EOS R3 способен работать на выдержке аж в 1/64000 секунды. Так что и тут R3 подтверждает свою специализацию супербыстрой камеры, которая идеально подойдет для съёмки экшн сцен, спортивных событий и любых быстрых движений. Хотя сказать, что Z9 и Alpha 1 — медленные камеры, точно нельзя.

Серийная съёмка

Все три камеры предназначены для скоростной серийной съёмки, а значит большие телезумы для них прекрасная пара. Фотография: amateurphotographer.co.uk

Nikon Z9

  • Электронный затвор:
  • 20 к/с на 45,7Мп в RAW (буфер в 1000 кадров);
  • 30 к/с на 45,7 Мп в JPEG (буфер — пока не закончится память);
  • 120 к/с на 11Мп.

Canon EOS R3

  • Электронный затвор:
  • 30 к/с на 24,1Мп до 150 кадров (RAW) / 540 кадров (JPEG).
  • Механический затвор:
  • До 12 к/с на 24,1Мп до 1000 кадров (RAW/JPEG).

Sony Alpha 1

  • Электронный затвор:
  • 30 к/с на 50,1Мп до 155 кадров (RAW) / 165 кадров (JPEG);
  • 20 к/с на 50,1Мп до 238 кадров (RAW) / 400 кадров (JPEG).
  • Механический затвор:
  • До 10 к/с на 50,1Мп (RAW/JPEG).

Одна из главных специализаций для всех трёх моделей — скоростная серийная съёмка. Все три могут снимать на 30 к/с, но с разным буфером, при этом Nikon Z9 на 30 к/с снимает только в JPEG. Если вы хотите снимать в RAW, скорость падает до 20 к/с. Однако буфер в 1000 снимков в этом режиме впечатляет, такого другие камеры не предлагают.

В целом, если выбирать одну камеру для серийной съёмки с приоритетом скорости, Canon, пожалуй, выглядит наиболее интересно благодаря механическому затвору. Но надо учитывать, что разрешение фотографий у неё намного меньше.

Стабилизация

  • Nikon Z9: 5-осевая стабилизация смещением матрицы, компенсация до 6 стопов экспозиции.
  • Canon EOS R3: 5-осевая стабилизация смещением матрицы, до 8 стопов экспозиции с оптически стабилизированным объективом.
  • Sony Alpha 1: 5-осевая стабилизация смещением матрицы, 5,5 стопов экспозиции.

Все три камеры используют встроенную систему стабилизации (IBIS), которая двигает матрицу для того, чтобы компенсировать физическую тряску и дрожание. И все три камеры обеспечат лучшую стабилизацию изображения при использовании объектива, дополнительно оснащенного оптическим стабом, поскольку встроенная и оптическая системы работают сообща. 

Компенсация до «Х» стопов экспозиции обозначает следующее: если стабилизатор компенсирует, к примеру, 3 стопа экспозиции, то упрощенно это значит, что вы можете получить условно одинаковые по качеству снимки на выдержках 1/15 сек и 1/125 секунды (со стабилизатором и без него, соответственно).

К сожалению, сравнить все три камеры по эффективности стабилизации не получится, так как Canon предоставляет характеристику только при работе с оптически стабилизированным объективом. Если сравнивать Nikon и Sony, то на бумаге Z9 выглядит лучше a1, хотя на практике (например, при съемке с рук в плохом освещении) вы вряд ли заметите разницу в четкости картинки.

Автофокус

В Canon EOS R3 автофокусом можно управлять глазами. Фотография: canon-europe.com
  • Nikon Z9: 493 точки автофокуса (фазовая детекция), ИИ распознавание людей, домашних животных, птиц и транспортных средств. ИИ автоматически определяет объект без необходимости предварительного выбора типа объекта до съёмки.
  • Canon EOS R3: 1053 точки автофокуса (фазовая детекция), распознавание животных (включая птиц) и людей (лица/глаза), транспортных средств — с предварительным выбором типа объекта. Управление автофокусом с помощью взгляда.
  • Sony Alpha 1: 759 точек автофокуса (фазовая детекция), распознавание животных, птиц и людей (лица/глаза) — с предварительным выбором типа объекта.

Z9 выглядит самой продвинутой камерой в плане автоматического распознавания объектов, хотя у неё минимальное количество точек автофокусировки.

Если вы планируете снимать быстродвижущиеся транспортные средства — авто и мотоциклы, то Sony Alpha 1 будет не самым подходящим вариантом в сравнении с двумя другими — у неё нет специального режима, хотя вы и можете использовать стандартную систему следящего автофокуса.

Canon EOS R3 может похвастаться максимальным числом точек автофокуса, что делает её автофокус особенно быстрым и цепким, а также впечатляющим режимом автофокусировки с помощью взгляда — после калибровки камера автоматически определяет, на что направлен ваш взгляд в видоискателе.

В любом случае, на практике вы вряд ли разочаруетесь в какой-то из этих камер — все три получили самые современные технологии автофокусировки из доступных на рынке.

Видео

  • Nikon Z9: 8K до 30 к/с, 4K UHD до 120 к/с (16:9);
  • Canon EOS R3: 6K до 60 к/с, 4K DCI/UHD до 120 к/с (17:9/16:9).
  • Sony Alpha 1: 8K 30 к/с, 4K UHD до 120 к/с (16:9).

По словам представителей Nikon, Z9 может вести видеозапись до двух часов без перегрева. Камера не поддерживает соотношения сторон DCI/CINE, предлагая только 16:9 для 8K и 4K. Возможно, в будущем обновлении прошивки будет добавлена поддержка других соотношений сторон. Компания уже заявила, что планирует добавить поддержку RAW-видео в 8К с записью на карту памяти.

Sony Alpha 1 также не предлагает варианта записи 4K в CINE/DCI, поддерживает только 4K UHD. 8K записывается с разрешением сторон 16:9. По словам разработчиков, камера может записывать видео 8К на 30 к/с до 30 минут без перегрева. А ещё a1 поддерживает вывод в 4К RAW с глубиной цвета в 16 бит на внешний рекордер.

Canon EOS R3 не предлагает 8K, так что, если вы хотите такое разрешение, стоит обратить внимание на Canon EOS R5. При этом напомним, что у R5 есть проблема с перегревом при записи на максимальных настройках. EOS R3, в свою очередь, предлагает запись с DCI разрешением сторон 17:9 в 6K и 4K, а также вывод в RAW 12-битного 6K материала.

У всех трёх камер есть полный набор инструментов для видеографов, включая удобные для цветокоррекции log-профили.

В целом, в плане видеозаписи Nikon Z9 и Sony Alpha 1 выглядят как примерно равные конкуренты, оставляя R3 немного позади.

Дисплей

У Nikon дисплей не полностью поворотный, но интересный механизм позволяет наклонять его по трем осям. Фотография: dpreview.com
  • Nikon Z9: 3,2 дюйма, 2,1 млн точек, наклонный дисплей (по 3 осям).
  • Canon EOS R3: 3,2 дюйма, 4,15 млн точек, полностью поворотный дисплей.
  • Sony Alpha 1: 3 дюйма, 1,44 млн точек, наклонный дисплей (по 2 осям).

Несмотря на самую высокую цену, у Sony Alpha 1 самый слабый дисплей — он меньше по размеру и разрешению по сравнению с конкурентами. 

А вот Canon EOS R3 выделяется — у экрана фотокамеры не только огромное разрешение, он ещё имеет удобный поворотный механизм. Nikon Z9 здесь вновь находится посередине — хорошее разрешение и интересный механизм наклона экрана по трем осям.

Электронный видоискатель

  • Nikon Z9: 3,69 млн точек, увеличение 0.8x
  • Canon EOS R3: 5,76 млн точек, увеличение 0.76x, частота обновления до 120 к/с.
  • Sony Alpha 1: 9,44 млн точек, увеличение 0.9x

Увеличение видоискателя — это отношение размера фактического изображения, видимого невооруженным глазом, к размеру изображения, видимого в видоискателе. И чем оно больше, тем лучше.

Если дисплей у Sony получился самым слабым, то видоискатель разработчики прикрутили классный — супердетализированная панель имеет разрешение 9,44 млн точек, а также самое лучшее увеличение 0,9x. 

Видоискатель в Canon EOS R3 может похвастаться большей детализацией, чем у Nikon Z9, при этом увеличение примерно одинаковое. А ещё Canon (как и Sony) позволяет увеличить частоту обновления видоискателя до 120 Гц (у Nikon 60Гц) в полном разрешении для того, чтобы следить за быстрым движением в кадре. Так что, в целом, Canon обходит Nikon по этому показателю.

Батарейка

  • Nikon Z9: 770 снимков с дисплеем (режим экономии энергии), 740 снимков с видоискателем, 170 минут видео
  • Canon EOS R3: 860 снимков с дисплеем, 620 снимков с видоискателем
  • Sony Alpha 1: 530 с дисплеем, 430 с видоискателем

Nikon Z9 и Canon EOS R3 поставляются со встроенным вертикальным хватом, благодаря чему они получили большие профи-батарейки. Из-за этого они ощутимо обгоняют Sony по производительности. Между собой камеры могут поспорить: если при съёмке вы чаще пользуетесь дисплеем, то Canon EOS R3 продержится дольше, а если видоискателем — Nikon Z9.

Однако если вы добавите к Sony опциональный вертикальный хват VG-C4EM, в котором умещается ещё одна батарейка, то чемпионом станет Sony — 1060/860 снимков (дисплей/видоискатель).

Размер и вес

Разница в «философии» очевидна. Фотография: digitalcameraworld.com
  • Nikon Z9: 149 x 149,5 x 90,5mm, 1340 грамм
  • Canon EOS R3: 150 x 142,6 x 87,2mm, 1015 грамм
  • Sony Alpha 1: 128,9 x 96,9 x 80,8mm, 737 грамм

Очевидно, что Sony без вертикальной ручки — намного более компактная и лёгкая камера. А вот Z9 и R3, выполненные в стиле профессиональных зеркалок, не сильно отличаются между собой по размеру, хотя Nikon немного побольше, а вот разница в весе уже ощутимее — Nikon тяжелее на 300 грамм.

Эргономика и органы управления

  • Nikon Z9: три фронтальных кнопки, верхний дисплей
  • Canon EOS R3: две фронтальных кнопки (повторяются для съёмки в вертикальной ориентации), верхний дисплей
  • Sony Alpha 1: нет фронтальных кнопок и верхнего дисплея

В плане органов управления Sony вновь сложно сравнивать с двумя другими моделями: EOS R3 и Nikon Z9 в стиле профи-зеркалок оснащены верхним дисплеем, демонстрирующим текущие настройки, и фронтальными кнопками, на которые можно навесить различные функции. 

Sony же следует традициям классических (если можно так сказать) полнокадровых беззеркалок и ставит в приоритет бóльшую компактность.

Цена

  • Nikon Z9: 5500$; 490 000 рублей
  • Canon EOS R3: 6000$ (рекомендованная цена производителя); 510 000 рублей (розничная цена в России)
  • Sony Alpha 1: 6500$; 535 000 рублей

Да, чтобы заполучить любую из этих камер, скорее всего, придётся расстаться с почкой, тем не менее, в случае с Nikon Z9 у вас останется немного денег на реабилитацию. Новинка Nikon стоит на 1000 долларов дешевле «альфача» Sony и на 500 долларов меньше скорострела Canon.

Для сравнения, топовые зеркальные камеры с вертикальным хватом Nikon D6 и Canon EOS-1D X Mark III в своё время стартовали с 6500$, так что новые R3 и Z9 можно назвать весьма выгодным предложением на их фоне. 

У Sony нет альтернативной зеркалки, но её специализированная скоростная A9 II рекомендуется к продаже за 4500$, так что Sony a1 выглядит самой дорогой в линейке не только в абсолютных, но и в относительных значениях.

Итоги

Несмотря на статус топовых камер своего бренда, Nikon Z9, Canon EOS R3 и Sony a1 — разные устройства, каждое со своими сильными и слабыми сторонами.

Прежде всего, сам дизайн корпуса говорит о том, что Nikon Z9 и Canon EOS R3 наследуют профессиональным зеркальным камерам с интегрированной вертикальной ручкой для простоты съёмки в портретной ориентации. Для Sony a1 вы можете докупить ручку в качестве опционального девайса, что с одной стороны делает её более компактной, а с другой, и без того увеличивает стоимость самой дорогой камеры в списке. При этом с её 50,1-мегапиксельной матрицей никто поспорить не сможет.

Nikon Z9, в свою очередь, выглядит, как эдакий середняк — нечто среднее между скоростной Canon EOS R3 и супермегапиксельной Sony a1. Она же и самая дешёвая в списке, что делает её, пожалуй, наиболее универсальным вариантом. Nikon и Sony также спорят между собой за первое место в плане видеосъёмки.

Что касается R3, то она ожидаемо, лучшим образом заточена для спорта и быстрых экшн-сцен. Об этом говорит все, от скорости серийной съёмки до 120 Гц видоискателя.

* при подготовке статьи использовались материалы ресурсов amateurphotographer.co.uk и dpreview.com.

3

19 янв. 2022

5450

3

0

2

2 комментария

В Nikon Z9 с новой прошивкой завезли 120Hz для видоискателя.

Михаил Зимин

29 сент. 2022

Да, расстаться с почкой, чтобы заполучить любую из этих камер, придётся... Поэтому, скорее всего, придется на "кошках" зарабатывать долго))). Вообще, почку жалко, можно расстаться с менее ценным)). Спасибо за обзор!!!

Самые новые

Самые читаемые