• Статьи
  • Lightroom: работа с интеллектуальными масками в новых версиях программы

Lightroom: работа с интеллектуальными масками в новых версиях программы

15 мая 2023

2860

0

0

0

В свежих версиях Adobe Lightroom (начиная с 11.01.1, вышедшей в конце 2021 года) появилась возможность работать с умными масками, использующими искусственный интеллект. В этом тексте мы собрали несколько готовых рецептов, которые выведут пакетную обработку фотографий в Adobe Lightroom на новый уровень. О том, как работать с функцией Select Subject в Lightroom, читайте в этом материале.

Например, с помощью маски можно неплохо размыть задний план. И делать это пакетно / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как работает функция Select Subject/Выделение объекта в Adobe Lightroom
Как сильно осветлить или затемнить фон в Adobe Lightroom
Как сделать размытый фон в Adobe Lightroom
Логика пакетной обработки с использованием Select Subject

Если за что-то Lightroom когда-либо сильно ругали — так это за отсутствие возможности использовать слои и маски, которые дают изменять цвет и контрастность не у всего изображения, а только у некоторых его частей. А вот у Capture 1 эта функция есть, за что его обычно очень ценят.

В последних версиях Lightroom эту проблему стали решать, правда, в несколько ином исполнении по сравнению с классическими слоями Фотошопа — через маски с настройками.

В Lightroom и раньше была возможность сделать простую маску, используя линейный или радиальный градиент или кисть. Но сейчас дело пошло дальше, и в последних версиях начиная с 11.01.1 появилась функция Select Subject/Выделение объекта, которая позволяет в один клик выделить человека на изображении.

Посмотрим, когда это бывает полезно.

Как работает Select Subject/Выделение объекта в Adobe Lightroom

Функция Select Subject позволяет автоматически выделить на фотографии главный объект — как правило, это человеческая фигура. Это удобно, когда хочется отдельно поработать с цветом на главном объекте и на фоне. Посмотрим, как это работает.

Выберем фотографию, импортируем её в Лайтрум, переходим во вкладку Develop/Разработка. Я беру достаточно сложный для программы пример, чтобы как следует протестировать новые функции: здесь у нас дева в сером платье и венке на голове на зелёном фоне. С фоном контрастирует, но не слишком сильно и не везде.

Маски прячутся под вот этой пиктограммой. Выбираем Select Subject/Выделение объекта / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чтобы создать умную маску, компьютеру может понадобиться некоторое количество времени — от нескольких секунд до нескольких минут. Чем мощнее процессор и видеокарта, тем быстрее будет идти работа.

Хорошие варианты видеокарт, с которыми маски точно будут работать быстро: GeForce RTX 3050 на 8GB или GeForce RTX 4070Ti на 12GB.

Хорошие варианты ноутбуков: Lenovo Legion 5 с видеокартой RTX3060 на 6GB, MSI CreatorPro Z17 A12UMST-260RU, Apple MacBook M1 Max. Из бюджетных решений есть такие варианты: Xiaomi Book Pro 16" 2022 или Asus ProART.

После создания маски наше изображение выглядит так:

Фигура подсвечена красным, в правом верхнем углу появилось меню работы с масками / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Посмотрим на изображение пристальнее, чтобы понять, нужно ли маске уточнение. Всё же автоматика может косячить. Увеличим изображение, чтобы увидеть детали.

Обратите внимание на волосы — с ними выделение отработало отлично. А вот некоторые листья в венке в маску не попали. Зелёное на зелёном — это сложно / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Уточним маску: включим в неё те листья, которые автоматика пропустила. Для этого используются кнопки Add/Добавить и Subtract/Вычесть. Чтобы добавить маску на листья, будем использовать Add. Наводим на него мышь и попадаем в выпадающий список инструментов: здесь есть кисть, линейный и радиальный градиент. Выбираем кисть и прокрашиваем пропущенные участки.

Маска готова. Она отображается на самом изображении и в боковом меню / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

В следующих разделах речь пойдёт о том, зачем нужны маски, но пока скажем ещё пару слов о некоторых проблемах при их создании. Select Subject умеет выделять не только фигуры людей. Если людей в кадре нет, он отлично работает и с другими объектами.

Машинку легко отделило от фона. Возможно, есть смысл вычесть снег под днищем, который зацепило зря / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

А вот если в кадре есть и человек, и машинка, автоматическое маскирование работает уже очень по-разному.

Здесь всё хорошо: маска поймала и машину, и модель / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

А если модель стоит перед машиной, и машина хоть немного уходит в боке, автоматика начинает упрямо воспринимать её, как фон.

Если надо выделить машину, придётся прокрашивать маску вручную с помощью кисти / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Возможности грубо выделить кистью объект и дать программе уточнить маску, не предусмотрено. Если автоматика решила, что машина — не объект, то работать она с ней не будет. Можно, конечно, прокрашивать машину вручную, как мы делали с листьями на венке в примере выше, но такой подход стопроцентно не про скорость и не про точность.

Как сильно осветлить или затемнить фон в Adobe Lightroom

Очень много свободы рукам новые маски фотошопа дают при работе в студиях — особенно небольших с не слишком разнобразным и мощным световым оборудованием. Люди, живущие и работающие в провинции, меня сейчас хорошо поймут. Посмотрим на снимок ниже: он сделан как раз в такой небольшой студии. Настроить свет так, чтобы и гирлянды на стене не тускнели и лицо модели было хорошо освещено, сложно. Особенно если в кадре дети: там полшага вправо — и человек уже выскакивает из светового пятна или наоборот оказывается слишком освещённым.

Слева оригинальный вариант без маски, в центре — попытка вытянуть фон без маски, справа — вариант с маской / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

На иллюстрации выше моя попытка исправить обработку без маски и то, что получилось при работе с маской. На снимке в центре сильно подняты тени и увеличена общая экспозиция — и всё равно плохо: мы потеряли объём на лице у девочки, а стена остаётся серо-синей, гирлянды — тусклыми. Последний вариант фотографии выглядит гораздо более гармоничным.

Посмотрим, как это работает. Возвращаемся к исходному изображению, накладываем на него маску с помощью команды Select Subject. Прежде чем перейти к коррекциям, нам нужно инвертировать наш объект, потому что мы будем работать с фоном.

Кликаем по пиктограмме с тремя точками и в выпадающем списке выбираем Invert/Инвертировать / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Это нужно сделать сразу после выделения объекта. Важный момент: инверсию нужно делать до того, как уточнять маску. Если маска неидеальна, и вы хотите работать с фоном, всё равно: сначала инвертируем, потом добавляем или убираем лишнее. Если сделать наоборот, маска будет работать некорректно.

Дальше нас будет интересовать правое меню настроек.

Мои настройки для этой фотографии / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Здесь можно менять параметры точно также, как они работают во вкладке базовой коррекции. Но действовать эти изменения будут только на выделенный объект (в нашем случае фон, потому что объект мы инвертировали).

Я усиливаю параметр Exposure/Экспозиция, чтобы сделать его светлее и сильно добавляю Highlights/Света, также немного тяну вверх Shadows/Тени, чтобы ёлка выглядела лучше. Также я немного меняю баланс белого — делаю его более жёлтым. И немного снижаю Clarity/Чёткость и Dehaze/Удаление дымки. Зачем нужна эта коррекция подробно пойдёт речь в следующем разделе.

После того, как все коррекции внесены, нажимаем Done/Готово.

Подобное маскирование можно использовать не только для осветления фона. Его также при необходимости можно затемнять, делать более или менее насыщенным. Функция выделения объекта очень полезна при съёмке в контровом свете — можно сделать модель светлее, не тронув фон, и наоборот. Также её можно использовать, если хочется, например, приглушить зелень на уличной съёмке или убрать паразитный оттенок от ламп при съёмке портрета в интерьере.

Как сделать размытый фон в Adobe Lightroom

Ещё одна возможность, которую дают умные маски в Лайтруме — усилить размытие фона, сделать боке более спокойным. Сразу оговоримся, что экстремально размыть фон и сделать из снимка со смартфона фото, будто бы снятое на светосильный объектив, не выйдет. Но сделать фон более спокойным и деликатно отделить от него модель — это можно.

Выделяем объект, накладываем маску, инвертируем, поскольку будем работать с фоном. После инвертирования нам нужно сделать ещё одну коррекцию: накинуть на нашу маску дополнительный градиент. Нажимаем кнопку Add/Добавить и выбираем Linear Gradient/Линейный градиент.

Накладываем его на нижнюю часть изображения примерно до линии горизонта.

Теперь маска должна выглядеть примерно так / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Градиент необходим, поскольку мы будем добавлять фону боке. По законам физики фон тем сильнее размывается, чем дальше он от модели. Поэтому, чтобы не получить ненужного размытия на переднем плане и в непосредственной близости от модели, мы отсекаем маску градиентом.

Переходим к настройкам. Нашими главными инструментами будут Clarity, Texture и Dehaze.

Сильно прибиваем Clarity и Texture, Dehaze ставим в диапазоне -15-20 / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Несколько слов про Dehaze — с ним главное не переборщить. После определённых значений он начнёт создавать ореолы вокруг главного объекта, которые будут бросаться в глаза. Лучше не ставить значения меньше -20. Ещё один побочный эффект — он осветляет изображение. Есть съёмки, которым это идёт (например, новогодняя девочка из прошлого раздела). Но если эффект не нравится, чтобы его компенсировать, можно тут же в маске поставить Shadows на -25.

Фон стал несколько более размытым. Если хочется усилить эффект, маску можно продублировать. Для этого нажимаем на пиктограмму с тремя точками в меню масок и даем команду Dublicate/Дублировать.

Слева исходник, справа — наш итоговый результат с двойной маской. Фон за спиной сильнее размыт, модель лучше отделена от него / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Логика пакетной обработки с использованием Select Subject

Конечно, с масками удобнее работать в Adobe Photoshop: там больше инструментов, которые позволяют сделать точную маску. Но, во-первых, Photoshop не позволяет работать с масками с RAW-файлами. А для случаев, когда нужно сильно осветлять объект или фон, это критично, поскольку RAW содержит гораздо больше информации о деталях в тенях и о цвете.

Во-вторых, в Photoshop нельзя работать сериями фотографий и делать маски пакетно. Если совсем честно, то и в Adobe Lightroom пакетная обработка фотографий с умными масками реализована неидеально. Но это лучше, чем ничего.

Предположим, мы хотим получить такую же маску на соседнем кадре. Для этого выделяем сначала кадр-источник маски, потом, зажав Ctrl, кадр на который маску пересаживаем. И нажимаем кнопку Sync/Синхронизация. Открывается диалоговое окно.

Обязательно ставим галки в графе Masking/Маски / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Тут же вылезает предупреждение, что маски, использующие искусственный интеллект, придётся пересчитать на готовом фото. Хорошо, мы к этому готовы. Жмём кнопку Synchronize/Синхронизация. И ничего не происходит. Это нормально. Lightroom нас предупреждал.

Переходим на вторую фотографию (с которой ничего не произошло), открываем меню масок, заходим в маску и даём в правом меню команду Update/Обновить.

Компьютер на некоторое время задумается, после чего маска сработает и фон размоется / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Если умных масок было несколько, так придётся сделать для каждой. Дальше при необходимости настройки маски можно поправить точно также, как мы делали раньше. Важный момент — если для уточнения умной маски использовались кисть и линейные градиенты, их нужно будет подправить вручную.

Если нужно копировать маску на несколько десятков фотографий, её копируют также, как и любые настройки.

Но обновить её и подождать, пока компьютер отрисует, всё равно придётся для каждой фотографии отдельно. Не суперудобно, но что поделать. Придётся запастись сериальчиком или подкастом и терпением. Или подобрать достаточно мощное железо, которое будет отрисовывать маски мгновенно.


Читайте также:
Оперативная память — как и что выбрать для рабочего или игрового ПК
ПК за 100000 рублей: оптимальная сборка
Apple MacBook Pro M1 Max: 5 причин купить ноутбук за 350 тысяч


15 мая 2023

2860

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые