Яркая-фиолетовая кайма, которая внезапно появилась ореолом вокруг голов молодожёнов или веток на фоне светлого неба часто пугает начинающего фотографа. Пугаться не надо. Это — всего лишь хроматические аберрации, неприятный оптический эффект. Что это такое, почему появляется и как легко и без проблем от них избавиться, читайте в этом материале.
Хроматические аберрации схожи по происхождению с радугой, которая появляется, когда свет проходит сквозь призму / ru.freepik.comЧто такое хроматические аберрации
Способы минимизировать аберрации при съёмке
Как убрать хроматические аберрации на постобработке
Что такое хроматические аберрации
Хроматическая аберрация — это оптический дефект, который может появиться на фото при съёмке контрастных сцен. Чаще всего это происходит на открытых диафрагмах в контровом свете, но это не обязательное условие.
Визуально — это синяя или фиолетовая полоса по краю объекта. Обычно она появляется там, где большой контраст. Например, когда вы снимаете человека на фоне светлого неба. Или не человека, а любой другой объект.
Хроматическая аберрация во всей её красе и при сильном приближении участка фотографии / Фото: reddit.comХроматические аберрации возникают из-за того, что линзы по-разному преломляют световые волны различной длины. Проще говоря, это волны разного цвета. Белый свет состоит из волн разных цветов, их фокусировка происходит в немного разных точках, поэтому появляются хроматические аберрации. Они возникают не потому, что настройки неверны или у фотографа руки кривые, а потому, что так работает физика.
Впрочем, появление этого эффекта может указывать на то, что объектив не очень совершенен. Чаще хроматические аберрации можно увидеть у недорогих стёкол с простой оптической схемой. Например, на старых «Зенитарах», «Гелиосах» и прочих советских объективах хроматические аберрации составляют настоящую проблему. То же самое можно сказать про очень дешёвые ручные светосильные объективы.
Впрочем, стоимость не всегда гарант того, что аберраций не будет — у многих дорогих светосильных стёкол они всё равно могут появляться.
Идеальный (сферический в вакууме) объектив без аберраций слева и реальный, с которым приходится работать, справа / Фото: drlphotography.co.ukХроматические аберрации делят на два типа:
- продольные. Это те самые сине-фиолетовые (иногда зелёные) каёмки на контрасте в контровике;
- поперечные. Выглядят, как размазанные ореолы вокруг контрастных объектов, заметные только по краям кадра. Чаще встречаются на сверхширокоугольных объективах.
Способы минимизировать аберрации при съёмке
Есть несколько лайфхаков, которые помогут избавиться от хроматических аберраций ещё на этапе фотосъёмки. Во-первых, стоит отдавать предпочтение качественным объективам с более сложной оптической схемой.
Обычно в более дорогие и продвинутые стёкла добавляют специальные линзы (такие конструкции называются «апохроматами»), которые помогают бороться с хроматическими аберрациями. Также аберрациями часто «грешат» недорогие длинные телевики, и проблемы частенько появляются именно на более длиннофокусных значениях. Это объяснимо: чем больше фокусное расстояние, тем больше шансов у лучей света разойтись и образовать аберрацию.
Рецепт лечения простой. Если есть возможность, не злоупотребляйте зумом, а подходите к сцене ногами.
По этой причиной с хроматическим аберрациями могут сталкиваться фотографы дикой природы, которые чисто технически не могут подойти ближе / Фото: digital-photography-school.comВторой самый простой способ избавиться от хроматических аберраций ещё на этапе съёмки, который годится практически для любого объектива — прикрыть диафрагму до значений f4-f5.6. Обычно этого достаточно, чтобы аберрации исчезли сами собой. Важный момент: не стоит применять этот лайфхак, если вы снимаете в условиях слабого освещения без штатива. В таких условиях фотографии получатся тёмные и смазанные.
Также можно просто избегать условий, в которых аберрации появляются и начинают отравлять вам жизнь: контрового света и высокого контраста. Если снимаете на сверхширик, который страдает поперечными аберрациями, старайтесь располагать главный объект в центре, а зоны, испорченные аберрациями, подрезать.
Если снимаете в JPEG, как следует изучите меню своей камеры. Многие современные беззеркалки умеют убирать хроматические аберрации автоматически. Например, такие настройки можно найти у некоторых видеокамер серии Panasonic Lumix и ряда моделей других производителей. Например, такая функция есть у Canon R7, Nikon D850, Sony Alpha 6400 и других более поздних моделей.
Чтобы проверить, есть ли автоматическое подавление аберраций, можно пролистать меню настроек.
Функции в меню Canon и Nikon / Иллюстрация: cam.start.canonКак убрать хроматические аберрации на постобработке
Хроматические аберрации достаточно просто убрать, например, в Adobe Lightroom. Там это делается автоматически, нужно просто выставить необходимые настройки в одной из вкладок.
Итак, открываем фото в Lightroom, во вкладке Develop/Разработка прокручиваем правую колонку до самого низа, находим меню Lens Corrections, там выбираем модель объектива, на которую было сделано фото, и ставим галку Remove Chromatic aberrations/Убрать хроматические аберрации.
Иногда этих настроек достаточно, чтобы лайтрум сделал всё за нас, но в этот раз не повезло / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертВ таком случае можно вручную подкрутить оттенок проблемного цвета и интенсивность коррекции, если в этом есть необходимость. Переходим в соседнюю вкладку Manual.
Здесь крутим бегунки Amount/Количество и Hue/Оттенок. Аберрации бывают фиолетовые и зелёные — для них используются отдельные бегунки / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертГотово. Ветка избавилась от ненужных ореолов. Эти настройки можно смело копировать на всю серию фотографий, как обычно при пакетной обработке в Lightroom. Точно также можно работать и в Adobe Photoshop используя фильтр Camera RAW, который практически дублирует интерфейс и набор функций Lightroom.
Единственная проблема, которая может возникать при использовании этой настройки — автоматика может попутно зацепить синие или фиолетовые объекты, если они есть в кадре. Например, если присутствует дама в ярко-синем платье, по краям платья может появиться серая полоса.
Lightroom принял цвет синих джинс за хроматическую аберрацию и пытается её компенсировать — привести к цвету заднего плана. Упс / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертТак происходит, потому что по факту коррекция на постобработке — это банальное обнаружение участков проблемных цветов по краю контрастных объектов и их обесцвечивание.
В этом случае с ошибками автоматики можно бороться, разве что используя маски. Подробнее об «умных» масках в Lightroom читайте в этом материале. Либо можно воспользоваться более старым и сложным способом с масками и частичным обесцвечиванием, о котором мы писали вот здесь.
Схожие инструменты можно найти в Capture One, DxO и других фоторедакторах. Также такие штуки умеет делать Adobe Premier и DaVinci — актуально для удаления хроматических аберраций с видео.
И последний момент: ещё один способ обращаться с хроматическими аберрациями — просто не обращать на них внимания. Фото на примерах выше увеличено до масштаба в 200%, чтобы было видно, где та самая аберрация, о которой идёт речь.
Если окантовки не слишком велики, а вам не надо печатать фотографию на растяжку поперёк главного проспекта вашего города, можно просто оставить их жить и не возиться с удалением.