• Обзоры
  • Объектив для предметной съёмки: макро, тилт-шифт или штатный зум

Объектив для предметной съёмки: макро, тилт-шифт или штатный зум

18 дек. 2023

2962

0

0

0

Предметная съёмка может быть разной. Это и каталожная съёмка одежды на белом фоне, и съёмка блюд для меню, и съёмка ювелирных изделий со сложным светом и кропотливой ретушью. А для разных задач нужно разное оборудование. В каких случаях предметному фотографу пригодится специализированный объектив, а в каких для хорошей фотографии хватит обычного штатного объектива, читайте в этом тексте.

Если у вас один объектив, вы можете сфотографировать всё, кроме самого объектива. Если у вас два объектива — вы можете сфотографировать вообще всё / Фото: weeattogether.com

Макрообъективы для предметной съёмки

Первое, что приходит в голову при слове «макрообъектив» — это съёмка чего-то маленького. Насекомые, цветы, или, в случае предметной съемки, ювелирные украшения. И это действительно так. Фотографам, которые специализируются на съёмке колец, серёжек, часов и другой мелкой предметке не обойтись без макрообъектива, если им нужно получить красивые детализированные фотографии.

Без макрообъектива сложно получить такой снимок / Фото: ecommercephoto.co

Но макрообъективы подходят не только для съёмки мелких предметов. Многие предметные и фуд-фотографы используют в своей работе макрообъективы, даже если снимают что-то более крупное — например, косметику, автозапчасти или делают фотографии еды для меню. На это есть несколько причин.

Первое — резкость. Хороший макрообъектив даёт резкую картинку с хорошей детализацией и минимумом аберраций, при этом резкость у него равномерная по всему кадру. Конечно, речь идёт в первую очередь о дорогих объективах известных брендов — например, Sony FE 90mm f/2.8 Macro G или  Nikon 105mm f/2.8G Micro-Nikkor.

Второе — удобное для предметной съёмки фокусное расстояние. Если посмотреть на макрообъективы разных производителей, то можно заметить, что фокусное расстояние у них очень похоже и чаще всего лежит в диапазоне от 90 мм до 135 мм. У Canon это Canon RF 100mm F2.8L Macro, у Fujifilm — Fujifilm XF 80mm F2.8 R Macro (ЭФР равно 120 мм), у Olympus — M.Zuiko Digital 60mm f/2.8 Macro (ЭФР тоже 120 мм). При съёмке на такие объективы предметы на фото выглядят гармонично и пропорционально, без широкоугольных искажений — а это как раз то, что хочет видеть заказчик в большинстве случаев. 

Фуд-фото на Canon EF 100mm f/2.8L Macro / Фото: weeattogether.com

При выборе макрообъектива для профессиональной работы в первую очередь стоит обратить внимание на современные модели известных производителей. Проще всего взять объектив того же производителя, что и камера, но можно использовать и другие — например, Sigma выпускает хорошие объективы для разных байонетов (например, Sigma AF 105mm f/2.8 Macro для полнокадровых зеркалок Nikon и Sigma 70mm f/2.8 DG Macro для кропнутых беззеркалок Sony).

Конечно, есть и более дешёвые варианты макрообъективов — например, мануальные объективы китайских производителей или б/у объективы для плёночных камер, которые можно поставить на современные беззеркалки через переходник. К сожалению, для профессиональных целей подходят хуже из-за более низкого качества съёмки.

У современных автофокусных макрообъективов есть ещё один плюс: их удобно использовать для съёмок со стекингом по фокусу. Бывают ситуации, когда нужно получить резкое фото всех предметов в кадре, но глубины резкости даже на закрытой диафрагме недостаточно, чтобы уместить всю сцену в ГРИП. В таких случаях помогает стекинг по фокусу: фотограф делает несколько снимков, фокусируясь на разных объектах, а потом собирает из этих кадров готовое фото, в котором всё резкое (о том, как снимать и собирать такие фото, читайте в этом тексте).

Слева: даже на диафрагме f/16 задний флакон недостаточно резкий. Справа: стекинг из нескольких кадров позволяет получить снимок с двумя резкими флаконами / Фото: fstoppers.com

Многие современные камеры умеют самостоятельно делать снимки с брекетингом по фокусу: фотограф задаёт количество снимков и шаг фокусировки, а камера сама перефокусирует объектив и делает серию снимков. Например, это умеют делать Fujifilm X-T5 и Nikon Z6 II

Тилт-шифт объективы для предметной съёмки

Тилт-шифт объективы — это объективы, у которых оптическая ось объектива может наклоняться (tilt) или сдвигаться (shift) относительно центра матрицы. Это позволяет прямо при съёмке исправлять перспективные искажения на фотографиях, и гибко управлять ГРИП. 

Тилт-шифт обектив Nikon / Фото: digitalcameraworld.com

Для получения правильной перспективы на снимках используется функция сдвига объектива. Например, при съёмке флакона на обычный объектив с нижней точки камеру нужно наклонить вверх, чтобы уместить объект в кадр, и в результате вертикальные линии перестают быть параллельными друг другу. При съёмке на тилт-шифт камера остаётся параллельной флакону, а объектив сдвигается вверх — а значит, вертикали останутся вертикальными.

Кадр обычный объектив (слева) и на тилт-шифт с использованием функции сдвига объектива (справа) / Фото: petapixel.com

Конечно, вертикали легко поправить в редакторе. Но у режима сдвига есть ещё один плюс: можно избавиться от ненужных отражений камеры в блестящих предметах. Если камера находится прямо напротив снимаемого предмета, она может перекрыть часть света или отразиться в нём. С тилт-шифт объективом можно сдвинуть камеру в сторону, и она не будет перекрывать свет и отражаться. 

Тилт-шифт объектив поможет сберечь нервы и сэкономить время на ретуши / Фото: petapixel.com

Функция наклона объектива (tilt) позволяет наклонить плоскость фокусировки и добиться большей ГРИП. Имея тилт-шифт объектив, фотографу не нужно делать несколько снимков и возиться со стекингом при обработке. Если предмет в кадре не влезает в ГРИП, достаточно использовать наклон объектива, и сразу получить готовый кадр с нужной глубиной резкости.

Вот так меняется положение плоскости фокусировки при наклоне объектива / Фото: petapixel.com

Например, на фото ниже даже на полностью закрытой диафрагме дальние бусины браслета всё ещё остаются нерезкими, при этом качество снимка снижается из-за дифракции (слева). Взяв тилт-шифт, можно получить снимок с полностью резким браслетом (справа).

Сравните задний ряд бусин на снимках слева и справа / Фото: photigy.com

Тилт-шифт объективы пригодятся тем фотографам, которые специализируются на съёмке ювелирных изделий, часов и другой продукции, когда важно уместить снимаемый предмет в ГРИП. С таким объективом не нужно делать десяток кадров с брекетингом по фокусу а потом собирать их в редакторе — достаточно настроить объектив и сделать один снимок. При больших объёмах работы это позволит сильно сэкономить время и при съёмке, и при обработке. 

Штатный зум-объектив для предметной съёмки

Если фотограф не специализируется на предметной съёмке, а снимает всё подряд, то ему может быть не выгодно покупать отдельный объектив специально для предметки. В этом случае можно обойтись стандартным зум-объективом. 

В некоторых случаях он подойдёт даже лучше. Например, при съёмке в стиле флетлей длиннофокусный макрообъектив использовать неудобно: его придётся слишком сильно отодвигать от фона. Нужно будет использовать очень высокий штатив или залезать на стул и поднимать руки с камерой над головой. А зум-объектив можно установить на фокусное расстояние 35-50 мм, и спокойно снимать хоть со штатива, хоть с рук. 

Предметная съёмка в стиле флетлей / Фото: soona.co

Еду тоже вполне можно снимать на штатный зум. Даже не самый светосильный Canon RF 24-105mm F4L позволяет получить снимки с красиво размытым фоном и акцентом на главном блюде. Такие кадры можно спокойно использовать и для соцсетей, и для печати меню или флаеров.

Фуд-фото на Canon RF 24-105mm F4L и Canon RP / Фото: dpreview.com

А вот для съёмки мелких предметов и ювелирных изделий штатные зумы подходит плохо. У большинства из них слишко маленький коэффициент увеличения, и небольшие предметы будут занимать слишком мало места на фотографии. Например, у Nikon 24-70mm f/2.8 коэффициент увеличения равен 0,28 — это значит, что с его помощью можно снять предмет размером 12х8 см так, чтобы он занимал всю площадь полнокадровой матрицы. 

Впрочем, некоторые штатные объективы неплохо справляются с подобной съёмкой. У Olympus 12-40mm F2.8 Pro коэффициент увеличения тоже небольшой, всего 0,3. Но он предназначен для камер Микро 4/3 с небольшим размером матрицы, и поэтому на него можно снять предмет размером 6х4 см во весь кадр. 

Кольцо, снятое на Olympus 12-40mm F2.8 Pro / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Если же нужно снять что-то более мелкое, к штатному зуму можно добавить макрокольца. Стоят они недорого, а так как в них нет никаких линз, то и на качество картинки они не влияют, только на масштаб. Есть совсем дешёвые варианты без электронных контактов, но их использовать неудобно: фокусироваться придётся только вручную, а диафрагма останется в полностью открытом положении.

Более дорогие кольца сохраняют контакт между объективом и камерой — а значит, будет работать и автофокус, и стабилизатор в объективе (если он есть), и управление диафрагмой с камеры. А если камера поддерживает брекетинг по фокусу, то с такими макрокольцами эта функция сохранится.

18 дек. 2023

2962

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые