Каждый фотограф, особенно начинающий, желает знать, где взять идеальный объектив. Конечно, представления об идеале могут быть разными, но многие фотографы считают одной из самых важных характеристик способность объектива сильно, красиво и выразительно размывать фон — или, если кратко, его боке.
В этой подборке мы собрали для вас несколько объективов, которые позволят получить выразительное боке даже на беззеркалке микро 4/3 или получить художественный эффект на полном кадре.

7 Artisans 35 mm F/0.95 и 50 mm F/0.95 — сверхсветосильные фиксы для камер с небольшой матрицей
Гелиос 40-2 85 мм F/1.5 — полнокадровый объектив с «кручёным» боке
Гелиос 44 — самый бюджетный «полтинник»
Yongnuo YN 23mm F/1.4 — недорогой, светосильный и автофокусный
7 Artisans 35 mm F/0.95 и 50 mm F/0.95 — сверхсветосильные фиксы для камер с небольшой матрицей
Чаще всего с проблемой «недостаточно размытого» фона сталкиваются обладатели камер с небольшой матрицей. Под «небольшой» в данном случае подразумеваются кропнутые матрицы APS-C и, конечно, матрицы микро 4/3. На последних получить заметное боке особенно сложно: даже дешёвый «полтинник» с диафрагмой 1.8 на полном кадре даст гораздо более сильное размытие, чем дорогой профессиональный фикс с диафрагмой 1.2 на «микре».
Так что, если хочется сильного и красивого размытия, стоит обратить внимание на ещё более светосильную оптику с диафрагмой меньше единицы — например, 7 Artisans 35 mm или 50 mm со светосилой F/0.95.

7 Artisans 35 mm F/0.95 и 7 Artisans 50 mm F/0.95 — это мануальные объективы от китайского производителя, которые выпускаются для большинства современных байонетов: Fuji X, Nikon Z, Sony E и micro 4/3. Оптика сделана из стекла и металла и весит солидно, почти 400 грамм. Никаких контактов и электроники в них нет, так что если после установки камера «не видит» объектив, нужно войти в меню и разрешить съёмку без объектива. А для камер с матричной стабилизацией для корректной работы стабилизатора нужно указать фокусное расстояние.
Качество изображения можно назвать очень хорошим, если не забывать, что перед нами бюджетная сверхсветосильная оптика. Объективы обладает выраженным софт-эффектом, который снижается после диафрагмы f/2. Но вряд ли кто-то будет покупать объектив с такой светосилой для того, чтобы снимать на закрытых диафрагмах.

Оба объектива очень хорошо ловят блики, а в контровом свете детализация и контраст снимков падают очень сильно. Впрочем, это снова можно считать не минусами, а особенностями — всё же это объективы для творческих экспериментов и художественной съёмки, а не дорогой, резкий и чёткий инструмент для техничных съёмок.
Недостатки объективов связаны с их конструкцией — точнее, с не самой высокой точностью изготовления и некоторыми конструктивными недоработками. Первый — кольцо диафрагм, которое на большинстве экземпляров ходит довольно легко и может повернуться и закрыть диафрагму при наводке на резкость или даже просто при доставании камеры из сумки. Так как никакой информации о текущей диафрагме на экране или в видоискателе нет, фотографу нужно смотреть на объектив и проверять, не сбилась ли настройка.

Второй недостаток — типичный для китайских мануальных объективов. Он связан с фокусировкой на бесконечность. Если повернуть кольцо фокусировки в крайнее положение, обозначенное значком ∞, кадр получится нерезким. «Настоящая» бесконечность находится чуть раньше и для фокусировки на дальних объектах нужно вращать кольцо фокусировки не до упора.
Третий, самый существенный недостаток — очень короткий ход кольца фокусировки, осложняющий фокусировку на расстояниях 2-5 метра. Если на расстояниях 0,5-1,5 метра фокусировка не доставляет особых проблем, то на расстоянии свыше 2 метров малейшее вращение фокусировочного кольца заметно смещает плоскость фокусировки, и поймать в резкость нужный объект становится очень сложно. Особенно это заметно при съёмке ростовых портретов людей — даже с включенным фокус-пикингом навести резкость на глаза очень сложно, и фотографу стоит снимать много дублей и всё равно быть готовым к промахам и неточностям фокусировки.
Гелиос 40-2 85 мм F/1.5 — полнокадровый объектив с «кручёным» боке
Мода на Гелиос 40-2 то угасает, то вспыхивает снова. Кто-то считает рисунок этого объектива слишком узнаваемым и «попсовым», а для кого-то это вечная классика, которая будет хороша всегда. Да, речь о знаменитом «кручёном» боке, при котором блики в зоне нерезкости имеют вытянутую форму и «закручиваются» вокруг центра кадра.

При работе с Гелиосом 40-2 стоит учитывать его особенности. Во-первых, объектив довольно мягкий, особенно на открытой диафрагме. Мягкость и характер боке обусловлены тем, что в объективе используется довольно простая оптическая схема первой половины прошлого века (объектив построен по схеме Zeiss Biotar). Но именно эта схема придает снимкам с Гелиоса атмосферность и винтажный характер, хорошо подходящий для художественной портретной съёмки.
Вторая особенность в том, что объектив в полной мере раскрывается только на полнокадровых камерах. Конечно, его можно установить и на кропнутую зеркалку или беззеркалку — но при этом обрезаются края кадра, а вместе с ними и большая часть фирменного кручёного рисунка.

Гелиос 40-2 до сих пор производится на Красногорском заводе в трёх вариантах: с байонетом для зеркалок Nikon F, для зеркалок Canon EF и с резьбой М42. А для установки объектива на современную беззеркалку можно найти соответствующий переходник.
Гелиос 44 — самый бюджетный «полтинник»
Гелиос 44 — более распространённый и гораздо более дешёвый советский объектив, который использовался в качестве штатного на советских зеркалках «Зенит». Основной его плюс — в доступности. Объективов было выпущено много, и их легко найти на вторичном рынке за пару тысяч рублей.

Это не совсем «полтинник», фокусное расстояние Гелиоса 44 чуть больше и равно 58 мм, светосила — F/2. В отличие от более дорогого и длинного Гелиоса 40, Гелиос 44 не может похвастаться особо выразительным рисунком в зоне нерезкости: некоторое количество «закрученности» присутствует, но выражено не так сильно и проявляется, в основном, на минимальных дистанциях фокусировки. Получить «кручёное боке» на ростовом или поясном портрете с Гелиосом 44 будет сложно.

При выборе и покупке Гелиоса 44 нужно учитывать, что объективы этой марки выпускались несколько десятилетий на разных заводах и могут отличаться дизайном, качеством изготовления и способом крепления. Чаще всего встречаются объективы с резьбой М39 или М42 — под эти варианты резьбы можно найти много разных переходников для крепления объективов на цифровые зеркалки или беззеркалки.
Благодаря своей дешевизне, объективы Гелиос 44 используются для доработок и экспериментов. Например, при помощи небольшой плоской отвёртки можно вывернуть переднее фиксирующее кольцо объектива, вытащить переднюю линзу и перевернуть её выпуклой стороной внутрь. Это сильно изменит рисунок объектива и придаст снимкам интересный художественный эффект: резкость останется только в центре кадра, а по краям будет выразительное чешуйчато-пузыристое боке. Конечно, эффект максимально проявит себя только при установке объектива на полнокадровую камеру.

Yongnuo YN 23mm F/1.4 — недорогой, светосильный и автофокусный
Объектив Yongnuo YN 23mm предназначен для кропнутых беззеркалок, и при установке на такую камеру его эквивалентное фокусное расстояние будет примерно 35 мм. Это очень популярное фокусное, которое часто используется для съёмки людей. Свадебная съёмка, прогулка на улице, семья в студии или стрит — на 35 мм можно снимать практически в любом жанре.

Основной плюс объектива Yongnuo — доступная цена. Стоит он около 20 тысяч рублей, что очень немного для светосильного автофокусного фикса. Например, объектив с аналогичными параметрами Sony FE 24mm F1.4 GM стоит больше 100 тысяч, а менее светосильный Fujifilm XF 23mm f/2 R WR — почти 50 тысяч рублей.

У Yongnuo YN 23mm F/1.4 есть всё, что необходимо современному объективу: кольцо фокусировки, кольцо для ручного управления диафрагмой, настраиваемая функциональная кнопка Fn-B. Конечно, недорогой китайский объектив не будет столь же идеальным, как дорогой японский. Но качество изображения вполне хорошее. На открытой диафрагме изображение мягкое, при закрытии до F/2 резкость в центре возрастает, а при F/4 края тоже становятся резче.
Объектив выпускается для разных байонетов — Nikon Z, Fuji X и Sony E, и будет хорошим выбором для фотографа, которому нужен недорогой светлый фикс на кропнутую беззеркалку.
1 комментарий
19 июня 2025
Статья написана для тех, кто понятия не имеет, что такое художественное боке. :(( Из всех перечисленных объективов, "премиальным" боке может похвастаться лишь "Гелиос40-2" У "сверхсветосилов" 7 Artisans F/0.95 большая апертура достигнута мошенническим путём - добавлением в схему блока линз speedbooster, соответственно в зоне размытия чаще всего - мутная "каша". А YN 23mm F/1.4 - при всех достоинствах - просто "ширик", какое там "боке"? Как можно было не упомянуть Carl Zeiss Jena Pancolar с его божественным "одуванчиковым" боке? А культовый Meyer-Optik Görlitz Orestor 135 mm f/ 2.8 и его бюджетная версия от Pentacon? "Гелиос-44", говорите, слабо закручивает? Возьмите "Гелиос-77М-4"! Или, для разнообразия "Зенитар 50/1.7" с его подчёркнуто спокойным, "шариковым" боке. Попробуйте массовый "Юпитер-37А" - "зоннаровское", слегка хаотичное боке. Из китайских "мануальников" реально интересен TTArtisan 75/1.5 - реинкарнация легендарного Carl Zeiss Biotar. Он легче и резче "Гелиос-40-2" :)) А как хорош TTArtisan 100/2.8 с неповторимым "пузыристым" боке а-ля Trioplan!!! В общем, учите матчасть, господа...
0
0
Ответить