• Статьи
  • Фото с естественным светом: учимся искать, видеть, изменять

Фото с естественным светом: учимся искать, видеть, изменять

29 мая 2023

5857

0

0

0

Многие фотографы снимают с естественным светом и очень часто даже не задумываются об этом. Среди начинающих часто бытует мнение, что естественный свет — это как ресторан а-ля мамина кухня: ешь (то есть снимай), с чем дают. На деле с естественным светом можно (и нужно) работать. О том, как искать, как подстраивать естественный свет под себя (и когда подстраиваться под него), читайте в этом материале.

Съёмка с естественным светом с золотой час / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Каким бывает естественный свет
Где искать хороший свет
   Золотой час
   Как фотографировать в полдень
   Съёмка в пасмурный день
   Хороший свет в помещении
Как изменить неудачный естественный свет
   Отражаем и рассеиваем естественный свет
   Отсекаем естественный свет

Каким бывает естественный свет

Естественный свет можно разделить на два сценария: солнечный свет и свет пасмурного неба. Если забираться в детали, то солнечный стопроцентно будет совершенно разным, когда солнце в зените и когда стоит низко над горизонтом. Свет пасмурного неба также различается в разное время суток, не настолько разительно, как солнечный.

Также приёмы работы с естественным светом будут несколько отличаться в зависимости от того, на улице идёт съёмка или в помещении. В помещении также можно и нужно уметь работать с естественным светом. Это уместно и в студийных, и в домашних фотосессиях.

И последний важный момент: естественный свет может быть прямым и отражённым. С прямым всё понятно, а отражённый — любимое орудие опытных фотографов, которое новички часто не видят и не использует. Подробно о том, где его найти и как использовать, поговорим в разделе ниже.

Где искать хороший свет

Золотой час

Самый простой способ найти хороший свет — искать его не «где», а «когда». С прямым солнечным светом очень просто и приятно снимать на закате или рассвете и гораздо более сложно и муторно в полдень.

Посмотрим на две картинки:

Слева съёмка в полдень, справа — ближе к закату / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

На снимке слева свет падает практически строго сверху, рисуя тени на лице от волос, и также под носом и под губами. Такой свет считается неподходящим для портретной съёмки. Слева — более низкое закатное солнце светит ребёнку прямо в лицо, немного сверху, не создавая никаких ненужных теней. Выражена только тень под подбородком, но это хорошо — эта тень подчёркивает овал лица и работает на нас, а не против нас.

Этот снимок сделан в самое удачное время для солнечных портретов время — золотой час. Очень подробно о том, что это такое, мы писали вот здесь.

Как фотографировать в полдень

Если всё же приходится снимать в полдень (если, например, речь о свадьбе, не всегда прогулку молодожёнов можно провести вечером), можно снимать в густой тени. Нет прямого света — нет проблем.

Свет в густой тени (от деревьев, домов) похож на мягкий свет пасмурного дня / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Единственный нюанс, который нужно здесь учитывать: на границе тени свет будет меняться. На снимках выше девушка стоит в глубокой тени высокого дома, тень длинная и скрывает её от солнца надёжно.

Но если представить себе ситуацию, что тень заканчивается в полуметре от её обуви, такое место уже будет сложнее по свету. В этом случае на лицо модели будет неизбежно лететь отражённый свет. Это не очень хорошо по двум причинам. Во-первых, нижний свет мало кого красит, вот здесь о нём писали. А во-вторых, нужно смотреть, что там под ногами: не страшно, если асфальт, он серый. А если трава, то свет будет не только нижний, но и цветной — он даст выраженный зелёный рефлекс.

Съёмка в пасмурный день

Главная проблема рассеянного света пасмурного неба — то, что он такой рассеянный. Некоторым это может казаться скучным. Если вы в поиске по-настоящему породистого света в пасмурный день — ищите разного рода козырьки и ставьте модель под край. Это может быть дерево, арка, крыша беседки или подъезда. Свет пасмурного неба только кажется одинаковым и однородным — если всмотреться, он сильно меняется под разного рода крышами.

Съёмка в оранжерее в пасмурный день / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Здесь съёмка идёт в помещении, которое в пасмурный день по свету мало чем отличается от улицы: теплица полностью застеклена, что нужно для хорошего роста растений.

Посмотрим на фотографии выше. На первой модель стоит в середине помещения лицом к окнам. Свет здесь очень мягкий — он летит на лицо отовсюда: сверху, спереди, с обоих боков. Выраженных теней мало. Обычный мягкий свет пасмурного неба.

На второй фотографии мы ставим модель под козырёк, за которым начинается подсобка со всякими вёдрами-граблями. И свет уже совсем другой: он не летит на модель со всех сторон, он стал выраженнее и резче. Козырёк над головой модели отсёк весь свет, кроме переднего, и на лице появились выраженные тени. Ещё один хороший эффект здесь: модель стала контрастировать с фоном. Она освещена, фон тёмный.

И третий снимок — здесь мы с моделью меняемся местами. Она стоит на краю козырька, фотограф ушёл под него. И мы получаем отличный выраженный породистый контровик. В пасмурный день. Без регистрации и смс. Похожего эффекта можно добиться и под козырьком подъезда, в тоннеле под жилым домом, в полуоткрытом паркинге и под висящими низко ветками деревьев.

Хороший свет в помещении

В помещении хороший свет стоит искать около окон. Особенно хороши небольшие окна, рядом с которыми человека можно посадить на стул. Такие бывают в старых деревенских домах.

Съёмка около окна. Свет летит немного сверху на лицо ребёнка / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Солнечный свет, попадающий в окна — тоже очень крутая штука. Он позволяет создавать интересные узоры от рам.

А уж если в окно летит свет заходящего солнца — считайте, что вы сорвали джекпот / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

В любом помещении стоит обращать внимание на интересные комбинации окон и дверных проёмов. Например, как вот здесь:

На лицо модели летит свет из узкого окна справа, контровой свет подчёркивает глубину пространства / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Ещё один удачный по свету вариант, хорошо подходящий, например, для семейных съёмок и съёмок влюблённых пар — чистый контровый свет от окна.

Окно можно занавесить, если пейзаж за ним не радует, но это не обязательно / Фото: unsplash.com

Важный момент: обязательно делайте минусовую экспокоррекцию, чтобы камера не попыталась осветлить кадр и проработать силуэты. 

Как изменить неудачный естественный свет

При работе с естественным светом есть три варианта, как его можно изменить: уйти или отвернуться от света, переотразить или рассеять свет и отсечь свет. 

Самый простой вариант — если свет не нравится, уйти туда, где он лучше (варианты, где искать хороший, мы рассматривали в разделе выше). Ещё можно крутить модель. Если, например, вас смущает жёсткий контровик от низкого солнца, можно немного повернуться и он превратится в задне-боковой свет, который красиво подсвечивает волосы.

Второй очень распространённый способ работы с естественным светом — отразить его. Для этого можно использовать специальный отражатель или то, что под руку подвернётся. Посмотрим, как это работает на примере отражателей специальных, потом вернёмся к естественным.

Отражаем и рассеиваем естественный свет

Отражатель — очень удобная штука при съёмке в солнечный день. С ним можно работать и в полдень, и на закате. Самый простой и распространённый вариант применения такой: ставим модель спиной к свету, ставим перед ней ассистента с отражателем и направляем свет на модель. Готово, вы восхитительны. У такого подхода два основных плюса: вы получаете красивую схему света (рисующий свет + контровик) и модель меньше щурится, потому что на отражатель проще смотреть, чем на солнце.

Ниже на иллюстрации два варианта одного и того же сюжета из одной и той же точки, но один с отражателем, второй — без.

Слева отражатель, справа — чистый контровик + вытянутые в Lightroom тени / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Тут нельзя сказать, какой снимок лучше, они оба имеют право на жизнь. Если их оба отдать модели, сказать, какой она поставит себе на аватарку, сложно.

Тут разница будет в деталях:

  • с отражателем: больше объёмов, более выраженные тени на лице, нет проблем с шумами, есть блик в глазах, меньше проблем с обработкой (она обычно минимальна) и с цветом. Но есть минусы: нужен ассистент, который умеет махать отражателем;
  • без отражателя в контровике: меньше информации об объёмах и цвете на лице, поэтому более трудоёмкая обработка. С другой стороны, такую картинку проще снять и она выглядит более однородной — объект сильнее связан цветом с фоном. Хотя хорошо это или плохо — вопрос спорный.

Свет отражателя не обязательно направлять строго фронтально — его можно поместить сбоку или снизу в зависимости от задач.

Естественные отражатели — это все предметы материального мира: стены домов и автомобили, деревья, трава и асфальт. Всё способно отражать свет в разной мере. Работать они будут по тем же принципам, что и отражатели, за одним исключениям — отражатель можно переносить с места на места и поворачивать так, как вам нужно, а со стеной такой фокус не пройдёт. Но тем не менее белая стена отлично может поработать как отражатель. Для этого находим освещённую солнцем белую или серую стену (это важно, от красной или зелёной будут сильные цветные рефлексы) и ставим модель к ней боком (будет схема боковой+боковой) или лицом (будет такая же схема, как на иллюстрации выше). 

Ещё один способ работать с отражателем — рассеивать свет сквозь него. Для этого нужен полупропрозрачный белый отражатель (у стандартных наборов, чтобы получить такой, нужно расстегнуть верхний слой).

Этот способ очень актуален при съёмке в полуденные часы. Берём отражатель и помещаем его над головой модели. Свет проходит сквозь него и становится мягче.

Снимок с отражателем в солнечный день. Внимательный зритель заметит край полутени от отражателя на правом рукаве девушки / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Отражатель на просвет даёт приятный световой рисунок для портрета, и модель скажет вам за него большое «спасибо». Когда солнце не светит в глаза, позировать гораздо приятнее. А вот от ассистента благодарности ждать не стоит — держать отражатель над моделями долго может быть очень тяжело.

Отсекаем естественный свет

Фокусы с отражением особенно эффективны при съёмке с прямым солнечным светом. В пасмурный день от отражателя практически никакого толка. В помещении в пасмурный день отражатель несколько полезнее — можно перенаправить свет туда, куда он сам не долетает. 

У пасмурного света обычно другая проблема — как раз в его однородности. Посмотрим, что можно сделать с ним. 

Пасмурный свет можно отсечь, сделав более выраженным и направленным. Для этого используют флаги. Флаг — это обычно довольно крупный (метр на два — не меньше) кусок чего-то (чаще всего в бюджетных студиях это крашеный пенопласт). Его можно поставить на пути света, чтобы изменить свет.

Результат может выглядеть, например, так:

Окно, два чёрных флага, интересный свет / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Здесь свет пропущен через щель, за счёт чего достигается контраст с фоном. Можно было использовать один флаг, тогда половина кадра была бы тёмной, половина — светлой.

В качестве флагов можно использовать плотные шторы, ширмы и подобные вещи. Ещё часто встречается похожий приём, когда свет на модель летит сквозь дверной проём. В этом случае свет легко менять, приоткрывая и закрывая дверь.


Читайте также:
V-flat: что это, как сделать самому, как использовать на съёмке, световые схемы


29 мая 2023

5857

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые