Есть довольно популярное мнение, что камера фиксирует реальность такой, какая она есть. Увы, оно совсем не верное. Если бы всё было так просто, не было бы деления на дорогие и дешёвые объективы, корректных и некорректных настроек и тысяч уроков по обработке.
В этом материале читайте о том, как избегать самых распространённых ошибок техники, как исправлять их на постобработке, и том, почему слова «камера не врёт» — лишь распространённый миф.
Вот этот снимок — точная передача реальности или художественное искажение, использованное для того, чтобы показать стремительность движения / Фото: amateurphotographer.comФокусные расстояния и перспектива
Скользящий затвор
Хроматические аберрации
Баланс белого
Глубина резкости и боке
Выдержка и её влияние на фотографию
Фокусные расстояния и перспектива
Первое, что очень здорово может влиять на то, как выглядит конкретная сцена, снятая на конкретный фотоаппарат — это фокусное расстояние используемого объектива. Канонический пример ниже — посмотрите, как меняется лицо одного и того же человека, снятого в одних и тех же условиях на объективы с разным фокусным.
Чем больше ЭФР, тем короче нос и шире лицо / Фото: danvojtech.czЭти изображения демонстрируют базовый принцип: широкоугольники будут пространство разворачивать, телевики — сплющивать. Более-менее правдоподобный вариант окажется посредине.
Впрочем, эти особенности разных объективов можно использовать сознательно для создания у зрителя того или иного визуального эффекта. Например, небольшие квартиры для сдачи или продажи чаще всего снимают на широкоугольник, чтобы помещение казалось более просторным. А урбанистические пейзажи часто снимают на длинный телеобъектив, чтобы «сплющить» пространство и сделать картинку более плотной.
Типичный кадр на телевик с высокой точки / Фото: unsplash.comПодробно об использовании телеобъективов в пейзажной фотографии мы писали в этом материале.
Но если важно сохранить более-менее естественные пропорции, стоит отказаться от широкоугольников (в этот класс попадает базовая камера практически любого смартфона) и использовать объектив с фокусным расстоянием в диапазоне от 70 до 135 мм. Это может быть важно, например, для предметной или каталожной съёмки, а также для классического портрета.
Также перспективные искажения широкоугольников могут портить фотографии, где в кадре есть архитектура.
Вертикали входной группы слегка сходятся к верху. Это происходит из-за умеренно широкоугольного объектива и низкой точки съёмки / Фото: unsplash.comТакие искажения несложно исправить, используя графический редактор. О конкретных инструментах мы очень подробно писали здесь и здесь.
Скользящий затвор
А вот это техническая ошибка чистой воды. Если с фокусными расстояниями разных объективов можно развести дискуссию на тему «баг это или фича», то скользящий затвор (роллинг шаттер, rolling shutter) — это точно проблема без вариантов.
Пейзаж немного «поплыл» — это как раз эффект скользящего затвора / amateurphotographer.comТакие ошибки возникают при использовании беззеркалок с электронным затвором. Суть технологии электронного затвора в том, что матрица считывает информацию построчно. И если скорость этого считывания небольшая, а фотограф резко дёрнул камерой во время съёмки — получаются такие вот «пьяные» пейзажи.
Избавиться от проблемы очень просто — использовать механический затвор вместо электронного. Также отметим, что проблемы со скользящим затвором — черта моделей, вышедших лет пять назад. В более свежих фотоаппаратах они встречаются существенно реже.
Хроматические аберрации
Ещё одна неприятная техническая ошибка, которая может возникать при использовании светосильных (или просто очень бюджетных) объективов — хроматические аберрации.
Это цветные полоски или ореолы вокруг объектов в кадре. Чаще всего они появляются в контровом свете / Фото: amateurphotographer.comХроматические аберрации — это досадный оптический эффект, который можно минимизировать при съёмке, избегая контрового света и слегка прикрывая диафрагму. На постобработке их убрать ещё проще. Больше информации по теме вы найдёте в этом материале.
Баланс белого
Баланс белого — важная настройка, из-за которой на фото могут быть заметны искажения реальности, которые очень раздражают зрителя. Например, когда у людей кожа синеватая.
Баланс белого сильно меняет общее настроение фотографии / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертЗдесь можно почитать о том, как подбирать корректный баланс белого в случае с портретами. Но в целом, если не зацикливаться на точной цветопередаче, с балансом белого всё очень интересно. Какой баланс правильный — который показывает предметы такими, какие они есть в сферическом идеале в вакууме или в конкретной ситуации в конкретном свете?
Снег под ярким небом января синеватый, а не белый — он отражает небо. Оставлять его синим или делать белым?
А при свете северного сияния снег и вовсе зелёный-зелёный. Исправлять? / Фото: unsplash.comМожно сказать, что вы за естественность и оставить снег синеватым, можно стать адептом того, что «белое должно быть белым, иначе зритель будет воспринимать цвет, как брак» и увести баланс в теплоту. И в принципе в обоих случаях быть правым.
Ещё более неоднозначный выбор: если это, например, портрет, сделанный дома при ядрёном жёлто-зелёном свете недорогой флуоресцентной лампы. Убирать ли паразитный оттенок с лица? Он определённо был частью реальности при съёмке, но так ли это важно, или хороший цвет лица на портрете всё же важнее?
И на все эти вопросы нет правильных или неправильных ответов. Но есть над чем поразмыслить. В частности над тем, что если мы не можем в теории ответить, какой вариант цвета правильный, то как можно говорить о том, что автоматика показывает мир таким, какой он есть?
«Грязный» баланс, где лампа заливает пространство тёплым жёлтым светом, и исправленный. И где здесь искажение, а где «как видит глаз» — большой вопрос / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.ЭкспертГлубина резкости и боке
Размытому фону часто прилетает за «неестественность» и то, что «это всё фотошоп». Хотя размытие фона — вообще совершенно естественный оптический эффект.
Фокус на листочках — и фон уходит в нерезкость / amateurphotographer.comПоднесите свою чайную кружку близко к лицу, сфокусируйте взгляд на ней, и задний план начнёт размываться. И чем дальше фон, тем менее резким он будет казаться. Также эффект размытия будет усиливаться с возрастанием фокусного расстояния объектива. Больше всего бокешки дают длинные телевики.
Если вы относите этот эффект к нереалистичным искажениям, его можно ослабить, прикрывая диафрагму объектива и не злоупотребляя слишком длинными по фокусному расстоянию стёклами.
Выдержка и её влияние на фотографию
Ещё один параметр, который может изменить кадр до неузнаваемости без всякого фотошопа — выдержка.
Одна сцена, длинная выдержка, короткая выдержка / Иллюстрация: Ютуб-канал British Academy of PhotographyОшибки с выдержкой — главный спонсор смазов на фотографиях, которые определённо можно отнести к самым неприятным искажениям, которые можно наловить. Чаще всего смазы появляются, если в кадре есть быстрое движение. Впрочем, начинающие фотографы ещё могут столкнуться со смазом движения рук — когда весь кадр нерезкий из-за того, что выдержка слишком длинная. Подробнее об этой проблеме можно почитать здесь.
Но длинная выдержка может быть также и умышленным художественным приёмом, который используется для того, чтобы в статичной картинке передать движение. Например, именно она использована для фото на обложке этого текста. Также часто длинные выдержки применяются в пейзажной фотографии, чтобы показать текучесть воды. Главный фокус в том, что для подобных фото нужно обязательно использовать штатив, чтобы не размазать весь кадр.
Водопады получаются особенно эффектно на длинной выдержке / Фото: vsegda-pomnim.com