Позвали на фотосессию в студию, но страшно запутаться в непонятных приборах в зале и испортить съёмку? А, может, вы хотите собрать комплект оборудования, чтобы творить, не выходя из дома? Рассказываем, какую технику и фотоаксессуары можно встретить в фотостудии и зачем они нужны.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/c8bc9f61b84f44eba21dd9a907b45f71/image.jpg)
Студийный свет
Свет в фотостудии — это мощные вспышки или лампы, которые ставят на специальные стойки, похожие на штативы. Студийный свет, вернее, прибор, который его излучает, называют моноблок. В фотостудии можно встретить два вида моноблоков: с импульсным и постоянным светом.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/b7ac656aa0ca4cf6b24bc3156ae95f81/image.jpg)
Импульсный свет
Импульсный свет — это студийные вспышки. Они дают мощный световой импульс в тот момент, когда вы нажимаете кнопку спуска затвора на фотоаппарате. Чаще всего фотостудии комплектуют именно импульсным светом. Дело в том, что он, как правило, дешевле постоянного (если сравнивать источники одинаковой мощности).
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/25d4ab0cbea2441bbcca5617f2d4716b/image.jpg)
Казалось бы, импульсный свет — идеальный вариант для новичков, которые, как правило, стартуют набором техники, которая выдаёт приличное качество только в условиях хорошего освещения. Но есть большой минус: так как импульсный свет освещает кадр лишь на мгновение, неопытному фотографу гораздо сложнее понять, как ляжет свет, и поставить красивую световую схему.
Постоянный свет
Постоянный свет — это свет, который включен непрерывно, пока его питает электричество. Он гораздо понятнее для освоения и чаще встречается в повседневной жизни. Например, лампочки в квартире — это постоянный свет. Ещё несколько лет назад встретить его в фотостудии было практически невозможно — постоянный свет был либо гораздо слабее импульсного, либо в разы дороже, и требовал предварительного бронирования (зачастую за отдельную плату).
Теперь постоянный свет встречается всё чаще. Только с ним можно снять видео или провести фотосессию на мобильный телефон. Он проще в освоении для новичков, так как сразу видно, как свет и тень ложатся на модель. Третий плюс — небольшое потребление энергии, если источник светодиодный.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ad949528ce2341d4a85610ccb09284eb/image.jpg)
У него постоянного света есть и недостаток — он не замораживает картинку, поэтому в кадре может быть больше брака, «шевелёнки», расфокуса. Это делает съёмку с постоянным светом более требовательной к оборудованию фотографа. Как минимум, нужен светосильный объектив, а лучше — полнокадровый фотоаппарат, который позволяет поднимать ISO выше и даёт при этом меньше шумов.
Важно: когда бронируете фотостудию, заранее сообщайте, какой свет и в каком количестве нужен. Иногда студии просят доплату за использование постоянного света, а в других случаях дают бесплатно только 1-2 моноблока.
Читайте также:
Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии
Насадки на свет
Просто попросить импульсный или постоянный свет — мало. Для полноценной фотосессии понадобятся светоформирующие насадки. Это аксессуары, которые надевают на моноблоки. Они меняют характер света, делают его более мягким или наоборот, контрастным и направленным. Также они влияют на то, какой будет блик в глазах модели или на поверхности объекта, если вы снимаете какие-либо товары.
Софтбокс
Софтбокс — это общее название для нескольких видов насадок. Они представляют собой мягкие конструкции, которые надевают на моноблок. Внутри софтбоксы покрыты светоотражающей тканью, а перед вспышкой у них натянута белая полупрозрачная ткань, которая рассеивает свет. Благодаря этому тени получаются более светлые и мягкие, а кожа модели выглядит более ровной и совершенной.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/2c8a602c0f844f59b9c5b31e3bc6983c/image.jpg)
Они бывают разной формы:
– квадратные или прямоугольные. Это наиболее распространённый вид софтбоксов, который точно есть в каждой студии. Чем больше размер софтбокса, тем больше людей он сможет осветить и тем мягче будет свет.
– октобокс. Это софтбоксы-многоугольники. Чем больше граней, тем сильнее блик в глазах будет похож на круг. Как правило, это самые громоздкие из насадок, поэтому их крепят на специальную стойку с утяжелителем — журавль. И именно поэтому октобоксы чаще всего используют для групповых съёмок.
– стрипбокс. Это софтбокс в виде вытянутого узкого прямоугольника. Его, как правило, используют в вспомогательных целях. Например, подсветить объект сзади, чтобы отделить его от фона, либо создать эффектные, длинные вытянутые блики-полосы в глазах.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/79e7190dc0f942539ad1f2c9a0a1ddc5/image.jpg)
Фотозонт
Фотозонт — зонт, на спицы которого натянута серебряная, золотая или белая ткань. Если фотографировать с ним, вы получите аккуратный свет, который сложно испортить, даже если вы совсем новичок в работе с оборудованием и студийным светом. Блики на модели будут аккуратные и не слишком яркие, а тени — светлые, без глубоких чёрных провалов.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ad5a98178afa4bc2876529d55fd30311/image.jpg)
Рефлектор
Рефлектор — невероятно распространённая в фотостудиях насадка. Она представляет собой ёмкость, похожую на чашу, из жёсткого материала.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/8483f0039c8b4431bc17a4c307e2469a/image.jpg)
С помощью рефлектора получают яркий и контрастный свет, который направлен чётко на модель. Кроме того, им подсвечивают фон. Для этого существуют специальные фоновые рефлекторы. Отдельные важные детали в кадре, акценты на фоне можно также подсветить коническим рефлектором (конусом).
Портретная тарелка
Портретная тарелка очень похожа на рефлектор по конструкции, только шире и больше по площади. Из-за этого свет получается контрастный, но не грубый.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/ce2bc8f4316b4f899e6ebadb198a2b82/image.jpg)
Плюс портретной тарелки в красивом контрастном светотеневом рисунке, а минус в том, что из-за неё свет направлен в одну точку достаточно жёстко, поэтому настраивать его нужно внимательно. Например, если модель стояла, а потом села на стул или легла — свет обязательно нужно опустить. В случаях с большими софтбоксами это, как правило, менее критично.
Важно: любую насадку, кроме зонта, можно усовершенствовать, сделав свет более направленным и контрастным. Для этого используют соты — специальную тканевую или металлическую сетку, которая надевается на насадку сверху.
Фотофон
Фон — неотъемлемая часть фотографии. Он отвечает за итоговую картинку и атмосферу в кадре ничуть не меньше, чем свет. Бронируя зал, обязательно уточняйте, какой из элементов вы будете использовать. Это позволит персоналу подготовиться заранее, если, например, фон нужно выдвигать или чистить.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/003d363af6f941d89eaaf3d8040c9031/image.jpg)
Фоны делятся на 3 группы:
– циклорама. Это однотонный участок зала, который переделывают так, чтобы стык стены и пола был скруглён. Из-за этого на фотографии не будет тени, а фон окажется освещённым равномерно. Бывает чёрной и белой. Белую циклораму используют абсолютно для всех жанров от съёмок каталогов и стоков до детских портретов и фэшн. Чёрная циклорама менее универсальна. Как правило, её используют для портретов любой направленности и предметной съёмки;
– интерьер. Это зал, но с декорацией. Дизайнеры продумывают вид помещения, декор и цвета. Вам остаётся лишь правильно расставить свет и начать снимать;
– фотофон. Могут быть тканевыми и бумажными. Тканевые интересны в случае, если на фоне нужна драпировка со складками или специфическая текстура. Например, под холст. Бумажные фоны — это такой аналог циклорамы. Они так же убирают стык между условными полом и стеной, дают однотонный свет (плюс перед циклорамой в том, что у бумажных фонов много вариаций цветов), но часто мнутся и, как правило, неширокие — вместить компанию из пяти человек на бумажном фоне вряд ли получится.