Фотостудия для новичка: виды студийного оборудования

15 мар. 2023

9148

0

0

0

Позвали на фотосессию в студию, но страшно запутаться в непонятных приборах в зале и испортить съёмку? А, может, вы хотите собрать комплект оборудования, чтобы творить, не выходя из дома? Рассказываем, какую технику и фотоаксессуары можно встретить в фотостудии и зачем они нужны.

Оборудование в фотостудии поднимут ваши снимки на новый уровень / Фото: unsplash.com


Студийный свет

Свет в фотостудии — это мощные вспышки или лампы, которые ставят на специальные стойки, похожие на штативы. Студийный свет, вернее, прибор, который его излучает, называют моноблок. В фотостудии можно встретить два вида моноблоков: с импульсным и постоянным светом.

Внешне импульсный и постоянный свет отличить сложно / Фото: unsplash.com

Импульсный свет

Импульсный свет — это студийные вспышки. Они дают мощный световой импульс в тот момент, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора на фотоаппарате. Чаще всего фотостудии комплектуют именно импульсным светом. Дело в том, что он, как правило, дешевле постоянного (если сравнивать источники одинаковой мощности).

Импульсный свет может замораживать движение и даёт получить чёткие, резкие фотографии даже в том случае, если вы снимаете на любительскую камеру с китовым объективом / Фото: unsplash.com

Казалось бы, импульсный свет — идеальный вариант для новичков, которые, как правило, стартуют набором техники, которая выдаёт приличное качество только в условиях хорошего освещения. Но есть большой минус: так как импульсный свет освещает кадр лишь на мгновение, неопытному фотографу гораздо сложнее понять, как ляжет свет, и поставить красивую световую схему. 

Постоянный свет

Постоянный свет — это свет, который включен непрерывно, пока его питает электричество. Он гораздо понятнее для освоения и чаще встречается в повседневной жизни. Например, лампочки в квартире — это постоянный свет. Ещё несколько лет назад встретить его в фотостудии было практически невозможно — постоянный свет был либо гораздо слабее импульсного, либо в разы дороже, и требовал предварительного бронирования (зачастую за отдельную плату).

Теперь постоянный свет встречается всё чаще. Только с ним можно снять видео или провести фотосессию на мобильный телефон. Он проще в освоении для новичков, так как сразу видно, как свет и тень ложатся на модель. Третий плюс — небольшое потребление энергии, если источник светодиодный.

Постоянный свет подходит и для фото, и для видео, и для мобильной фотографии / Фото: unsplash.com

У него постоянного света есть и недостаток — он не замораживает картинку, поэтому в кадре может быть больше брака, «шевелёнки», расфокуса. Это делает съёмку с постоянным светом более требовательной к оборудованию фотографа. Как минимум, нужен светосильный объектив, а лучше — полнокадровый фотоаппарат, который позволяет поднимать ISO выше и даёт при этом меньше шумов. 

Важно: когда бронируете фотостудию, заранее сообщайте, какой свет и в каком количестве нужен. Иногда студии просят доплату за использование постоянного света, а в других случаях дают бесплатно только 1-2 моноблока. 


Читайте также:
Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии


Насадки на свет

Просто попросить импульсный или постоянный свет — мало. Для полноценной фотосессии понадобятся светоформирующие насадки. Это аксессуары, которые надевают на моноблоки. Они меняют характер света, делают его более мягким или наоборот, контрастным и направленным. Также они влияют на то, какой будет блик в глазах модели или на поверхности объекта, если вы снимаете какие-либо товары. 

Софтбокс

Софтбокс — это общее название для нескольких видов насадок. Они представляют собой мягкие конструкции, которые надевают на моноблок. Внутри софтбоксы покрыты светоотражающей тканью, а перед вспышкой у них натянута белая полупрозрачная ткань, которая рассеивает свет. Благодаря этому тени получаются более светлые и мягкие, а кожа модели выглядит более ровной и совершенной.

Слева — два стрипбокса, справа — октобокс / Фото: unsplash.com

Они бывают разной формы:

– квадратные или прямоугольные. Это наиболее распространённый вид софтбоксов, который точно есть в каждой студии. Чем больше размер софтбокса, тем больше людей он сможет осветить и тем мягче будет свет.

октобокс. Это софтбоксы-многоугольники. Чем больше граней, тем сильнее блик в глазах будет похож на круг. Как правило, это самые громоздкие из насадок, поэтому их крепят на специальную стойку с утяжелителем — журавль. И именно поэтому октобоксы чаще всего используют для групповых съёмок.

стрипбокс. Это софтбокс в виде вытянутого узкого прямоугольника. Его, как правило, используют в вспомогательных целях. Например, подсветить объект сзади, чтобы отделить его от фона, либо создать эффектные, длинные вытянутые блики-полосы в глазах.

Две большие чёрные насадки, похожие на зонт, и одна, висящая сверху — это октбокосы / Фото: unsplash.com

Фотозонт

Фотозонт — зонт, на спицы которого натянута серебряная, золотая или белая ткань. Если фотографировать с ним, вы получите аккуратный свет, который сложно испортить, даже если вы совсем новичок в работе с оборудованием и студийным светом. Блики на модели будут аккуратные и не слишком яркие, а тени — светлые, без глубоких чёрных провалов.

Натюрморт с насадкой-зонтом / Фото: unsplash.com

Рефлектор

Рефлектор — невероятно распространённая в фотостудиях насадка. Она представляет собой ёмкость, похожую на чашу, из жёсткого материала. 

Как и в софтбоксе, внутри рефлектор покрыт светоотражающим материалом / Фото: unsplash.com

С помощью рефлектора получают яркий и контрастный свет, который направлен чётко на модель. Кроме того, им подсвечивают фон. Для этого существуют специальные фоновые рефлекторы. Отдельные важные детали в кадре, акценты на фоне можно также подсветить коническим рефлектором (конусом). 

Портретная тарелка

Портретная тарелка очень похожа на рефлектор по конструкции, только шире и больше по площади. Из-за этого свет получается контрастный, но не грубый. 

По названию понятно, что их часто используют для портретов, фэшн-съёмок и крупных бьюти-снимков. На английском языке насадка называется beauty dish / Фото: wikimedia.org

Плюс портретной тарелки в красивом контрастном светотеневом рисунке, а минус в том, что из-за неё свет направлен в одну точку достаточно жёстко, поэтому настраивать его нужно внимательно. Например, если модель стояла, а потом села на стул или легла — свет обязательно нужно опустить. В случаях с большими софтбоксами это, как правило, менее критично. 

Важно: любую насадку, кроме зонта, можно усовершенствовать, сделав свет более направленным и контрастным. Для этого используют соты — специальную тканевую или металлическую сетку, которая надевается на насадку сверху.  

Фотофон

Фон — неотъемлемая часть фотографии. Он отвечает за итоговую картинку и атмосферу в кадре ничуть не меньше, чем свет. Бронируя зал, обязательно уточняйте, какой из элементов вы будете использовать. Это позволит персоналу подготовиться заранее, если, например, фон нужно выдвигать или чистить.

Бумажный фон на стойках, подсвеченный двумя моноблоками на стойках с насадкой-стрипбоксом и октобоксом / Фото: unsplash.com

Фоны делятся на 3 группы:

– циклорама. Это однотонный участок зала, который переделывают так, чтобы стык стены и пола был скруглён. Из-за этого на фотографии не будет тени, а фон окажется освещённым равномерно. Бывает чёрной и белой. Белую циклораму используют абсолютно для всех жанров от съёмок каталогов и стоков до детских портретов и фэшн. Чёрная циклорама менее универсальна. Как правило, её используют для портретов любой направленности и предметной съёмки;

– интерьер. Это зал, но с декорацией. Дизайнеры продумывают вид помещения, декор и цвета. Вам остаётся лишь правильно расставить свет и начать снимать;

фотофон. Могут быть тканевыми и бумажными. Тканевые интересны в случае, если на фоне нужна драпировка со складками или специфическая текстура. Например, под холст. Бумажные фоны — это такой аналог циклорамы. Они так же убирают стык между условными полом и стеной, дают однотонный свет (плюс перед циклорамой в том, что у бумажных фонов много вариаций цветов), но часто мнутся и, как правило, неширокие — вместить компанию из пяти человек на бумажном фоне вряд ли получится.


15 мар. 2023

9148

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые