Планы в фотографии: что это, как добиться на съёмке

20 сент. 2022

11801

2

0

1

План в фотографии, живописи, кино — это область на плоском пространстве изображения. Различают три плана — передний, средний и задний. Это три зоны на картинке, которые создают ощущение объёма в кадре. Такого эффекта получается добиться за счёт того, что фотограф с помощью разных приёмов «отодвигает» планы, размещая их на разной удаленности друг от друга.

Разбираемся, какие бывают планы в фотографии, для чего нужна многоплановость и как создать её во время съёмки.

Создавая и усиливая плановость в кадре, фотограф улучшает композицию кадра и делает снимок более объёмным и интересным для разглядывания / Фото: unsplash.com

Передний план — зачем нужен, как сделать

Передний план или первый план — это зона, которая ближе всего к зрителю. Это может быть пространством, которое «утягивает» смотрящего вглубь кадра, или объектом, перегораживающим собой часть сцены. Например, кусты, арка двери, рама окна. Если в фотографии есть передний план, она кажется более объёмной.

Как создать передний план на фотосессии

  • Поместите между объективом и моделью какой-либо объект. 

Подойдут ветви деревьев, листья кустарника, трава, стена, из-за которой фотоаппарат «выглядывает» и следит за предметом съёмки. 

Пусть ассистент держит около объектива сорванные ветви растений или попросите его подбросить что-либо! Это могут быть перья, конфетти, листья цветов, банкноты. 

  • Поймайте засветку.

Если в камеру светит солнце или искусственные источники, можно запечатлеть красивые блики и засветку. Для этого источник света должен находиться на границе кадра, либо частично перекрываться чем-то. Например, головой модели. Готового рецепта нет — нужно внимательно смотреть в видоискатель и ловить момент.

Если всё сделано правильно, блик будет находиться в углу кадра и обязательно выбиваться на передний план, создавая объем / Фото: unsplash.com
  • Найдите раму.

В данном случае это то, что на переднем плане будет обрамлять средний и задний план, выделяя их и создавая акцент. Этот приём называется фрейминг. В качестве рамы можно использовать что угодно — окно, элемент узора ограды, переплетение веток или даже руки модели.

Рамой может служить окно, дверной проем, пустая рама от картины, решётка и даже вытянутые вперёд, в сторону объектива, руки модели / Фото: unsplash.com

Средний план в фотографии

Средний план или второй план в фотографии — это композиционный центр кадра. Это то, куда должен быть направлен взгляд зрителя и где происходит основное действие. Например, средний план в портрете — это фигура человека, в фуд-фотографии — блюдо, а в репортаже с концерта — музыканты на сцене, тогда как зрители в зале могут служить передним планом.

Создать кадр без среднего плана в принципе невозможно. Фотографов можно ругать за отсутствие многоплановости и плоскую картинку, но даже в этом случае зритель куда-то будет смотреть, в кадре что-то будет происходить.  

Как заставить зрителя изучать средний план — 5 лайфхаков

  • Контрасты. 

Любой явный перепад, сильное отличие, заставляют человека внимательно изучать фотографию. Например, сложно не обратить внимание на белого персидского кота на идеально чёрной циклораме.

Самые простые примеры — тёмный объект на светлом фоне или светлый объект на тёмном / Фото: unsplash.com

Но контраст — это не только сочетание чёрного и белого. Объекты в центральной части кадра могут отличаться размерами (большой и маленький), позами (статичная и динамичная, в движении), текстурой и материалами (шерсть и металл). Например, кактус среди воздушных шаров.

  • Цвет.

Выделение цветом — ещё один способ привлечь внимания зрителя. Например, поставить модель в ярко-красном на неприметный серый фон, тусклый осенний или зимний пейзаж. Этот пример отсылает нас к законам живописи, когда предполагается, что передний план должен быть более насыщенным, чем фон.


Читайте также:

Круг Иттена для фотографа: как пользоваться, 10 схем с фотопримерами

Если вы любите, чтобы вся фотография была яркой и сочной, просто выделяйте главный объект в кадре отдельным цветом / Фото: unsplash.com
  • Передний план.

Передний план не только усиливает объём, но и направляет внимание зрителя. Например, если часть кадра занята рамкой или размытыми очертаниями листвы, у смотрящего меньше областей, которые он может разглядывать.

  • Свет.

Выделите центральный объект в кадре светом! Например, используйте светоформирующие насадки, которые позволяют точно направить световой поток в нужное место, — портретные тарелки, рефлекторы, тубусы, соты. Таким образом, модель будет освещена, а все остальные части сцены окажутся затемнёнными.

Кроме того, объект можно отделить от фона контровым светом. Для этого расположите источник сзади и сбоку от модели. В качестве насадки отлично подойдёт стрипбокс.


Читайте также:

Что такое стрипбокс и как его использовать

Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться

Насадки для студийного света: какие бывают и как пользоваться. Подробный гайд


  • Направляющие линии.

Если это возможно, найдите в сцене линии, которые будут как бы указывать на модель. Также подойдут здания, столбы, ветви, прилавки, береговая линия, складки одежды и руки. Это самый сложный совет, требующий от фотографа опыта и насмотренности.

Самый простой пример — сходящаяся к горизонту дорога или железнодорожное полотно / Фото: unsplash.com

Задний план в фотографии 

Задний или дальний план в фотографии — это фон. В идеале благодаря нему зритель понимает, где происходит действие. Исключение — одноцветные студийные фоны. Главная задача заднего плана — создавать атмосферу, но не перетягивать на себя внимание.

Как сделать задний план

  • Осветлить.

Классическое правило из живописи гласит, что задний план должен быть светлее переднего и среднего. Оно возникло из понятия световоздушной перспективы, которую можно увидеть в реальной жизни — если посмотреть глубоко вдаль, объекты там кажутся светлее и чуть синее, чем те, что находятся ближе. Поэтому задний фон можно смело осветлять, подсвечивая вспышками. Если же вы хотите получить идеально белый фон без теней, изучите схемы света для высокого ключа. Этот совет в большей степени относится к фотографиям на пленере.

Лес и гора на фоне заметно светлее, чем полоса деревьев на переднем плане / Фото: unsplash.com
  • Затемнить.

Если объект светлый, пойдите от противного и затемните фон! Например, закройте шторы в комнате, а в фотостудии попросите чёрные флаги — большие заграждения, которые отсекают лишний свет. Так вы сохраните контраст и глубину в кадре.

  • Убрать с фона всё лишнее.

Самый детализированный план — средний. Именно он должен содержать основную информацию и развлекать зрителя. Чтобы вместо модели смотрящий не изучал провода или форму софтбокса, избавьте фон от визуального мусора. Всё, что можно отодвинуть, — отодвиньте, спрячьте, накройте, либо смените ракурс. 

Чем меньше деталей на фоне, тем больше человек смотрит на то, что вы хотите ему показать. Вспомните каталоги одежды — они пытаются добиться идеального одноцветного фона, чтобы покупатель сосредоточился на характеристиках товара.

  • Размыть задний план.

Если размыть фон, он не будет отвлекать внимание, а также будет радовать глаз зрителя боке и живописными цветными пятнами позади модели. Чтобы это сделать, откройте диафрагму на возможный максимум. Например, хороший размытый фон можно получить на значениях диафрагмы f/2.8 и меньше. Но учтите, что, чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше объектов в резкости у вас будет.

Задний план размыт с помощью открытой диафрагмы. Кроме того, есть передний план, обеспечивающий размытые пятна перед моделью, а также контраст — тёмное на светлом фоне / Фото: Елизавета Чечевица, Фотосклад.Эксперт

Многоплановость в фотографии — выводы

  • Многоплановость делает фотографию более объёмной, сложной и интересной для зрителя, поэтому поиск планов — одна из задач фотографа, которую желательно, но необязательно выполнять. 
  • Передний план — это всевозможные рамы и объекты, которые встают перед объективом и моделью. Листья, ветви, руки, дверные и оконные проёмы. Он желателен, но необязателен.
  • Средний план — главный объект в кадре. Без него невозможна ни одна фотография, если, конечно, вы не хотите повторить квадрат Малевича. Чтобы притягивать к нему внимание, размещайте модель на контрастном фоне, выделяйте её ярким цветом, позой, светом.
  • Задний план — фон. Он может быть как однотонным, если вы снимаете в студии, так и заполненным объектами, если фотосессия проходит на пленэре. Его задача — давать понимание, где происходит действие, и не перетягивать внимание на себя. Постарайтесь убрать с фона всё лишнее, чтобы зритель сконцентрировался на среднем плане. 

2

20 сент. 2022

11801

2

0

1

1 комментарий

спасибо! отлично для новичка!

Самые новые

Самые читаемые