• Статьи
  • Плохой свет на съёмках: чего нужно избегать, как исправить

Плохой свет на съёмках: чего нужно избегать, как исправить

29 авг. 2022

4465

0

0

0

Можно купить дорогую камеру, можно выучить наизусть все принципы композиции, можно пройти три курса по постобработке, можно нанять профессиональную модель. Но если на съёмке был плохой свет, это всё не поможет — всё равно результат будет в лучшем случае средненький. О том, какой свет плохой и что с ним делать, разбираемся в этом материале.

Такой свет сгодится для творческого портрета, но будет абсолютно точно плохим для классического / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

В этом тексте речь пойдёт скорее про съёмку людей и репортажа. Свет при съёмке пейзажей, архитектуры и предметки — тема отдельного разговора. 

Какой свет в фотографии считается плохим
     Верхний свет
     Нижний свет
     Зелёный свет флуоресцентных ламп
     Жёсткий контровик
     Цветные рефлексы
     Скучный рассеянный свет
Как исправить плохой свет
     Передвинуть или повернуть модель
     Доделать свет
     Перебить свет
Если совсем ничего не помогает

Какой свет в фотографии считается плохим

Верхний свет

Любой, кто не первый день занимается фотографией, наверняка сто раз слышал, что полдень — худшее время для съёмки людей, поскольку солнце стоит высоко. Давайте разберёмся подробнее, почему.

Дело в том, что высокое солнце даёт свет, который падает строго сверху. Он образует тени, которые не украшают человеческие лица. Это тени от бровей, которые ложатся над глазами, тени от век, которые ложатся под глазами, тени от носа и губ.

На снимке ниже сравнение верхнего света и более правильного портретного: поставленного немного перед и немного выше глаз модели.

Слева верхний свет, справа более низкий более фронтальный / Фото: petapixel.com

Верхний свет можно встретить не только в полдень в солнечный день. Очень часто его можно получить, снимая в помещении в ситуации, когда молодожёны, например, оказались прямо под лампой.

Верхний свет — самая распространённая и часто встречающаяся ошибка по свету.

Нижний свет

Нижний свет — крайне специфичная штука. Он очень необычен и сильно меняет привычные нам черты человеческого лица. Такой свет часто используют в художественных целях. Например, в фильмах ужасов, чтобы показать нечеловеческую природу персонажа, безумие и другие сильные эмоции.

Кадр из фильма «Социальная сеть». Нижний свет подчёркивает опьянение героя и авантюрность тех идей, которые он предлагает своему собеседнику / Иллюстрация: к/ф «Социальная сеть», 2010 г., режиссёр Дэвид Финчер

Для классического портрета нижний свет неприемлем. Мы редко видим подсвеченные таким образом лица, поэтому нижний свет всегда будет вызывать диссонанс. 

В жизни такой свет можно встретить, когда люди сидят за подсвеченной барной стойкой или, например, изучают какую-нибудь витрину в музее. По-хорошему, в этих ситуациях такой свет нужно исправлять.

Зелёный свет флуоресцентных ламп

Такой свет легко встретить в помещениях, особенно, если там установлены старые лампы. Вдобавок к тому, что такие лампы обычно светят сверху, у них ещё есть две проблемы.

Во-первых, цвет света. Они могут быть желтоватыми, часто бывают зелёными. Часто сложно подобрать адекватный баланс белого, чтобы было хорошо. Можно пользоваться функцией точечного замера баланса белого по белому объекту (например по листу бумаги), но автоматика не всегда срабатывает корректно. Особенно если в помещении есть окна: свет разных цветов смешивается и даёт полную кашу по балансу белого.

Ещё одна проблема — спектр таких ламп обычно очень узкий и ограничен зелёной областью спектра. Иногда этот свет настолько зелёный, что диапазона настроек ББ в камере (иногда даже в конвертере при проявке) может не хватить для компенсации этого оттенка. Особенно это актуально для джипегов и видео. Из равок больше шансов вытащить больше при проявке.

Также в отличие от солнечного света, который обладает непрерывным спектром и включает в себя все оттенки, которые видит глаз, спектр ламп часто бывает прерывистым. Поэтому, если под солнцем мы видим на человеческой коже плавный переход от более жёлтого лба к более красным щекам, то под лампами у этих областей будут резкие границы по цвету.

Сравните полноту спектра солнца и разных ламп / Фото: physicsforums.com

Если поток света выглядит так, как на третьем рисунке, какой баланс белого не ставь, нормальной цветопередачи всё равно не будет. Если в спектре источника света нет нужной длины волны, камера эти оттенки просто не видит.

Помимо всего прочего эти лампы мерцают, и на снимках могут появляться параллельные светлые и тёмные полосы — фликер. Чтобы избавиться от фликера, нужно использовать только выдержки, кратные 50: 1/50, 1/100 и так далее.

Почему именно такая кратность? Когда выдержка неподходящая, мы ловим момент, где на полкадра свет уже долетел, а ещё на часть — ещё нет. В 99% случаев лампы мерцают на частоте 50 Гц, поэтому выбирая выдержки, кратные 50, мы попадаем в частоту и ловим только те моменты, когда они горят.

Жёсткий контровик

Контровой свет — это когда источник света находится за главным объектом съёмки. Контровик может быть полезен, если вы снимаете, например, силуэт. Также в контровом свете можно получать красивые снимки при съёмке на закате. Во всех остальных случаях контровик скорее вредит.

Например, плохой контровой свет можно встретить, если спикеры на каком-либо мероприятии выступают на фоне ярко светящегося экрана. Или когда люди позируют, стоя спинами к окну в помещении.

Если нужно хорошо проработать лица людей, контровый свет — ваш враг / Фото: unsplash.com

Цветные рефлексы

Представим ситуацию, когда главный герой кадра стоит рядом, например, с ярко-красной стеной в солнечный день. На стену падает свет солнца, отражается от неё и, подкрашенный её светом, прилетает на лица людей. Лица получаются красные.

Такие вещи будут происходить независимо от цвета стены. Будет синяя — будут синие лица. Подобные рефлексы, кстати, можно получить при съёмке в солнечный день в зелени — деревья и кусты подкрашивают свет солнца в зелёный, и мы получаем зелёные лица.

На щеках у невесты можно заметить зелёные рефлексы / Фото: youtube.com

На цветные рефлексы можно не обращать внимания — они часть природы отражения света. Но если рефлексы слишком тянут на себя одеяло, их можно отнести к плохому свету и бороться с ними.

Скучный рассеянный свет

Такой свет можно встретить днём в пасмурный день. Ровный свет поступает со всех сторон, поэтому на лицах нет выраженного светотеневого рисунка, всё примерно одинаково серое. Нельзя сказать, что такой свет действительно плохой. Он просто скучный. 

На деле с рассеянным светом достаточно легко снимать: с ним сложно получить недосветы или пересветы, сложно ошибиться по балансу белого. Он, как правило, не меняется и не зависит от направления — можно развернуться и снимать в другую сторону, получая примерно такой же светотеневой рисунок. В солнечный день с этим будет больше проблем: при съёмке по свету нужны одни параметры, при съёмке против света — другие. Но где больше сложностей, там больше и возможностей.

Портрет с рассеянным светом в пасмурный день / Фото: unsplash.com

Скучный рассеянный свет, строго говоря, не нуждается в исправлении. Но его можно доработать, если хочется получить более интересную картинку.

Как исправить плохой свет

Вариантов плохого света может быть бесконечное множество. Но рецептов по исправлению света не слишком много, зато они достаточно универсальны. Самый простой вариант:

Передвинуть или повернуть модель

Не переделывать свет, а просто найти точку с лучшим светом. Цветные рефлексы от зелёной стены? Давайте от неё отойдём. Окно за спинами? Давайте поменяемся местами, чтобы контровой свет от окна превратился во фронтальный, а ещё лучше в боковой. Лампы висят прямо над головой? Давайте выйдем из-под них, а ещё лучше — выйдем на улицу, где как раз красивое низкое солнышко.

Не обязательно геройствовать и делать хороший свет всегда и везде. Его можно найти и следовать за ним. Умные герои всегда идут в обход.

Уходите от плохого света. Ищите хороший / Фото: unsplash.com

Этот метод идеально работает в ситуациях, когда вы можете хоть сколько-нибудь управлять съёмкой. Но он не годится в условиях хардкорного репортажа, где вы не можете ничего режиссировать.

И ещё один момент: чтобы видеть плохой свет прямо на съёмке, а не грызя ногти в ужасе на постобработке, нужен определённый уровень насмотренности. Её, в свою очередь, даёт опыт. Новичку нужно быть очень внимательным и постоянно возвращаться к свету, чтобы увидеть и вовремя исправить проблемы с ним.

Добавить свет

Если вы снимаете свадебный банкет, и умник-декоратор решил посадить новобрачных спиной к большому окну, то тут уже ничего не попишешь. Переставить подиум или пересадить главных героев праздника вам, скорее всего, не разрешат. А снимать надо. 

В этом случае можно доделать свет. Сам по себе контровик особо ничего вам не портит, но нужно добавить ещё один источник: фронтальный или верхне-боковой.

Для этого можно воспользоваться отражателем или вспышкой. Для комфортной работы со вспышкой вам также понадобится стойка, подходящий софтбокс и комплект радиосинхронизаторов.

Портрет снят в контровом свете, но лицо отлично проработано. Такого эффекта можно добиться с помощью отражателя или вспышки / Фото: unsplash.com

Точно так же дорабатывается верхний свет или скучный рассеянный свет. Верхнему свету чаще всего нужен в пару заполняющий фронтальный. Рассеянному — верхне-боковой рисующий. И наступает счастье.

Верхний свет солнца на улице также легко исправить при помощи отражателя. Со вспышкой немного сложнее. Нужна, во-первых, мощная вспышка, во-вторых, совместимые с камерой синхронизаторы, чтобы была возможность работать в режиме высокоскоростной синхронизации.

Перебить свет

В случае с нехорошим по цвету светом или нижним светом, просто дополнить его не прокатит — паразитарные оттенки или странные тени всё равно будут портить картинку. Такой свет лучше попробовать перебить. Чтобы полностью перебить свет, сначала нужно выставить настройки камеры таким образом, чтобы без вспышки она в этом помещении не видела ничего, кроме чёрного квадрата.

Вам понадобятся:

  • минимальное значение ISO (чаще всего это 200); 
  • прикрытая диафрагма (можно начинать со значения f/4 и крутить в обе стороны);
  • минимально короткая выдержка, с которой работают вспышки (чаще всего это 1/100).

После этого берём вспышки и выставляем их на приличную схему света. Более подробно о том, как снимать репортаж с одной или несколькими вспышками, мы писали в этом материале.

При съёмке с мощными вспышками неважно, какой в помещении изначально был свет / Фото: unsplash.com

Такой подход можно использовать и чтобы улучшить верхний свет. Единственный минус, что при работе с не слишком мощными вспышками, этот метод подходит только для небольших помещений. А вот с Godox Witstro AD300Pro можно залить светом и большой зал.

Если совсем ничего не помогает

Если вдруг вы в ночи услышите вопль «Достало! Перевожу в чб!», скорее всего, это свадебщик, который четвёртый час подряд пытается сделать лицо невесты более человеческого цвета после съёмки в каком-нибудь небольшом ЗАГСе. Ага, том самом, со старыми флуоресцентными лампами и зелёными обоями на стенах.

Перевести неудачный снимок в чб — соломоново решение, если больше ничего не помогает / Фото: unsplash.com

Есть случаи и ситуации, когда свет на съёмке исправить сложно или невозможно. И на постобработке тоже получается какая-то чушь. В этих случаях на помощь и приходит перевод снимков в чб.

Чб могут простить и стерпеть много технических ошибок. Например, если в цвете пересвет на ступень критичен, в чб он смотрится даже уместно.

29 авг. 2022

4465

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые