Обзор Sony A7 IV: характеристики, фишки, отличия от Sony A7 III

29 нояб. 2022

21666

1

1

2

Фотография: imaging-resource.com

Sony A7 III, суперпопулярная полнокадровая беззеркалка для продвинутых фотографов, обрела преемника: четвёртая версия, по заверению компании, получила важные улучшения. Насколько хороша новая Sony A7 IV и стоит ли обновляться с «тройки» — разбираемся в сегодняшнем материале.

Время не стоит на месте

Sony A7 III — легендарная камера. Она наделала много шума: доступная по цене полнокадровая беззеркалка с качественной картинкой, отличным автофокусом и в компактном лёгком корпусе. Но на момент выхода у неё не было достойных конкурентов. Сейчас — другое дело, и классных полнокадровых беззеркалок для энтузиастов хоть отбавляй: Nikon Z6 II, Canon EOS R6, Panasonic DC-S1 и это лишь верхушка списка. За четыре с половиной года с момента выхода «тройки» многое поменялось и в плане технологий.

Серия а7 — серия не для нишевых профи, в отличие от видеоориентированной а7s или A7R c монструозными многопиксельными матрицами, а для «энтузиастов» — продвинутых фотографов, которым нужна универсальная «машинка», которая не подведёт в самых разных ситуациях.

Дизайн и эргономика

Внешне новинка выдержана в стилистике остальных новых полнокадровых моделей Sony: A1, A7R III, A7S IV. Это означает приятный чуть более выраженный по сравнению с «тройкой» хват, удобный для работы с тяжёлыми длиннофокусными объективами. Нов целом по размеру и весу камеры практически одинаковые.

«Тройка» слева, «четвёрка» справа. Фотография: amateurphotographer.co.uk

В новинке есть четыре кастомизируемых диска управления — фронтальный, центральный под большой палец, вращающийся диск сзади (он же «джойпад») плюс ещё один на верхней панели. 

Последний диск на многих тушках Sony используется как диск компенсации экспозиции, но тут его можно использовать как угодно (ISO, баланс белого, диафрагма), и у него по-прежнему есть удобная кнопка блокировки.

У новой A7 множество кастомизируемых органов управления. Фотография: imaging-resource.com

Также модель получила удобный обновлённый джойстик автофокуса, такой же, как в A1. 

Сенсорный интерфейс работает и в меню, а система меню в новинке такая же, как в A7S III и A1, то есть очень удобная и интуитивно понятная (в отличие от многих более старых моделей, в том числе и А7 III).

В плане общей эргономики и работы эта камера выглядит как любой полнокадровый флагман от Sony. Так что если вы покупаете «четвёрку» после A7 III, то почувствуете, насколько стало проще и удобнее управлять камерой.

Дисплей и видоискатель

Задний дисплей в Sony a7 IV — всё та же панель с разрешением чуть менее миллиона точек (921 тыс.) — честно говоря, ничего особо выдающегося для 2022 года. Однако теперь он полностью поворотный, в отличие от наклонного механизма в III поколении, что намекает на возросшую роль видеосъёмки (поворотный экран лучше подходит для видео: он не мешает подключённым аксессуарам, удобен для съёмки селфи-влогов и т.д.).

Слева «тройка» с наклонным экраном и старой системой меню. Справа — «четверка» с поворотным экраном и более удобным интерфейсом. Фотография: amateurphotographer.co.uk

А вот видоискатель получил большее разрешение — 3,69 млн точек вместо 2,36 млн в предыдущем поколении, что теперь соответствует уровню конкурентов. У видоискателя есть опции High (высокое) и Default (стандартное) для разрешения. Вариант High предлагает мощное увеличение детализации, однако во время работы следящего автофокуса оно автоматически падает до стандартного разрешения, а потом возвращается обратно. Не то чтобы это очень мешало, но скачок смены разрешения очень заметный.

Ещё появилась опция высокой частоты обновления экрана 120 Гц — хорошо для съёмки спорта и быстрых экшн-сцен, но она работает только на стандартном разрешении.

Качество картинки

Новинка оснащена матрицей с 33 мегапикселями по сравнению с 24-мегапиксельным датчиком в Sony A7 III. Это серьёзный шаг вперёд. При этом это так же стандартная немногослойная BSI-матрица (с обратной засветкой — улучшает чувствительность камеры). Многослойные матрицы (такую можно встретить, к примеру, в A1), обеспечивают гораздо более быстрое считывание и обработку информации, что особенно хорошо для серийной съёмки, автофокуса и видео, о чем мы поговорим чуть позже.

JPEG-и новинки выглядят также, как и у других камер Sony с BSI-матрицами. Например, у той же a7R IV, если учесть разницу в разрешении, хотя и 33 мегапикселя новинки обеспечивают супердетализацию. При при съёмке в плохом освещении она ведёт себя не хуже, чем 24-мегапиксельные камеры Sony (например, как A9 II или старая A7 III). Так что получился существенный прирост разрешения, но без ущерба для съёмки в слабом освещении.

Пример фотографии на Sony A7 IV. Фотография: sonycameranews.com

Так как это не многослойная матрица, как в более крутых камерах, эффект роллинг шаттера (характерное искажение движущихся объектов) в ней более выражен. Так что если вы пользуетесь электронным затвором, лучше не сильно двигать камерой во время записи видео и не снимать быстродвижущиеся объекты. Хотя всё это, в общем-то, соответствуют уровню камеры (продвинутому, но не хай-энд), тут никаких сюрпризов.

Пример фотографии на Sony A7 IV. Фотография: sonycameranews.com

Что касается серийной съёмки, «четвёрка»  снимает на скорости 10 к/с в RAW+JPEG со следящим автофокусом и буфером в 800 снимков. По сути, у вас бесконечный буфер, что очень круто для камеры продвинутого уровня. Правда, тут есть одно «но». Это сжатые RAW-файлы c потерями, что отражается на качестве картинки. 

Теперь в камере появился и новый сжатый RAW-формат без потерь: он уменьшает размеры файлов вдвое, при это качество не страдает — очень классная профессиональная фича, которая досталась новинке от Sony A1. И вот в этом режиме скорость падает до 5 к/с (однако по-прежнему с практически бесконечным буфером). Не лучший вариант для спорта, но для большинства повседневных целей более чем сойдёт.

Автофокусировка

У «тройки» для своего времени был классный автофокус, но с тех пор Sony серьёзно продвинулась в этом плане — система автофокуса компании по праву считается лучшей среди всех производителей (хотя в последнее время конкуренты подбираются всё ближе).

В новой Sony A7 IV используется самая новая система следящего автофокуса Real Time Tracking с отличным цепким отслеживанием и распознаванием глаз. Система очень эффективная и интуитивно понятная. 

Правда, она чуть проигрывает Sony A1 и другим камерам с многослойной матрицей, но если сравнивать её со старой «тройкой» — разница радикальная (в пользу «четвёрки», конечно).

Видео

В своё время A7 III была очень популярной камерой для видео. Все серьёзные обновления в видео до этого момента касались камер вроде A7S III и A1 — более дорогих нишевых моделей. К счастью, почти все удобные функции и фишки были добавлены и в A7 IV.

Самое главное обновление — теперь 33-мегапиксельная матрица снимает 4К видео с оверсэмплингом (то есть используются дополнительные пиксели со всей ширины матрицы для увеличения детализации) на скорости до 30p. В A7 III 4К видео на 30p было доступно только с кропом (обрезкой кадра).

Новая камера тоже использует кроп, но для 4К на 60p (в «тройке» максимальная скорость ограничена 30p): применяется 1,5-кратный кроп, соответствующий камерам формата Super 35.

Однако с оверсэмплинговым видео есть проблема — выраженный эффект роллинг шаттера, причём он чуть хуже, чем у A7 III. Эта проблема касается съёмки 4К на скорости до 30p. А вот 4К 60p выглядит уже получше, потому что тут для видео используется только центральный регион матрицы. В целом, это, наверное, самая большая неприятность в плане видео в новинке.

К сожалению, 4К на 120p в «четвёрке» нет (как и в «тройке»), опция «зарезервирована» для более продвинутых A7S III и A1, поэтому если вам нужны супердетализрованные слоу-моушн ролики, придется купить более дорогую камеру.

Пример 4К видео на Sony A7 IV. Источник: Youtube-канал Ryan Mense

Если углубиться в более специализированные видео-фичи, то продвинутые видеографы наверняка вспомнят, что в «тройке» была проблема со съёмкой в профиле S-log 3 (самый широкий динамический диапазон). Профиль не очень хорошо работал с 8-битным кодеком этой камеры. А в «четвёрке» появилась 10-битная съёмка, поэтому S-log 3 теперь работает прекрасно на радость всем любителям цветокоррекции. 

Также в камере появился ещё один очень удобный профиль Сinematone — для тех, кто не хочет тратить много времени на цветокор. Он тоже даёт приятный широкий динамический диапазон, но при этом картинка чуть контрастнее и насыщеннее по цветам — её можно использовать «как есть», при этом она чуть хуже подходит для цветокоррекции, чем S-log 3. Это универсальный профиль, который подойдёт для самых разных сцен, кроме очень контрастных.

Sony A7 IV — камера с двойным значением ISO (базовое низкое значение — 800, высокое — 3200). Использование высокого базового ISO выгодно отличается от обычного повышения ISO до высокого уровня — качество картинки практически не меняется, а шум остается на минимальных уровнях.

Автофокус в видео

Автофокусировка в видео также получила большой апгрейд. В «тройке» не хватало интуитивно понятной системы автофокуса в видео — она была не очень удобной и не слишком эффективной. 

Теперь в видео появилась та же система real-time tracking, что и в фоторежиме. Она отлично справляется со своими задачами, но главное, она очень простая — нажимаете на объект на экране, и система будет автоматически его отслеживать. При этом старт отслеживания нажатием работает только с экраном, вариантов при работе через видоискатель нет. 

Стабилизация

В камере есть встроенная система стабилизации, хотя и не самая эффективная, особенно если вы собираетесь гулять с камерой во время видеозаписи. Однако камера записывает данные с гироскопа в метаданные вашего видеофайла, так что вы можете использовать специальное ПО — Sony Catalyst Browse, чтобы добавить цифровую стабилизацию на посте. 

Такой приём хорошо работает на высокой частоте кадров с маленькой выдержкой, но если вы снимаете на 24p с каноничной выдержкой 1/50 с, результаты стабилизации обычно выглядят странно и немного дёрганно. Так что функция, конечно, приятная, но работает не всегда.

Дополнительные функции

В A7 IV есть и совершенно новые функции для видео, которых раньше не было ни в одной камере Sony. Например, коррекция дыхания фокуса (когда вы фокусируетесь от минимума до бесконечности, вы видите небольшой эффект зумирования, который бывает очень раздражающим). 

Новая функция автоматически обрезает изображение, так что вы не видите, как движутся края кадра. Функция работает эффективно, но всё-таки это обрезка, которая снижает качество картинки, если вы используете сильно «дышащий» объектив. А ещё она вообще не работает со стёклами сторонних производителей, и только с некоторыми родными:

Список родных объективов Sony, поддерживающих функцию «компенсации дыхания». Источник: dpreview.com

Также в «четвёрке» появился новый ассистент автофокуса, который окрашивает в синий и красный цвет то, что находится за и перед плоскостью фокусировки — подойдёт для очень точной перефокусировки.

А ещё это, наверное, самая удобная веб-камера для стриминга среди всех беззеркалок. Вы просто подключаете её к компьютеру через USB, и компьютер сразу определяет её как вебку. При этом доступно весьма классное качество 1080p на скорости до 60p. Есть и 4К, но только на 15p.

Если немного помечтать, то к такому легкому стримингу было бы классно добавить режим демонстрации продукта (как на блогерской Zv-1): в этом режиме камера фокусируется на лице, а потом автоматически перефокусируется на продукте, который вы подносите к камере. Пока такого режима нет ни на одной полнокадровой камере Sony, а жаль.

Ну и заканчивая тему видео, несколько слов о перегреве. Джордан Дрейк с ресурса DPReview проводил тесты камеры при обычной температуре: при съёмке с оверсэмплингом 4К/24p камера продержалась 2 часа 23 минуты, после чего кончилась батарейка, никакого перегрева замечено не было. В 4К/60p заряд кончился через 2 часа 19 минут, камера «весьма нагрелась», но тоже обошлось без адского пламени. Так что при нормальной температуре воздуха у новинки никаких проблем с перегревом нет.

Конкуренты

Пару слов о конкурентах. У Panasonic DC-S1 отличное видео, суперкрепкий корпус и яркие дисплеи. Сама камера более крупная, но при этом автофокус у неё явно послабее.

Самый же главный конкурент новинки — Сanon R6. У камер очень похожие возможности в плане видео, но при этом R6 может снимать 4К 60P без мощного кропа. Её главное преимущество — скорость съёмки для спорта, экшена и дикой природы. Кэноновская беззеркалка может снимать на скорости до 20 к/с в режиме электронного затвора. 

Однако у Sony есть козырь в рукаве — 33-мегапиксельная матрица (против 20,1Мп у Canon). То есть она лучше подойдёт для создания больших принтов, кадрирования с большим увеличением частей изображения и т.п.

Итоги

У «четверки» есть все шансы стать не менее популярной, чем культовая третья модель. Фотография: itigic.com

Если вам нужен вывод в одно предложение, вот он: Sony A7 IV — отличная современная камера для продвинутых фотографов-энтузиастов. 

Если не ограничиваться парой слов, полезно понять, какое же место новинка займёт в обновленной линейке полнокадровых беззеркалок компании.

До этого Sony добавляла новейшие технологии в основном в нишевые камеры типа видеоориентированной A7S III или заточенной под спорт A1. Поэтому в полнокадровой линейке был пробел в камерах для энтузиастов: A7C, конечно, может похвастаться крутым автофокусом, она очень компактная, но не очень кастомизируемая в плане управления, плюс у неё средние дисплей и видоискатель. Кроме неё в этом сегменте оставалась только слегка устаревшая A7 III. Так что теперь у нас есть выбор побогаче — современная энтузиастская Sony A7 IV, хай-энд нишевые модели или суперкомпактная A7C. 

Но, конечно, новая модель будет стоить дороже, чем «тройка», на которую очень скоро должны появиться различные скидки. На данный момент на A7 IV заявлена цена в 2600 долларов. На старте продаж «тройка» стоила 2000 долларов (в России стоимость сейчас составляет порядка 130 тысяч рублей). 

Оправдано ли такое увеличение Sony A7 IV в цене? Вполне, ведь за эти деньги вы получаете более продвинутый автофокус, увеличение разрешения и расширенные опции видеосъёмки. 

С другой стороны, Sony A7 Mark III по-прежнему остается конкурентоспособной камерой, а если её стоимость существенно снизится из-за выхода новинки, то это будет ещё более выгодный вариант по соотношению цены и качества.

* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com

1

1

29 нояб. 2022

21666

1

1

2

2 комментария

Долгожданная и эффектная!

никакая и дорогущая!

Самые новые

Самые читаемые