Работа со светом — самое сложное в обучении фотографа. От правильного или неправильного света зависит не только настроение кадра, но также то, сможет ли зритель разглядеть детали и модель, насладиться идеей, а также — как много времени фотограф проведёт перед компьютером за постобработкой.
Изучая фотографию, идите от простого к сложному. Жёсткий свет — в том числе солнечный на улице — это задача со звёздочкой. Начните с мягкого света, а также самой простой и дешёвой светоформирующей насадки — фотозонта. Разбираемся, какие бывают фотозонты, как ими пользоваться, и почему именно он считается лучшим для новичка.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/a8259873920f43a28ea5dbf3806691ec/image.jpg)
Как пользоваться фотозонтом
Фотозонт — это светоформирующая насадка. Она нужна, чтобы отражать и рассеивать свет. Из-за того, что вспышка или луч не просто «бьёт» прямо, а отражается от поверхности фотозонта, на модели меняется светотеневой рисунок.
Виды фотозонтов
Фотозонты делятся на несколько видов и отличаются по размеру. Каждый из них даёт разный эффект.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/12519fbdc71d4f3a967ca5f0ccf00bcb/image.jpg)
Зонт на просвет
Просветные фотозонты делают из полупрозрачной белой ткани. Она очень похожа на ткань софтбокса, только натянута на спицы по кругу. Свет получается мягким, окрашенным нейтрально. Чтобы фотографировать с таким зонтом, его нужно направлять прямо на модель, так как источник будет светить через него.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/0ba817c1c0364bb3865654184fb8097c/image.jpg)
Зонт на отражение
Это фотозонты, которые внутри покрыты белой, серебряной или золотой блестящей тканью. Они непрозрачные, а сам материал плотный. Ткань похожа на ту, которую используют для отражателей.
Принцип работы с такими зонтами действительно напоминает то, что фотограф делает с отражателем: свет бьёт в зонт, тот отражает вспышку и перенаправляет её на модель. Чтобы снимать с таким фотозонтом, свет и зонт нужно направлять в сторону от модели, чтобы ей была видна его блестящая внутрянка.
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/3d781828c8b84b2fa6899277e073769a/image.jpg)
Комбинированный зонт
Комбинированный фотозонт или зонт-трансформер чем-то похож на отражатель 5-в-1. Он позволяет менять ткань, что позволяет из зонта на просвет сделать зонт на отражение серебряного и золотого цвета.
Читайте также:
Отражатели: зачем нужны, как использовать. Обучение от Фотосклад.ру
Какой эффект даёт фотозонт
Из-за особенности материалов и конструкции, фотозонт создаёт на модели мягкий свет. Новичку лучше всего начинать учиться именно на мягком свете. Ниже — пять особенностей света, которые создаёт фотозонт.
- Тени светлые. Не чёрные, а сероватые. Из-за этого фотографу сложнее потерять детали в тёмных областях, получить глаза панды на модели и грубые, бросающиеся в глаза тени.
- Тень плавно переходит в свет. Светотеневой рисунок мягкий. Тёмные области переходят в светлые градиентом, а не резкими линиями.
- Блики получаются более матовыми и менее заметными.
- Так как сама насадка круглая, блики в глазах получаются круглыми, что выглядит отлично на портретах.
- Скрываются недостатки кожи. Морщинки, шелушение, поры при работе с фотозонтом видны меньше. Текстура получается не такой резкой и отчётливой. Это значит, что новичку придётся меньше ломать голову в фотошопе.
- Фотозонт прощает ошибки. Источник освещает модель широко и мягко, а значит, сложнее совершить ошибку.
Читайте также:
Мягкий свет: как создать на улице и в помещении
![](https://cdn.fotosklad.ru/unsafe/25bd711b6de44f8f8fece99351699274/image.jpg)
Вышесказанное можно отнести к минусам, если посмотреть на ситуацию под другим углом. Световой поток светозонта широкий, поэтому его сложно контролировать и направить в опередённое место. Это может привести к тому, когда освещаться будет та зона, которую вы осветить не планировали.
На что влияет размер фотозонта
Чтобы разбираться в размерах фотозонтов и других светоформирующих насадок, запомните формулу: чем больше насадка, тем шире и мягче пучок света, который попадает на модель.
Получается, если нужно получить более нежный и аккуратный свет, осветить большую площадь, фотозонт следует выбирать побольше. Например, от 100 до 190 сантиметров.
Фотосессия с большим зонтом — испытание , если вы работаете на улице в ветер. Найдите помощника с сильными руками, который удержит свет на месте, потому что зонт будет работать, как парус.
Как снимать с фотозонтом
Фотографировать с фотозонтом проще, чем с любой другой насадкой. Он лёгкий, простой конструкции и даёт самый предсказуемый свет, с которым просто работать и удобно учиться.
Что нужно для съёмки с фотозонтом
Любой фотозонт — на просвет или отражение — отличная стартовая насадка для фотографа-новичка, который только начал изучать искусственный свет. Эта светоформирующая насадка простая в обращении, но также лёгкая по весу, занимает мало места и дешёво стоит. Но без некоторого стартер-пака всё же не обойтись.
Чтобы фотографировать с зонтом, вам нужны:
1. Стойка для света. На неё будет крепиться ваш источник света вместе с зонтом.
В теории вместо стойки можно использовать помощника, но ни один человек, кроме королевского гвардейца, не простоит неподвижно час или два. Ещё и с вытянутой вверх рукой.
2. Держатель с отверстием для зонта. Он нужен, чтобы соединить стойку, источник света и прикрепить зонт.
Как правило, это небольшая металлическая или пластиковая штука с отверстием для стойки; башмаком для внешней вспышки или выпирающей частью для моноблока; дыркой сбоку, в которую вставляется зонт. Иногда вместо дырки крепят отдельную сквозную деталь, в которую также вставляется ножка зонта. Но это не практично — она сто процентов рано или поздно отвалится, проверено на личном опыте.
3. Моноблок или внешняя вспышка. Да, чтобы фотографировать с зонтом, достаточно даже переносной вспышки, которую обычно берут на репортажи.
4. Синхронизатор. Он нужен, чтобы вспышка реагировала на фотоаппарат, если вы фотографируете с импуольсным светом. Для постоянного источника синхронизатор не нужен.
Как фотографировать с фотозонтом — пошаговый сценарий
- Установите стойку. Важно, чтобы ножка стойки смотрела туда же, куда моноблок. Так её сложнее уронить.
- Накрутите кронштейн и вставьте в него вспышку или моноблок.
3. Наденьте сонхронизатор. Включите вспышку и синхронизатор, убедитесь, что они работают.
4. Выберите вид и цвет зонта:
- фотографируйте с белым фотозонтом на просвет, чтобы получить самый мягкий свет с нейтральной цветовой температурой;
- возьмите золотой зонт, если хотите свет поконтрастнее. Имейте ввиду, что этот зонт делает картинку теплее по цвету;
- выбирайте серебристый фотозонт, если хотите наиболее контрастный светотеневой рисунок и наиболее холодную сцену.
5. Вставьте зонт в кронштейн и направьте его:
- на модель, если это зонт на просвет;
- в противоположную от модели сторону, если это зонт на отражение.
Лайфхак: снимая с зонтами на отражение, следите, чтобы ножка зонта смотрела на лицо модели.