Это вторая часть текста про необычные фотоаппараты, которые не такие как все. Настал черёд говорить о фотоаппаратах плёночных, новаторских среди которых было не меньше! 12 совершенно разных, каждый из которых точно удивит.
Asanuma Acmel License-4
Страна: Япония
Формат плёнки: PackFilm 80
Год выпуска: 1980

Необычный вариант камеры для мгновенных снимков. Своего рода фотоателье до компьютерной эры. За счёт четырёх объективов фотоаппарат позволял создать 4 одинаковых картинки разом, а задник под мгновенную проявку позволял сразу отдать заказ клиенту. Да, так тогда и создавались фотографии для паспорта.

Olympus O Project
Страна: Япония
Формат плёнки: 35мм
Год выпуска: 1988

Если закрыть глаза на бренд и год происхождения, то легко можно представить такую минималистичную камеру на полке бутика Bangs&Olufsen или Apple. Футуристичный японский фотоаппарат появился больше 30 лет назад, было создано всего лишь 20 тысяч экземпляров.

Olumpus O – результат сотрудничества японского бренда с промышленным дизайнером Наоки Сакаи. В алюминиевом корпусе такой нетривиальной формы скрывается качественная, но понятная мыльница. Фотоаппарат имеет автофокусный объектив 35mm и диафрагму f/3.5, кнопку спуска на передней панели и не менее футуристичную, спроектированную для него, вспышку.
По словам дизайнера, производители редко думают о покупателях – они думают о конкурентах. Но в данном случае фокус внимания был обращён исключительно на взаимодействие пользователя с созданным объектом.



Olympus Ecru
Страна: Япония
Формат плёнки: 35мм
Год выпуска: 1991

На этом сотрудничество Сакаи и Olympus не закончилось. Больше походящая на прибор космонавтов, камера Ecru была представлена в 1991 году и выпущена такой же скромной партией в 20 тысяч.
Наоки Сакаи вложил в дизайн идею интеллектуального образа жизни, такого же естественного, как лоскут белой ткани. Несмотря на футуристичный внешний вид, фотоаппарат — полуавтоматическая мыльница с объективом 35 mm и F/3.5. Он используется со стандартной 35мм пленкой.



Harrison Photochrome
Страна: США
Формат плёнки: специальные кассеты, заряженные пленкой. Выпускались только самим производителем и требовали специальную проявку
Год выпуска: 1965


Из-за конструкции плёнка в камере проходила горизонтально, а зеркало пентапризмы располагалось под непривычным градусом, чтобы переводить изображение через объектив.
В камеру заряжались кассеты со специальной плёнкой, которая подлежала проявке в своем родном, ни на что не похожем процессе. Однако популярной Photochrome не стала, а закрытость процесса погубила компанию.
Fuji FZ-3000 Zoom Date
Страна: Япония
Формат плёнки: 35мм
Год выпуска: 1990

В начале 90-х мода на плоские камеры, больше похожие на летающие тарелки, вернулась. Лидеры рынка — Nikon, Canon, Minolta, Ricoh — отреагировали на такой спрос и выпустили модели в подобном форм-факторе.
Безусловно, одной из жемчужин плоских камер стала новинка от Fuji, которую бренд представил на выставке Photokina в 1990 году. FZ-3000 была премиальным устройством высшего класса среди других компактов. У неё был зум-объектив 38-115mm с быстрым доступом к трем расстояниям (38, 75 и 115mm), полностью моторизованное перемещение пленки и вспышка с автоматическими режимами.
Камеру поставляли с дополнительной внешней вспышкой, а установленная в корпусе использовалась для исключения эффекта красных глаз.
Ecole Aviation de Pau Photo-Mitrailleuse Campagne-Barbé
Страна: Франция
Формат пленки: специальные пластины, покрытые фоточувствительным составом
Год выпуска: 1916

Судя по историческим заметкам, этот фотоприбор, использовался в лётном военном училище вместо реальных пулемётов. Задачей фотопулемета было зафиксировать цель (например вражеский самолет) и точность выстрела в его направлении. Только вместо тренировочных пуль были снимки.
Нажатие на спусковой крючок освобождает затвор и поворачивает магазин на четверть оборота для установки новой пластины, а затем сбрасывает. Проволочная сетка между затвором и пластиной позволяла видеть на снимке положение вражеского самолета по отношению к линии огня.


Точный состав и материалы фотопластин остались неизвестными, однако сохранились данные, что пластины можно было заряжать даже при дневном свете. Объектив, как и его характеристики, также не сохранились до наших дней. Известно, что он имел фиксированное расстояние, а вместе с ним фотопулемет весил рекордные 3860 гр.
Фотоснайпер
Страна: СССР
Формат пленки: 35мм
Год выпуска: 1937

В отличие от французского Pau, фоторужье Красногорского механического завода действительно вошло в массовый обиход, хотя изначально предназначалось для военной разведки.
К слову, это фоторужье можно было заметить в советском мультфильме «Простоквашино». Именно с ним Шарик ходил на фото-охоту.

Изначально ружье выпускалось на базе модифицированного «ФЭД» с объективом «Таир-2» 300mm и f/4.5. В последней версии «Фотоснайпера» тушкой был уже «Зенит», а сам фотоаппарат можно было снять и использовать в обычном режиме с другими объективами. Приклад, который шел в комплекте, синхронизировался спусковым крючком с затвором, имел фиксатор для длиннофокусного объектива и плечевой приклад для удобства использования.


Galileo GaMi16
Страна: Италия
Формат плёнки: 16мм в специальной кассете
Год выпуска: 1955


По праву король среди миниатюрных «шпионских» камер. Такой вполне мог быть в арсенале Джеймса Бонда. GaMi16 среди прочих миниатюрных собратьев отличает стальной корпус, качество сборки и широкий функционал для такого малыша.
Фотоаппарат имеет фиксированный объектив Esamitar 25 mm и f/1.9 с возможностью установки дополнительных 4х и 8х телефото насадок. Затвор выполнен в виде металлической гильотины, а внутри спрятан дальномер с коррекцией параллакса и регулировкой диоптрий. Незаметные снимки с таким орудием были еще и качественными.
Compass
Страна: Швейцария
Формат плёнки: 35mm, один кадр 9х16
Год выпуска: 1937

Камера-авантюра. Камера, которая умещается в пачку сигарет. Камера, которая удалась. Её производство заняло три года, автором идеи выступил бизнесмен, пилот и политик Ноэль Пембертон-Биллинг. Для реализации своей задумки он обратился в швейцарский часовой концерн Jaeger-LeCoultre: производство крошечного механизма можно было доверить только тем, кто на крошечных механизмах специализируется.
Compass имеет несъёмный объектив Anastigmat 35mm с f/3.5, и, кроме того, невероятный для таких размеров (7х5.5 см) набор функций. Дальномер, экспонометр, угловой видоискатель, встроенные стереоскопическая и панорамные насадки, встроенные фильтры, таймер и, своего рода, полуавтоматическая система работы, что делает Compass уникальным.

Ахиллесова пята швейцарского чуда техники – плёнка: с учётом размеров, камера способна уместить в себя лишь один кадр, дальше требуется перезарядка. Возможно, причина тому – годы производства, так как плёнки в катушках в то время ещё не было.
В 2015 году фотограф Жан-Филипп Юссне, спустя 80 лет, по-новой взвел затвор швейцарской камеры и сделал отдельный фотопроект снимков, показывая, насколько она может быть рабочим инструментом даже сейчас.



Spinner 360
Страна: Австрия
Формат плёнки: 35мм
Год выпуска: 2010

В 2010 году известный на весь мир популяризатор пленочной фотографии — бренд Lomography начал выпуск нового панорамного фотоаппарата. Spinner 360 вмещает на стандартную катушку пленки от 8 до 10 панорам в 360 градусов.
Вращение вокруг своей оси синхронизировано с протяжкой плёнки, а фотоаппарат расположен на специальной рукоятке, держась за которую необходимо вытянуть тросик и запустить поворотный ленточный привод. Камера имеет фиксированный объектив 25mm и две позиции установки диафрагмы f/8 и f/16. Картинка получается в 4 раза длиннее обычной и накладывается даже поверх перфорации пленки.


Любопытный факт: в камере нет никакого затвора. Фактически он всегда открыт. Поэтому между протяженными панорамами вы получите не стандартные для 35мм темные участки, а наоборот, засвеченные полоски.
Fuji G617 Professional
Страна: Япония
Формат плёнки: 120
Год выпуска: 1983


Это действительно большая камера. Большая, панорамная камера. Представленная в 1983 году, Fuji G617 изначально позиционировалась как специальная камера для съёмки архитектуры и пейзажей.
В фотоаппарате установлен несъёмный телеобъектив Fujinon SW 105mm с f/8, а на стандартную катушки пленки 120 фотокамера делает всего 4 снимка в соотношении 3:1. Что любопытно, это полностью механическая камера, никакие батарейки не потребуются. Прицеливаться также придется на глаз, поскольку ни экспонометра, ни какой-либо разметки внутри видоискателя нет.



Передняя часть камеры имеет удобную клетку вокруг объектива, а на верхней панели расположен пузырь уровня для ровного расположения относительно плоскости. Это действительно большой фотоаппарат: без учёта пленки всё великолепие весит 2,13 кг.
Pentax Auto 110
Страна: Япония
Формат плёнки: 110 мм
Год выпуска: 1978

В начале 80-х на европейском телевидении выходил необычный рекламный ролик. В кадре были две мужские ладони, а закадровый голос спрашивал: «В какой руке камера Pentax? В этой, конечно». Ладонь разворачивалась, и в ней оказывался маленький фотоаппарат. Закадровый голос продолжал: «А в этой — объективы», — и в раскрывшейся второй ладони зритель видел два крохотных объектива. Ролик рекламировал камеру Pentax Auto 110. Это самый крошечный зеркальный фотоаппарат со сменной оптикой.


Несмотря на то, что большинство фотоаппаратов под кассеты 110 типа были крайне скромными и скорее сувенирными, нежели профессиональным фотооборудованием, Pentax auto 110 стал исключением из правил.
Это была полноценная зеркальная камера с TTL-экспозамером и сменными объективами. Последних к 1982 году было выпущено аж 6 штук. Любопытной особенностью строения этой крошки стала встроенная в тело камеры диафрагма.
Одним словом, это был топовый фотоаппарат, уменьшенный раз в 7. В наборе с Pentax 110 даже шёл внешний моторный привод, при установке которого камера все равно помещалась в ладонь.



