• Статьи
  • Фрейминг в фотографии: как пользоваться композиционным приёмом

Фрейминг в фотографии: как пользоваться композиционным приёмом

07 авг. 2023

4142

0

0

0

Если кадр безликий и скучный, то автор прогадал с композицией. Обвиняйте цвет, но чёрно-белых шедевров в фотографии не счесть. Заявление о скучном образе или локации легко нейтрализовать, если вспомнить минимализм, где творец стремится убрать лишнее. То же касается и качества. Фотография плохая не потому, что камера стоит дешевле квартиры, дело не в неправильной выдержке, шевелёнке и расфокусе. 

Взгляду не за что зацепиться, а картинка тут же вылетает из памяти, потому что фотограф не поработал с акцентами и вниманием зрителя. Один из простых композиционных приёмов — фрейминг. Разбираемся, что такое фрейминг в фотографии, а также делимся лайфхаками, как с ним работать, чтобы улучшить кадр.

Рамка или фрейминг — это кадр в кадре / Фото: Елизавета Чечевица

Что такое фрейминг

Фрейминг в фотографии — это когда в кадре появляются рамки. Чтобы их получить, автор ищет ракурс, приближается или отдаляется, правильно расставляет модель или предметы в кадре друг относительно друга. Иногда нужно одно из перечисленного, а иногда — всё вместе и сразу. Например, фотограф посадил модель в кафе, а сам вышел на улицу и фотографирует сквозь стекло. Окно с рамой — это фрейм.

Фрейминг — один из множества композиционных приёмов. Его особенность в том, что, когда внутри кадра появляется рамка, она как бы обводит ключевой объект. Ограничивая его со всех сторон, отсекая лишнее, рамка концентрирует внимание внутри себя и притягивает взгляд. Вот и вся суть. 

Если фотография — это лист с текстом, который зритель должен «прочитать», то рамка — яркий маркер, которым обвели ключевые слова. Здесь фрейминг создается с помощью белых светящихся неоновых лент и вывески / Фото: Елизавета Чечевица

Как и где использовать фрейминг

Ситуаций, когда фотограф может проявить изобретательность и использовать фрейминг, не счесть. Это универсальный приём для любого жанра, потому что выделять ключевую фигуру и расставлять акценты нужно как в репортаже, так и в стрит-фотографии, не говоря о портрете. Ниже — приёмы, которые помогут смотреть на кадр творчески и применить рамочную композицию. 

Фрейминг в локации

Самый очевидный вариант — искать готовые рамки на локации и в интерьере. Включайте творческое видение, помните, что высота точки съёмки, отдалённость от модели и зумирование объектива меняют итоговую композицию.

Рамкой в локации может стать:

Окно. Окно — самая очевидная рамка из возможных. Можно фотографировать просто через стекло, как в примере с кафе. Но если вы в заброшенном здании, стекло разбито и кусок вывалился, попробуйте сфотографировать через него, будто подглядываете за моделью. Особенно если хотите создать тревожную атмосферу, как в фильме ужасов.

Рамка необязательно должна быть перед моделью. Поэкспериментируйте и поместите фрейм на задний план. Приём не будет выглядеть так навязчиво / Фото: Елизавета Чечевица

Дверной проём или арка. Достаточно оставить модель в помещении, выйти из него и сделать кадр так, чтобы дверная рама была видна. Для этого может понадобиться широкоугольный объектив, чтобы не пришлось отходить слишком далеко. Откройте дверь нараспашку или сделайте фотографию более интимной, снимая сквозь щёлочку в двери. 

Это хороший приём для пустых помещений, арендованных фотозалов, квартир, но если вы решили пофотографироваться в выходные вечером в баре в центре города, то учтите, что получить чистый, пустой кадр не выйдет. Рамками в кадре могут послужить подземные переходы с низкими потолками и давящими стенами, распахнутые лифты.

Перила, забор и колонны. Если тянет фотографировать на улице, обратите внимание на перила лестниц, ажурные ограды, заборы, колонны и столбы. Как правило, чтобы создать фрейминговую композицию, фотограф встаёт за них так, что они оказываются между моделью и объективом.

Щели и сетки. Чтобы сделать рамку, проём не должен быть большим. Хватит щели в заборе, кольца в цепи, крупной сетки. Фотографируя через них, вы получите фрейм интересной формы. Единственное, что подходить нужно вплотную, а иногда даже прислонять к ним объектив.

Деревянные ставни и даже свечи на подсвечнике могут обрамлять главный объект в кадре/ Фото: Елизавета Чечевица

Водоём. Край берега (да, рамка необязательно должна обводить модель со всех сторон!) и даже эстетичная лужа могут стать естественной рамкой, если вы фотографируете на природе. Главное сфокусироваться и поработать с позой модели, чтобы случайно не отрезать полголовы.

Деревья. Ветви деревьев, кусты, стволы и просвет в кронах тоже помогают дополнить композицию рамкой. Следите, чтобы в кадр не залезли неэстетичные ветви, которые перетягивают внимание и закрывают модель.

Иногда достаточно залезть в кусты и фотографировать как будто через них / Фото: Елизавета Чечевица

Фрейминг в деталях

Если двери под рукой нет, а съёмка в проходит в чистом поле, то фрейминг можно создать самому. Вернее, с помощью реквизита и работы с моделью.

Ткани. Любые ткани, начиная от простой шторы, заканчивая платьем, можно превратить в рамку. Обрамите модель или сцену, скрутите вещь и снимайте через неё, фотографируйте через прорези для рук. Возможно, понадобится помощь ассистента или стойка. В крайнем случае ткани можно развесить на ближайших деревьях или кустах. Продумайте концепцию заранее и учтите, что подготовка занимает время, которого нет у модели, если её не предупредить.

Рамка создаётся с помощью ткани внизу и цветов слева и справа / Фото: Елизавета Чечевица

Рамы и зеркала. Да, пустые рамы картин, привезённые на фотосессию, превращаются в реквизит, работающий на композицию снимка. Багет можно воткнуть в землю, попросить подержать ассистента или саму модель. 

Если приём кажется слишком избитым, возьмите с собой зеркало. Оно может быть огромным ростовым, маленьким карманным или даже крупным разбитым осколком. Положите его на землю, прислоните к дереву, попросите помощника подержать или предложите модели поймать интересное отражение. Всё внимание будет приковано к зеркалу и изображению внутри него.

Руки и пальцы. Модель может создавать рамку сама. Например, пальцами, если прикроет часть лица, ладонями, руками в целом. 

Поза, когда модель стоит боком, лицо в три четверти. Так как руки недалеко от лица, они работают, как рамка и одновременно направляющие линии, которые, фокусируют взгляд на лице модели / Фото: Елизавета Чечевица

Дым. Дымовая шашка или дым-машина могут тоже создать рамку, обрамляющую модель. Снимая в фотостудии учтите, что дым-машину лучше бронировать заранее, и она стоит денег. Ещё понадобится ассистент, которому нужно объяснить, как двигаться так, чтобы пускать дым вокруг модели, а не в лицо.

На улице, если нет электрогенератора, проще купить фаеры или дымовые шашки. Помните, что они горят очень недолго. В лучшем случае у вас будет 10-15 секунд. Кроме того, их сдувает сильный ветер, а место должно быть безлюдным — полиция в центре города может неправильно оценить ваш творческий порыв. 

Всё, что можно взять в руки. Что фотограф, что модель могут творчески подойти к созданию рамок. Возьмите в руки ветки или цветы, приложите к объективу, чтобы получить передний план и заодно размытую рамку. Фотографируйте через бусы, стакан, кольца, скрученный ватман или провода. 

Всё, что направляет и создаёт как бы кадр в кадре, — фрейминг. Даже рога! Главное, чтобы модель оставалась самой важной и притягательной частью фотографии / Фото: Елизавета Чечевица

07 авг. 2023

4142

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые