Интервальная съёмка — незаслуженно подзабытый в эпоху соцсетей технический приём, который позволяет создавать необычный контент. Самые яркие примеры — таймлапс, показывающий, как за 20 секунд распускается цветок или на пустыре вырастает многоэтажка. О том, как пользоваться интервальной съёмкой, какие нужны настройки и какая техника и как создавать эффектные видео, читайте в этом материале.
Настройки интервальной съёмки в фотоаппарате / Фото: unsplash.comЧто такое интервальная съёмка, зачем она нужна
Оборудование и настройки для интервальной съёмки
Настройки для интервальной съёмки
Интервальная съёмка и видео, в чём разница
Что такое интервальная съёмка, зачем она нужна
Интервальная съёмка — это когда фотоаппарат автоматически делает фото через заданный фотографом интервал времени. Раз в секунду. Или в 30 секунд. Или раз в полчаса — настройки зависят от цели съёмки. В первую очередь эта техника применяется для создания таймлапсов — видео, в которых длительные процессы показаны в ускоренной съёмки.
Интервальная съёмка — техника по сегодняшним меркам достаточно хитрая и трудоёмкая, но она позволяет сделать долгие и сложные процессы наглядными, показать то, что люди обычно не замечают.
Также интервальная съёмка может использоваться в фотоловушках. Если вы хотите, например, пронаблюдать, как ваша собака ворует печенье, пока вас нет дома. Главное — не сделать слишком большой интервал между кадрами, можно пропустить решающий момент. Но, если кроме шуток, также интервальную съёмку можно использовать, например, для дополнительной камеры для съёмки спортивных мероприятий.
Ставим камеру на штатив на удачный ракурс (лучше всего с широкоугольным объективом), ставим минимальный возможный интервал, запускаем и идём снимать другие сюжеты. Такой «робот» хорошо подходит для типичных кадров: например, для съёмки финишей на забегах — все бегуны прибегут в арку, никуда не денутся. Всех такой интервальный робот, конечно, не переловит, но некоторое количество удачных фото получить можно.
На массовых забегах с заранее известной трассой можно использовать интервальную съёмку / Фото: unsplash.comОборудование и настройки для интервальной съёмки
Что касается оборудования для использования интервальной съёмки, нужен не самый дорогой или самый современный фотоаппарат. Важнее, чтобы камера, была способна одновременно снимать и заряжаться или работать от пауэрбанка. Также таймлапсы вполне можно снимать на смартфон — подробнее об этом мы писали здесь.
Стоит обратить внимание на модели, которые умеют собирать таймлапсы автоматически. Например, такая функция есть в Nikon Z6, Canon 850D, Olympus OM-D E-M5 III.
Также для использования интервальной съёмки нужен устойчивый штатив. Чтобы готовое видео выглядело гладким, важно, чтобы камера не двигалась между кадрами.
Тот же принцип, что и при использовании длинной выдержки: камера должна быть статичной, чтобы лучше отображать динамику в кадре / Фото: unsplash.comТакже необходим пульт дистанционного управления с таймером, который будет давать импульс на спуск затвора с необходимым интервалом. У многих фотоаппаратов, есть режим интервальной съёмки, который позволяет работать и без пульта. Но у него есть некоторые ограничения: например, когда вы снимаете таймлапс с длинной выдержкой, и длина выдержки превышает длину паузы между снимками.
Последнее, что нам понадобится — много терпения. Некоторые сюжеты придётся буквально снимать часами.
Настройки для интервальной съёмки
Первое, что нужно сделать при съёмке таймлапса — рассчитать частоту кадров, на которой мы будем снимать. Она зависит от динамики того, что происходит в кадре и от того, какой длины ролик нужно в итоге получить. Учитывая, что стандартное количество кадров в секунду для видео — 25, на минутный ролик нужно около 1500 кадров. Если мы снимаем закат, который длится около 3 часов, нужно делать одну фотографию раз в 7 секунд. Если в кадре прорывающийся сквозь землю росток, которому нужно 12 часов, соответственно, нужно делать кадр раз в 25 секунд.
Настройки камеры для съёмки таймлапса:
- лучше всего использовать ручной режим фокусировки (чтобы камера не перефокусировалась на разные объекты между кадрами);
- выдержку, значение диафрагмы и ISO также лучше всего зафиксировать (да, это тот самый случай, когда нам нужен ручной режим) и выставить в зависимости от задачи. Если вы снимаете при хорошем свете, ставьте минимальное ISO, чтобы избежать шумов если ночной пейзаж — можно поставить значение повыше;
- баланс белого также фиксируем, чтобы цвет на готовом видео не «плавал».
Параметры выше подойдут, если вы снимаете что-то в стабильных световых условиях. Цветок в студии, бег облаков в солнечный день, движение звёзд в середине ночи. Но если в кадре рассвет, закат и подобные природные явления (а именно подвижность и переменчивость обычно и хочется запечталеть на таймлапсе), всё становится немного сложнее.
Съёмка таймлапса на природе: рассвет, туман / Фото: fstoppers.comДело в том, что когда параметры освещения постоянно, плавно или не очень меняются, наши зафиксированные настройки могут легко привести к недосветам и пересветам. И тут есть два подхода. Либо можно довериться автоматике (можно, например, использовать режим S, в котором зафиксировать только выдержку, чтобы итоговое видео выглядело плавно). Либо стоять над камерой, постоянно оценивать уровень экспозиции, время от времени останавливать интервальную съёмку и корректировать ручные настройки. Опытные люди так примерно и работают. Хотя, это, конечно, это превращает интервальную съёмку в сложный и трудоёмкий процесс.
Даже при подобном ручном режиме, часто фото под таймлапс требуют дополнительной постобработки. Для этого можно использовать стандартный Adobe Lightroom или специализированные вещи вроде LRTimelapse.
Для сборки отдельных фото в видео можно использовать либо автоматику камеры, о которой мы говорили выше, либо видеоредакторы типа Adobe Premiere. Очень подробно о разных техниках сборки таймлапсов мы писали в этом материале.
Сборка таймлапса при помощи внутрикамерной автоматики / Фото: canon.comИнтервальная съёмка и видео, в чём разница
Часто у начинающих возникает вопрос: если интервальная съёмка нужна, чтобы сделать много кадров, которые потом будут собраны в видео, почему бы не снимать сразу видео?
У интервальной съёмки есть ряд преимуществ, которые для обычного видео недоступны. Например, если нужно снять, как распускается цветок, такое видео будет занимать несколько часов. Кто-то может возразить, что его же можно ускорить. Да, по идее можно, но есть один нюанс.
При ускорении в десятки раз, ускорение как раз будет представлять собой таймлапс — выдёргивание одного кадра из сотни и склейка этих сотых кадров. При этом вы производите огромное количество ненужного материала, который забивает карты памяти и диски, чтобы потом получить тот же результат, что и в результате интервальной съёмки фото.
Хотя, если бы ещё тот же. Как правило, при съёмке видео мы ещё и теряем в разрешении. И абсолютно точно теряем возможность снимать в RAW-формате, который позволяет делать гибкую цветокоррекцию.
Ещё один минус видео на фоне таймлапсов при съёмке вдолгую — то, что при записи видео многие камеры сильно перегреваются. В хорошем случае эта генерация тепла просто быстрее разряжает батареи, в плохом от перегрева камера может выключиться и прекратить запись.
Также при съёмке видео есть ограничения по некоторым параметрам. Например, по выдержке: на видео она не может быть длиннее, чем 1/24. А для некоторых сюжетов нужна как раз более длинная. Например, когда нужно снять таймлапс северного сияния или звёздного неба, могут использоваться выдержки длиной в секунду и даже более длинные.
Такие неяркие вещи вообще очень сложно поймать на видео. Приходится делать либо просто красивые фото, либо старые добрые таймлапсы / Фото: unsplash.com