• Статьи
  • Как фотографировать с рук без тряски: виды стабилизации и техника

Как фотографировать с рук без тряски: виды стабилизации и техника

28 дек. 2021

4623

1

0

1

У съёмки с рук есть свои плюсы и минусы. Съёмка с рук даёт скорость и мобильность: можно быстро перемещаться по площадке, добавляет эффект присутствия, позволяет быстро реагировать на происходящее. 

Эти плюсы разбавляются минусами. Приятные живые движения могут превратиться в бессмысленную тряску, которая говорит только о неопытности оператора. Бороться с этой тряской можно с помощью специальных объективов, внутриматричных систем (причём, если совместить стабилизацию в объективе и в матрице, станет ещё лучше) стабилизации, а также стедикамов. Подробнее в нашем гайде.

Причины тряски и смазанных фотографий

В определенных случаях использование размытия может добавить акцент и показать движение в кадре. Источник: unsplash.com

Смазы на фотографиях могут возникнуть из-за длинных выдержек. Руки всегда немного подрагивают, из-за чего камера двигается. Причём чем объектив более длиннофокусный, тем выраженней будет эффект из-за узкого угла обзора.

Поэтому прежде чем перейти к конкретным видам стабилизации, давайте разберём, как правильно работать с выдержкой. 

Максимальная выдержка в секундах при съёмке с рук не должна быть длиннее 1/эквивалентное фокусное расстояние. Эквивалентное фокусное расстояние — это фокусное расстояние, рассчитанное с учётом кроп-фактора матрицы. 

Это значит, что при съёмке с 50mm объективом на матрицу, чей кроп-фактор равен 1, максимальная выдержка будет равна выдержка 1/(50х1) с, то есть 1/50 с. При съёмке на матрицу с кроп-фактором, равным 1,5 и тем же объективом, максимальная выдержка будет 1/(50х1,5), то есть 1/75. 

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем короче максимальная выдержка. Всё потому, что от фокусного расстояния и кроп-фактора зависит угол обзора объектива: чем выше фокусное расстояние, тем уже угол обзора и тем вероятнее, что любое колебание камеры приведёт к смазу. 

Виды стабилизации

При съёмке без всякой стабилизации камера будет очень лёгкой. Любые колебания рук оператора передадутся фотоаппарату. Снизить тряску без стабилизации можно при помощи тяжелого объектива. Он сделает сетап более увесистым и позволит удобнее держать камеру, прислонив локти к телу. Но, конечно, надёжнее положиться на более продвинутые способы:

      1. Оптическая стабилизация в объективе

Механизм оптической стабилизации изображения основан на компенсации движений камеры путем изменения расположения линз в объективе. Источник: jalantikus.com

Если на вашем объективе есть какая-либо из аббревиатур: VR, IS, VC, OS, OSS, OIS, то в нём есть оптический стабилизатор.

Оптическая стабилизация в объективах обеспечивается подвижным блоком линз. Когда камера начинает дрожать, этот блок двигается в противофазе, компенсируя тряску.

Оптическая стабилизация в объективе способна компенсировать тряску в 2–4 направлениях, другими словами, это наклоны вверх-вниз, вправо-влево и линейные смещения вверх-вниз и вправо-влево. Оптические стабилизаторы не гасят тряску при вращении камеры вокруг своей оси.

Эффективность оптических стабилизаторов обычно составляет 3–5 ступеней экспозиции. Ступень экспозиции — это расстояние между доступными значениями выдержки. Если стабилизатор компенсирует, например, 3 ступени экспозиции, это значит, что сейчас вы можете получать резкие снимки с выдержкой на 3 ступени больше, чем до этого. Проще говоря: например, раньше максимальным значением рабочей выдержки была 1/250 с, то теперь оно составляет 1/30 с (прибавляем к выдержке на 1/250 с три ступени).

      2. Матричная стабилизация

Если вы снимаете движущийся объект и установили недостаточно короткую выдержку, стабилизация камеры не поможет избежать смазанных участков на фотографии. Источник: zen.yandex.ru

Этот вариант годится для тех, кто хочет снимать снимать не только с родными объективами, что имеют в себе оптическую стабилизацию.

Суть работы матричной стабилизации в механизме, который двигает матрицу в противофазе возникающим колебаниям. Матричная стабилизация гасит колебания в пяти направлениях: наклоны вверх-вниз, наклоны вправо-влево, линейные смещения вверх-вниз, линейные смещения вправо-влево и поворот. Это отличает матричную стабилизацию от оптической, последняя не справляется с колебаниями, возникающими от поворотов.

С такой стабилизацией снимать станет удобнее даже со старыми мануальными объективами. Только будьте готовы лишиться двух осей стабилизации, оставшись только с тремя (наклоны и поворот). Для работы оставшихся осей (линейные смещения) камере нужна информация о дистанции, которую такие объективы не предоставляют.

Самого лучшего эффекта можно добиться, совместив матричную и оптическую стабилизации. Таким образом вы увеличите количество ступеней экспозиции, которые компенсируют системы стабилизации в фотоаппарате и объективе.

В зеркальных фотоаппаратах стабилизатор в объективе поможет сразу в видоискателе увидеть стабилизированную картинку — без дрожания изображения гораздо удобнее компоновать кадры.

      3. Электронная стабилизация

При включении цифровой стабилизации часть матрицы выделяется для её работы, а изображение снимается с кропом. Источник: unsplash.com

Самый дешёвый вид стабилизации, который часто используется в недорогих камерах и смартфонах. Для электронной стабилизации не используются никакие дополнительные механизмы, только алгоритмы, наподобие таковых в программах для видео-постпродакшна.

Электронная стабилизация обрезает картинку по краям, сужая угол обзора. Этим способом надо пользоваться осторожно, так как есть риск, что начнут плыть края изображения.

      4. Стабилизация с помощью утяжеления сетапа

Клетки для камер очень удобны и даже необходимы при длительной видеосъёмке. Источник: lightphotos.ru

Лёгкую камеру с объективом без оптической стабилизации можно утяжелить, чтобы снизить эффект от тряски. Для этого камеру можно поместить в специальную клетку, подсоединить к ней ручку и накамерный монитор.

Такое утяжеление сетапа также позволит удобнее держать камеру, прижав руки к телу, чтобы сильнее снизить тряску. 

      5. Стабилизация при помощи электронных стедикамов

Стедикам освободил камеру от плотного прикосновения к глазу оператора для кадрирования. Это позволяет увеличить диапазон движений, а используя внешний накамерный контрольный монитор большого размера, можно более точно и тонко настроить фокусировку. Источник: lightphotos.ru

Cделать движения камеры плавными позволит электронный стедикам. Благодаря системе гироскопов и электромоторов стедикамы компенсируют тряску, возникающую при съёмке на ходу. От количества осей стедикама зависит степень стабилизации. Чем их больше, тем выше уровень стабилизации. Также стоит обратить внимание на продолжительность работы устройства без подзарядки аккумулятора.

Мы подобрали несколько стедикамов разных ценовых категорий:

      — профессиональный стедикам Zhiyun Crane 3S PRO обеспечивает грузоподъёмность до 6.5 кг, время работы с установленными батареями — 12 часов;
      — оптимальный по соотношению цены и качества — Sirui EX Exact Camera Stabilizer с максимальной нагрузкой 3.5 кг и временем работы 10 часов;
      — Hohem iSteadyMulti — бюджетный стедикам, который подойдёт для съёмки с лёгких камер или смартфонов. Его грузоподъёмность — 500 грамм, а время работы — 8 часов.

Как стабилизировать правильно

Хоть стабилизатор и обладает бесспорными преимуществами, им всё равно нужно уметь пользоваться. Ниже несколько советов, как сделать ваши снимки и видео наиболее качественными:

      1. При съёмке со стабилизатором лучше не использовать объективы с фокусным расстоянием больше 50 mm, если планируете двигаться с камерой. Как мы писали выше, у объективов с высоким фокусным расстоянием меньше угол обзора. Из-за этого тряска на них заметна гораздо сильнее. Если избежать съёмки на объектив с большим фокусным расстоянием не получится – лучше использовать штатив.

      2. Несмотря на то что стабилизатор позволяет снимать с более высокими значениям выдержки, не стоит ими злоупотреблять. Во-первых, помните, чтобы чётко передать движущийся объект, необходимо снимать его с короткой выдержкой. Стабилизатор компенсирует вибрации камеры в руках, а не движения объекта съёмки.Во-вторых, не стоит снимать на пределе возможностей стабилизатора. Даже самые эффективные механизмы будут давать много смазов. Поэтому без необходимости на длинных выдержках лучше не снимать. Либо делайте серию снимков. Наверняка какие-то из них получатся резкими.

Пейзажи часто превращают в панораму, делая несколько снимков и объединяя их в один. Важно, чтобы горизонтальные или вертикальные линии были ровными, также нужно убедиться, что камера настроена на вращение. Источник: pexels.com

      3. Стабилизатор — не замена штативу! По-настоящему длинные выдержки вы сможете применять, только когда камера надёжно установлена на штатив. Только не забудьте отключить стабилизатор, когда будете снимать со штатива, так как не все механизмы ведут себя корректно при выдержках, длящихся дольше нескольких секунд.

      4. Тряску на видео можно снизить, снимая в 50-60 кадров/с вместо 24-30 кадров/c. На постпродакшене вы сможете замедлять видео в два раза, чтобы снизить эффект от тряски. Этот метод подходит только для редактирования замедленного видео, в реальном времени тряска будет так же заметна.

      5. Снимая с рук, операторы всегда двигаются, даже когда делают статичное видео. Смысла стоять на месте, чтобы снять с идеальной ровностью, нет, так как для этого можно использовать штатив. Совершая плавные движения восьмёркой, можно снизить влияние тряски. Кроме того, не стоит забывать о том, что между оператором и камерой всегда должно быть три точки опоры: камеру можно упирать в живот, локти прижимать ближе к телу, а также поддержать камеру снизу за объектив или за приделанные к ней ручки, если вы решили утяжелить сетап, как мы советовали выше.

Заключение

Стабилизация прекрасно страхует при съёмке фото и видео в сложных условиях, позволяя не терять динамику и получать чёткие снимки. Главное — определиться, какой тип стабилизации лучше подойдёт для ваших техники и целей. Но всё же стабилизация не творит волшебства, поэтому повышать выдержку стоит умеренно и не отказываться от штатива.

1

28 дек. 2021

4623

1

0

1

1 комментарий

Помнится, когда в школе ходил в фотокружок, то мы целое занятие посвятили тому, как правильно держать фотоаппарат, чтобы не минимизировать тряску. В то время казалось, что это - самое скучное занятие. Но сейчас обращаю внимание, что всегда держу камеру так, как учили в школе в фотокружке в КЮТ-5 г. Кирова.

Самые новые

Самые читаемые