Обзор Tamron 70-300mm F4.5-6.3 для Nikon Z: лёгкий и резкий телевик

27 июня 2023

1211

0

0

0

Tamron 70-300mm f/4.5-6.3 — недорогой телеобъектив для беззеркальных камер с байонетом Nikon Z mount. На сегодняшний день это единственный телеобъектив с таким диапазоном фокусных расстояний для этого байонета. И пока что это единственный автофокусный объектив стороннего производителя, предназначенный для никоновских беззеркалок.

Объектив на полнокадровой беззеркалке Nikon. Не самый компактный, но камеру с этим объективом можно удержать даже одной рукой / Фото: cameralabs.com

Конструкция, вес и размер

Как уверяет компания Tamron, на сегодняшний день это самый маленький и лёгкий полнокадровый беззеркальный телеобъектив. Его минимальная длина — 150 мм (при фокусном расстоянии 70 мм). Если же повернуть кольцо зума в положении 300 мм и надеть на объектив бленду, его длина вырастет до 277 мм. Весит Tamron 70-300mm 577 граммов, а бленда к нему — ещё 62 грамма.

Объектив состоит из 15 линз в 10 группах, включая одну линзу из низкодисперсионного стекла (она помогает снизить уровень хроматических аберраций). Асферических элементов в Tamron 70-300mm нет. На переднюю линзу нанесено фирменное тамроновское покрытие BBAR (Broad-Brand Anti-Reflection), защищающее от переотражений и бликов при съёмке в контровом свете.

Схема объектива. Серым отмечена линза из низкодисперсионного стекла / Фото: tamron-usa.com

Выглядит объектив довольно просто: из управляющих элементов есть только два пластиковых кольца. Широкое отвечает за зум, а ближнее к камере по умолчанию отвечает за фокусировку. При желании его можно перенастроить и назначить на него управление диафрагмой, экспокоррекцией или ISO, или просто выключить. 

Переключателя режима фокусировки на корпусе объектива нет. А значит, переключаться между автоматической и ручной фокусировкой придётся на камере. У старших моделей Nikon (Nikon Z8 и Z9) для этого на корпусе есть специальная кнопка, а вот владельцам других никоновских беззеркалок нужно будет использовать меню. 

Объектив защищён от пыли и влаги, но сбоку находится открытый порт USB type C для прошивки / Фото: flickr.com/Torunara_Photo

Диафрагма семилепестковая, на коротком конце (70 мм) изменяется от f/4.5 до f/22, на длинном (300 мм) — от f/6.3 до f/32. С изменением фокусного расстояния максимально открытая диафрагма меняется следующим образом: 70–110 мм — f/4.5, 111–155 мм — f/5, 156–240 мм — f/5.6, 241–300 мм — f/6.3. 

Для фокусировки, как и в большинстве современных объективов, применяется шаговый двигатель. Сама компания называет его RXD (Rapid eXtra-silent stepping Drive— быстрый сверхтихий шаговый двигатель). Встроенного стабилизатора в Tamron 70-300mm нет.

Диаметр резьбы под светофильтры — 77 мм. Это довольно распространённый диаметр, и если у фотографа уже есть поляризационные или нейтральные фильтры этого диаметра (например, для объектива Nikkor Z 24-120mm f/4 S), ему не придётся покупать новые. А вот защитный фильтр лучше приобрести отдельно, чтобы он был на каждом объективе.

Качество изображения и боке

Для объектива любительского уровня качество изображения очень хорошее. Объектив резкий по центру, а боке в зоне нерезкости довольно мягкое и не отвлекает от основного объекта съёмки. При этом, несмотря на низкую светосилу, объектив способен заметно размывать фон.

Портрет птички в зоопарке. Фокусное расстояние — 240 мм, диафрагма f/6 / Фото: flickr.com/Torunara_Photo

Конечно, недорогой объектив не даёт абсолютно резкой картинки по всему полю изображения, и на некоторых сюжетах это будет заметно. Например, на городских пейзажах при 100% увеличении легко заметить разницу между резким изображением в центре и гораздо более «мыльными» краями. Особенно если снимать на многомегапиксельные камеры, такие как Nikon Z7, Z8 и Z9. Например, снимок ниже сделан на 45-мегапиксельный Nikon Z7:

Снимок сделан на Tamron 70-300mm в положении 70 мм на открытой диафрагме, разница в резкости очень заметна на таких сюжетах / Фото: cameralabs.com

Заметнее всего проблемы с резкостью на широком конце: даже если закрыть диафрагму до f/8, проблема не уйдёт. Самая резкая картинка получается в положении от 100 до 200 миллиметров, а после углы фото снова смягчаются, но остаются достаточно резкими. 

Тот же пейзаж, снятый на 300 мм и диафрагме f/6.3. Края не идеальные, но вполне приличные / Фото: cameralabs.com

Что касается хроматических аберраций, на снимках их заметить сложно. Заметней всего они проявляются на контрастных границах объектов (например, вокруг веток деревьев на фоне яркого неба) в виде пурпурной или зеленоватой каймы. На тестовом снимке с деревьями практически идеальные условия для появления аберраций, но их не видно.

Если сильно вглядываться в самые тонкие ветки, можно заметить лёгкий пурпурный оттенок. Или нет. / Фото: flickr.com/Gordon Laing

Виньетирование у этого объектива довольно заметное, сильней всего проявляется на фокусном расстоянии 70 мм. Но и на длинном конце виньетирование присутствует, и на снимках с равномерным фоном (например, пейзажах с безоблачным синим небом) хорошо заметно. При закрытии диафрагмы до значений f/8  — f/11 оно снижается, но не исчезает полностью. Чтобы окончательно избавиться от виньетирования, помимо закрытой диафрагмы придётся использовать соответствующий пункт в Adobe Lightroom или Camera RAW.


Читайте также:
Виньетка: что это, как её убрать или добавить


Виньетирование может стать проблемой при съёмке пейзажей / Фото: petapixel.com

Дисторсия у Tamron 70-300mm выражена слабо и имеет подушкообразную форму. Легко правится либо прямо в камере при включенной компенсации искажений, либо в RAW-конвертере. Бликозащищённость неплохая, но до уровня топовых объективов не дотягивает: если солнце в кадре, блики и падение контраста неизбежны.

Максимальное увеличение объектива — 1:5.1 (в положении 300 мм), а минимальная дистанция фокусировки — полтора метра. Для полноценной макросъёмки этого не хватит, но снять цветок или небольшую птицу получится.


Читайте также:
Как исправить искажения на фото


Стрекоза. Не слишком крупная / Фото: flickr.com/Torunara_Photo

Автофокус и скорость работы

Объектив использует для фокусировки шаговый двигатель, и фокусируется уверенно и довольно быстро. Поддерживаются все современные возможности, доступные в беззеркалках: покадровый и непрерывный фокус, фокусировка по лицам людей и по животным.

Скорости автофокуса хватает, чтобы снять летящего пеликана / Фото: flickr.com / MannheimNaturePhotography

Несмотря на то,что Tamron называет свой фокусировочный мотор Rapid eXtra-silent (быстрым и сверхтихим), в скорости фокусировки Tamron 70-300mm уступает беззеркальным объективам Nikon. Что касается бесшумной фокусировки, тут Tamron действительно впереди, звуков при фокусировке действительно почти нет.

Практические тесты показывают, что если включить фокусировку по лицам людей, по животным или по птицам и позволить камере самой находить объект съёмки и выбирать фокусировочную точку, Tamron часто фокусируется медленней, чем родные объективы Nikon. А если отключить эти функции и выбирать точку фокусировки вручную, скорости становятся одинаковыми. Возможно, Tamron исправит это в свежих прошивках, и объектив станет быстрее.

Съёмка видео на Tamron 70-300mm f/4.5-6.3

Объектив подойдёт для видеосъёмки, но профессиональный видеограф вряд ли его выберет. Как и в большинстве беззеркалочных объективов, современные фокусировочные моторы плавно фокусируются и могут удерживать объект в фокусе, если камера следит за ним. Эффект «дыхания» (изменение масштаба изображения при перефокусировке) минимален и на большинстве сюжетов будет незаметен. Но на этом плюсы Tamron 70-300mm заканчиваются.

Ход кольца фокусировки нелинейный, а значит, фокусироваться вручную при съёмке видео будет не очень удобно (особенно при использовании удалённой системы фокусировки Follow Focus). Диафрагма переменная, так что снимать видео с ручными настройками тоже будет неудобно. Ну а низкая светосила не позволит снимать при плохом освещении.

Итоги

Tamron 70-300mm f/4.5-6.3 Di III RXD Nikon Z — хороший любительский телеобъектив. С его помощью можно снимать спорт на улице (или в очень светлом помещении), наблюдать за животными и птицами и даже снимать портреты. Оценят его и пейзажисты: высокая светосила им не нужна, а вот компактный размер, небольшой вес и влагозащита пригодятся.

Телеобъектив позволяет «сплющить» пространство и получить интересные пейзажи и городские виды / Фото: flickr.com / Claudio Colombo

Хоть объектив и полнокадровый, он хорошо подойдёт и тем, кто снимает на кропнутые беззеркалки Nikon, такие как Nikon Z50 или Nikon Z30. Весит объектив немного, так что будет смотреться сбалансировано даже на небольшой кропнутой камере. К сожалению, Nikon не ставит матичные стабилизаторы в свои кропнутые камеры — так что, при использовании их с нестабилизированным Tamron 70-300mm f/4.5-6.3 придётся крепче держать камеру и использовать короткие выдержки.

27 июня 2023

1211

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые