• Статьи
  • Частотное разложение пошагово: суть метода, этапы, настройки

Частотное разложение пошагово: суть метода, этапы, настройки

22 мар. 2022

64516

3

0

4

Как незаметно и качественно убрать с кожи дефекты, но сохранить текстуру? Как аккуратно выровнять пигмент и неровности лица? Для таких задач простых  инструментов вроде штампа или восстанавливающей кисти будет мало. Вам  потребуется частотное разложение. 

Рассказываем, что такое ретушь методом частотного разложения, как делать её качественно, быстро и при этом не превратить лицо в пластиковую маску.

Частотное разложение отталкивает новичков из-за кажущейся сложности, но, запомнив алгоритм, вы будете владеть мощнейшим и одним из самых быстрых приёмов работы с кожей / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Что такое частотное разложение в Photoshop

Ретушь частотным разложением — это когда фотографию по специальному алгоритму раскладывают на несколько частот. Обычно снимок делят на две частоты — верхнюю и нижнюю.

Верхняя частота отвечает за детали и текстуру. К ним относятся прыщики, морщинки, небольшие шрамы, родинки, отдельные волосинки, чёрные точки, пыль, осыпавшаяся тушь. Нижние частоты — это светотеневой рисунок и цвет. Они отвечают за форму, крупные элементы снимка.

Визуалзиация высоких и низких частот. Слева — высокие частоты, текстура, справа — низкие, светотень / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Разложив фотографию на две частоты, фотограф работает отдельно с мелкой текстурой и светотенью. Это позволяет аккуратно разгладить кожу, но оставить поры; убрать прыщики, но сохранить нетронутым цвет.

Как сделать частотное разложение

В ретуши кожи частотным разложением невероятно важно соблюдать точный порядок действий, не пропускать ни один из этапов. Изначально это кажется сложным, но после 5-10 повторений с конспектом под рукой процесс запоминается.

Алгоритм нужно выучить — это неизбежность. Но вы получаете невероятно мощный и быстрый способ ретуши кожи, который ускорит обработку и выведет её на новый уровень.

Этапы частотного разложения. Подготовка слоёв

     1. Создайте две копии исходного слоя.

Для этого кликните правой кнопкой мыши и нажмите Дублировать слой / Duplicate Layer. Вариант быстрее — сочетание клавиш Ctrl + J. Сделать это нужно два раза. Верхний слой будет для высоких частот, текстуры, нижний — для низких — светотени. 

Чтобы лучше ориентироваться, кликните по названиям слоёв дважды и переименуйте их. Так и назовите — высокая частота и низкая / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

     2. Проявите низкие частоты.

     – Отключите видимость слоя с высокими частотами — нажмите на иконку глаза слева от слоя.

     – Кликните мышью по слою с низкими частотами.

Нажмите на иконку глаза, чтобы отключить видимость слоя. После этого встаньте на слой с низкими частотами, чтобы начать работу с ними / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

     – Примените к нему фильтр Размытие по Гауссу / Guassian Blur.

Найти его можно наверху в меню Фильтр / Filter  — Размытие / Blur — Размытие по Гауссу / Guassian Blur.

Где найти фильтр Размытие по Гауссу / Guassian Blur для размытия низких частот / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

     – Выберете радиус размытия.

Нужно, чтобы на коже пропали мелкие детали, и вы не могли разглядеть текстуру — поры, отдельные волосинки, мелкие морщины / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Чем крупнее в кадре лицо, тем больше значение радиуса. Обычно это диапазон от 3 до 20 пикселей. Групповые и ростовые портреты, где лица моделей маленькие, размывайте примерно на 3-5 пикселей, а портреты, где всё пространство фотографии занимает лицо, на 15-20 пикселей. Эти числа — не аксиома, но удобная отправная точка для собственных экспериментов.

     3. Проявите высокие частоты.

     – Включите видимость слоя с высокими частотами.

     –Встаньте на слой с высокими частотами, кликнув на него левой кнопкой мыши.

Чтобы включить видимость слоя, верните значок с глазом в красном круге. То, на каком вы слое находитесь в данный момент, видно по его цвету. Активный слой — с верхними частотами — сейчас тёмно-серый / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

     – Откройте Изображение / Image — Внешний канал / Apply Image.

Здесь мы «вытащим» на слой с верхними частотами текстуру. Для этого из исходника вычитается размытый слой с низкими частотами.

Где найти функцию Внешний канал / Apply Image в Photoshop / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Здесь важно лишь одно — поставить следующие настройки: 

— Во вкладке Слой / Layer выберете слой с низкими частотами, который вы размывали (ещё одна причина, по которой новичку полезно переименовывать слои).

Чтобы из слоя с высокими частотами вычесть нижние, нужно выбрать размытый слой в выпадающем списке Слой / Layer / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

— Для 8-битного режима: Наложение / Blending — Вычитание / Subtract. Масштаб / Scale — 2. Сдвиг / Offset — 128.

Настройки частотного разложения для 8-битного режима / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Если изображение стало серым — не пугайтесь! Так и надо. Значит, вы на верном пути.

— Для 16-битного режима: Наложение / Blending — Добавление / Add. Масштаб / Scale — 2. Сдвиг / Offset — 0. Галочку Инвертировать / Invert.

Настройки частотного разложения для 16-битного режима / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

     – Нажмите Ок или клавишу Enter, чтобы применить настройки.

Чтобы понять, какой битности у вас фотография, посмотрите на цифру в скобочках рядом с названием / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

     – Поставьте серый слой с высокими частотами в режим наложение Линейный свет / Linear Light.

После применения Линейного света / Linear Light картинка должна выглядеть, как выглядел исходник, когда вы только открыли файл. Это значит, вы разложили фотографию на частоты правильно / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Частотное разложение — настройки инструментов

В частотном разложении работа идёт попеременно с двумя частотами. Можно постоянно переключаться между слоями, либо ретушировать поэтапно — сначала полная чистка от прыщиков, волосков, а потом правка светотени. Порядок не принципиален. Важно — не путать инструменты и слои, на которых вы работаете.  

Для ретуши мы будем использовать инструменты Штамп / Clone Stamp Tool, Восстанавливающая кисть / Healing Brush Tool и Микс-кисть / Mixer Brush Tool. Подробно о том, как работают эти инструменты, читайте в тексте про базовую ретушь

Настройки инструментов для высоких частот

На слое для ретуши текстуры (прыщи, морщинки, шрамики, волосы) работу можно проводить двумя инструментами:

  • Штамп  / Clone Stamp Tool.
Настройки штампа для частотного разложения / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт
  • Восстанавливающая кисть / Healing Brush Tool. 

Главное, также как и для Штампа, — в выпадающем списке Образец / Sample выбрать Текущий слой / Current Layer

Это нужно для того, чтобы инструмент брал заплатку с того слоя, на котором находится, не задействуя слои под собой. В противном случае заплатка будет сильно выбиваться по цвету. В остальном можно оставить настройки по умолчанию.

Вот что происходит, если НЕ поставить в графе Образец / Sample настройку Текущий слой / Current Layer. Это актуально и для Штампа и для Восстанавливающей кисти. Чтобы ретушь работала, ставьте Текущий слой / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Секреты частотного разложения: работа на слое с высокими частотами

  • Размер кисти должен соответствовать или быть чуть больше дефекта. 

Не стоит вымерять, чтобы радиус кисти пиксель в пиксель совпадал с прыщиком или толщиной волоса, но также сложнее работать аккуратно, если заплатка сильно больше недостатка.

  • Ищите для заплаток участки с похожими текстурами.

На разных участках лица у кожи разная текстура. Например, кожа под глазами более нежная и тонкая, чем на щеках. Визуально кожа на лбу и на носу также отличаются между собой. Чтобы ретушь была незаметной, ищите заплатку неподалёку. Если ретушируете щеку, берите образец для штампа или восстанавливающей кисти также со щеки.

  • Берите заплатки с участков с одинаковой яркостью.

Например, если попытаться на блик перенести заплатку, которую вы взяли с участка кожи в тени, в глаза бросится несовпадение по текстурам.

Вот что происходит, если заплатка не совпадает по яркости и текстуре / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Настройки инструментов для низких частот

Чтобы выровнять светотень, разгладить пигментные пятна, нужно встать на слой с низкими частотами и использовать инструмент Микс-кисть / Mixer Brush Tool

Микс-кисть / Mixer Brush Tool — это попытка разработчиков Photoshop имитировать эффект обычной кисти в реальности, когда художник рисует по бумаге. Она переносит цвет из одной области картинки в другую мазками, а также смешивает цвета между собой, как если бы вы пытались смешать два цвета на палитре.

Настройки микс-кисти для частотного разложения. Если хотите, чтобы воздействие было более сильным, регулируйте только один параметр — Нажим / Flow / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Принципы работы с микс-кистью при частотном разложении

Если тон лица нужно разгладить, водите кистью небольшими круговыми движениями. Так цвета будут смешиваться.

Если задача поправить или продлить тень, слегка осветлить синяки под глазами, то нужно работать штрихами, перенося цвет из одной части картинки в другую.

Микс-кисть — мощный инструмент, с помощью которого легко можно «убить» анатомию лица. Например, следует помнить, что наиболее выпуклые части лица (лоб, кончик носа, подбородок, столбик носа, скулы) должны быть светлее всего остального. Тени же лежат под скулами, под нижней губой, под челюстью. 

Ещё один секрет — ни в коем случае нельзя полностью убирать носогубную складку. Чтобы этого избежать, постоянно смотрите на светотень исходника.  Это поможет вовремя заметить неестественность и вернуться на пару шагов назад.

Лайфхак: если вы сделали что-то не то, отмените последние команды с помощью сочетания клавиш Ctrl + Z.

После ретуши частотным разложением результат может показаться слишком сильным — кожа в таких случаях кажется «пластиковой», слишком гладкой. В таком случае добавьте слои в группу (иллюстрация ниже) и понизьте непрозрачность получившейся папки. Тогда сквозь ретушь проступит естественная текстура. С практикой вы всё реже будете прибегать к этому — научитесь аккуратно ретушировать, не перебарщивая.

Чтобы добавить слои в группу, кликните по ним, зажав Ctrl, а после на значок с папкой. Кликните на папку и понизьте непрозрачность с помощью ползунка Непрозрачность / Opacity / Иллюстрация: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

3

22 мар. 2022

64516

3

0

4

3 комментария

Не открываются картинки с иллюстрациями действий.

Показать 1 ответ

Повторение статьи, но для уверенности тоже приемлемо! Спасибо.

Самые новые

Самые читаемые