• Статьи
  • 6 советских и русских фотографов, о которых стыдно не знать

6 советских и русских фотографов, о которых стыдно не знать

16 июня 2021

8349

1

0

0

Фото: Владимир Лагранж

Уже выходил текст с подборкой талантливых русских фотографов, за которыми стоит следить прямо сейчас. Но без фундамента не было бы и крыши: время отмотать назад и  восполнить знания с другой стороны. Разговор о шести советских и русских фотографах, которых стыдно не знать!

Фото: Евгений Халдей

1. Евгений Халдей (1917-1997)

Километры пленки и тысячи дней непрерывной съемки

Фотографией Евгений (при рождении Ефим) заинтересовался еще с раннего детства: он часто заходил в фотоателье, помогал промывать негативы и пытался понять устройство камеры. К 13 годам ему это удалось и он вручную(!)  собрал свою камеру из двух картонных коробок и линзы бабушкиных очков. Это было только начало.

Фото: Евгений Халдей

В 1936 году Халдея взяли на должность фотокорреспондента ТАСС. Юноше на тот момент было всего 19 лет. Еще несколько лет вперед, и он станет одним из главных свидетелей и фотографов II Мировой Войны, проведя 1418 дней документируя происходящее на фронте. Он спускал кнопку затвора во время Битвы за Москву в 1941, снимал Потсдамскую конференцию, и, самое главное, снимал солдат, пленных, простых людей. Они всегда были на первом месте, как он вспоминал потом.

Один из самых известных снимков Халдея, который вы наверняка видели, – Знамя победы над Рейхстагом. 

Фото: Александр Родченко

2. Александр Родченко (1891-1956)

Идеолог конструктивизма изменивший взгляд на фото

Родченко не только опередил развитие фотографии на десятилетия вперед, но, фактически, был пионером советской рекламы и законодателем конструктивизма. Он первым начал смотреть на привычные вещи под другим углом, выбирать неожиданные ракурсы, строить диагональную композицию и вообще много экспериментировать.

Как писал Осип Брик, Родченко стремился превратить знакомую вещь в «кажется, никогда не виданную конструкцию», изменить привычный взгляд человека на окружающее, расширить возможности “видеть вещи”.

Совместная работа Родченко и Маяковского

Фотография не была самоцелью Александра, он был мульти-инструменталист: дизайн, скульптура, графика, коллажи – все это интересовало его в равной степени. Вместе с Владимиром Маяковским, Родченко соединил в рекламных плакатах графику, фотографию и стихотворения, создав новый стиль. Большинство этих плакатов вы наверняка видели, в качестве икон советского графического дизайна. Родченко считается одним из идеологов конструктивизма, направления в искусстве, где форма полностью сливается с функцией. 

Фото: Георгий Пинхасов

3. Георгий Пинхасов (р.1953)

Единственный русский фотограф в Magnum press

Пинхасов известен своим подходом к использованию светотени и цветов в качестве основных инструментов. Вся его жизнь так или иначе связана с фотографией: учился во ВГИКе, после работал фотографом на Мосфильме, затем сотрудничал с Тарковским, фиксируя процесс работы режиссера.

Стиль съемки Пинхасова начал формироваться с фотографий московского творческого андерграунда в 1880-ых – начале 1990-ых. Он снимал ночные клубы, неформалов, городские зарисовки и искал героев в простых людях вокруг. Фактически, это классическая стрит фотография, в духе Картье-Брессона, которого Пинхасов считает своим учителем.

Фото: Георгий Пинхасов

Характерный почерк автора – работа на контрасте, порой, сюрреалистичные сцены, яркие цвета или игра светотени, которая дает обыденной сцене совершенно иное прочтение. В корнях такого подхода угадывается кинематографичное прошлое, понимание работы цвета в кадре и то, насколько цвет может менять настроение этого кадра.

Фото: Сергей Максимишин

4. Сергей Максимишин (р.1964)

Титулованный фотожурналист с максимально-известными снимками

Пожалуй, один из самых известных фотожурналистов современной России. Обладатель нескольких премий World Press Photo. Автор множества остроумных снимков. Некоторые из них вы просто не могли не видеть! Хоть на выставке, хоть в многочисленных репостах в соцсетях. Как говорит он сам: «Я думаю, что самое ценное, что есть в моих русских фотографиях, — это такая атмосфера абсурда, такая гоголевская интонация».

Фото: Сергей Максимишин

За автора прекрасно говорят герои его снимков. Простые, сложные, добрые или не очень, высокопоставленные или обычные рабочие. Максимишин снимал не только в России, но именно русские снимки чаще всего становились известными на широкую аудиторию. Это документация русского человека здесь и сейчас, пусть и в сюрреалистичной манере. Нельзя отрицать роль Максимишина, потому что он уже один из важнейших фотографов современности. Сегодня Сергей уже не только снимает, но и преподает фотожурналистику студентам, новому поколению. 

Фото: Игорь Мухин

5. Игорь Мухин (р.1961)

Документалист смены эпох и неформальной молодежи

Его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, MOMA, Museum of fine arts, FNAC, Wien Museum и других крупных музеев по всему миру. Сам он преподает в Московской школе фотографии им. Родченко. А в своих снимках, во многом, сумел очень искренне задокументировать смену эпох в нашей стране.

Фото: Игорь Мухин

В конце 80-ых, Игорь активно снимает советскую молодежь и рок-музыкантов. Те самые снимки Цоя, БГ, Башлачева, Гаркуши и др. – его авторства. Это очень честная документалистика в стиле французского кино, отпечаток того времени и молодого поколения тех лет. Не одна лишь рок-тусовка: Мухин сделал и продолжает делать множество других снимков (за его плечами участие в более чем 150 выставках). Однако, если можно было бы обозначит основной лейтмотив ВСЕХ фотографий, то это было бы что-то в духе «Простые люди, неформалы, молодежь, уличные снимки... изучающий взгляд на всё вокруг». 

Фото: Владимир Лагранж

6. Владимир Лагранж (р.1939)

Почти что советский Картье-Брессон

Интерес к фотографии появился у Владимира во многом благодаря родителям: отец работал корреспондентом «Правды», а мать была фоторедактором. Лагранж за свою жизнь много снимал для изданий и ездил корреспондентом, но его видение отличалось от типично-журналистского. Автор фотографировал простых людей, подглядывал за ходом жизни, искал героя в каждом человеке, пусть даже школьнике на сольфеджио. Передавал атмосферу времени. Лагранж успел даже задокументировать жизнь простых горожан Франции, попав туда в составе дружественной делегации «СССР-Франция» в 1964. Его часто называют главным фотографом Оттепели.

Многие строчки из биографии отлично описывают характер почерка Лагранжа: после ТАСС, он четверть века работал для журнала «Советский Союз». Многие кадры той эпохи были забракованы редактором с тезисом: «Советский человек так выглядеть не может». Могут простые люди. Жители коммуналок, студенты, оппозиционно настроенная молодежь в 91-ом, случайные прохожие и гуляющие у фонтана дети. Назвать его советским Картье-Брессоном было бы очень громко, но это безусловно важный для советской и русской фотографии человек! Человек задокументировавший множество обыденных, не клишированных мгновений, из которых и складывается представление о конкретной эпохе.

Фото: Владимир Лагранж

1

16 июня 2021

8349

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые