Как выбрать студийную вспышку — полный гид

01 дек. 2020

9914

0

0

0

Освещение — важнейший инструмент фотографа, который позволяет создавать настоящие шедевры. Импульсный свет при работе в студии по-прежнему остается основным выбором большинства фотографов: неудивительно, ведь естественный свет от окна может быть слишком привередливым и непредсказуемым, а постоянному свету (о котором мы писали ранее) иногда не хватает мощности. В этой статье мы расскажем как подобрать студийную вспышку, исходя из ваших задач и размера студии, и кратко рассмотрим несколько популярных моделей.

Виды студийного освещения для фотосъемки

Существует три основных типа импульсного света: накамерные вспышки, генераторы и моноблоки. Небольшие накамерные вспышки обычно не предназначены для студии — обычно им не хватает мощности, а иногда с ними сложнее использовать различные модификаторы (об этом ниже). 

Можно, конечно, использовать систему из нескольких накамерных вспышек. Однако, чтобы добиться той же мощности и качества освещения, что и с более крупными студийными вспышками, вам понадобится потратить значительно больше денег и сил на настройку. Проблему стоимости, конечно, можно решить, используя самые дешевые китайские модели, но надеяться на высокое качество такой системы не приходится. 

На моноблоке все элементы управления расположены на корпусе...

Более универсальный и простой вариант — моноблок, или просто «студийная вспышка».  Моноблок — это  единый корпус, в котором находится вся электроника, элементы управления и лампа. Обычно они оснащены двумя лампами (импульсная лампа для самой вспышки и пилотный свет для предварительной оценки освещения). Все управление происходит с помощью органов на корпусе. Основные преимущества моноблоков — универсальность и невысокая цена относительно генераторов.

…а на генераторе все управление вынесено в отдельный блок

Генераторный свет состоит из основного блока, в котором находится вся электроника и органы управления, и голов c лампами, которые подключаются к нему  с помощью кабеля. Генераторы могут похвастаться очень большой мощностью и коротким импульсом. Однако такой свет значительно дороже, и в этом  материале мы сосредоточимся на более универсальных моноблоках.

Моноблоки различаются по ряду параметров, на которые необходимо обратить внимание при выборе. Их  мы и рассмотрим ниже.

Мощность

Первое, что нужно учитывать, — мощность студийной вспышки. Она варьируется от скромных заполняющих ламп мощностью 100 Дж до супер-ярких осветителей в 1500 Дж. Для большинства задач диапазон в 500–800 Дж будет надежной отправной точкой. Вообще, в плане мощности лучше брать устройства с запасом. Избыток света всегда можно рассеять, а вот получить больше, чем заявлено, уже не получится. 

Более слабые лампы в 200 Дж подойдут для съемки небольших объектов (например, для продуктовой съемки) и портретов с близкого расстояния.

Для небольших помещений, например для домашних студий, можно использовать лампы, начиная от 300 Дж. К примеру, импульсная студийная вспышка Raylab Rossa RS-300 имеет мощность в 300 Дж, поэтому она подойдет для разных  типов съемок в домашней студии. Модель оснащена сенсорным экраном и системой управления, дружелюбной для новичков.

Raylab Rossa RS-300 подойдет для домашней студии…

Для съемки в более крупных помещениях, открытых пространствах и для больших групп людей (20+ человек) стоит использовать вспышки мощностью от 600 Дж. Raylab Sprint IV RTD-600 обладает как раз такой яркостью, что позволяет использовать ее в профессиональных фотостудиях. Активная система охлаждения защищает устройство от перегрева во время съемки, позволяя долго работать без перерыва.

Настройка мощности

Стоит обратить внимание, какой уровень контроля мощности предлагает рассматриваемая вами модель. Чем более точная регулировка доступна, тем лучше. Большинство современных моделей можно регулировать с очень маленьким шагом для точной настройки яркости. К примеру, модели серии Rosa и Sprint могут контролировать мощность импульса с шагом в 0,1 ступень — этого хватит для большинства ситуаций.

С этим связан другой важный параметр — диапазон регулировки, то есть насколько можно понизить мощность вспышки от максимальной. Тут работает то же правило — чем больший диапазон доступен, тем лучше. Это параметр также надо соотносить с мощностью осветителя. К примеру, если у вас моноблок на 500 Дж, который позволяет понизить мощность только до 1/4, в некоторых ситуациях он будет слишком ярким. В среднем, надо ориентироваться на возможность снижения мощности до 1/16 и ниже. 

Скорость

Следующее, о чем стоит подумать, — это скорость. Если вы планируете снимать не только портреты, но и сцены с действием, выбор лампы с быстрой перезарядкой имеет решающее значение. Чтобы делать быстрые последовательные вспышки, многие производители добавляют в свои модели специальный режим (обычно он называется «высокоскоростной режим» или «заморозка»), который сокращает мощность и продолжительность вспышки, тем самым уменьшая время перезарядки. 

Также все более распространенной функцией становится высокоскоростная синхронизация (HSS), которая особенно удобна для работы с быстро движущимися объектами. Такой функцией обладают вспышки серии Luxio, например, Raylab Luxio RL-800. Максимальная скорость перезарядки этой вспышки составляет всего 0,05 секунд (то есть вспышка может сделать до 20 импульсов в секунду), поэтому вы сможете «заморозить» даже самое быстрое движение.

Raylab Luxio RL-800 подойдет для «заморозки» движения  

Но даже для обычной съемки вы явно не захотите брать вспышку, которая слишком долго «думает»: вы сделали кадр, а после этого долго и томно смотрите на модель, дожидаясь перезаряда. Конечно, это довольно субъективный параметр, но мы бы рекомендовали ориентироваться на вспышки со скоростью перезарядки не более 1 секунды.

Синхронизация студийной вспышки и камеры

Независимо от того, какую модель вы выберете, необходимо чтобы камера могла запускать («поджигать») вашу вспышку. Это можно сделать с помощью кабеля, оптического сигнала или радиосинхронизатора. Самый популярный способ для современных камер — радиосигнал, который позволяет не путаться в кабелях и обеспечивает более надежное соединение по сравнению с оптическим каналом. Универсальные радиосинхронизаторы для студийных вспышек — это Raylab RL-UT6 и RL-UT7 . Они позволяют дистанционно управлять мощностью импульса и активировать сразу несколько групп вспышек. Наличие нескольких каналов позволяет избежать срабатывания вспышек от передатчиков других фотографов (например, при работе в больших студиях с несколькими помещениями), а также объединять вспышки в несколько групп для создания различных вариантов освещения. 

В синхронизаторе RL-UT7 есть поддержка TTL — вспышка будет автоматически выдавать количество света в зависимости от экспозиции и расстояния до объекта. Если сцена темная, мощность вспышки будет более интенсивной и наоборот.

Радиопередатчики совместимы со всеми основными брендами камер и работают со вспышками, оснащенными встроенным беспроводным приемником — Raylab Rossa, Sprint и Luxio. Raylab Axio III совместима с радиосинхронизатором Raylab JH-R004.

Другие моноблоки со встроенными синхронизаторами можно подключить с помощью специального внешнего приемника RL-SR через штекер. 

Некоторые вспышки можно контролировать через приложение на смартфоне — для этого она должна быть оснащена bluetooth или Wi-Fi модулем.

Пилотный свет

Еще одна особенность различных моделей вспышек — наличие или отсутствие пилотного света. Это вторая лампа с постоянным светом, которая позволяет заранее оценивать световой рисунок. Пилотным светом оснащены вспышки всех линеек Raylab. В зависимости от мощности пилотного света вы можете использовать его и как постоянный свет для видео-съемок, однако самостоятельные LED-панели для этого послужат лучше.

Байонет и совместимость с аксессуарами

Наконец, последняя важная характеристика — то, какой байонет использует моноблок. Байонет — это кольцевой адаптер для установки различных аксессуаров например, софтбоксов. Всегда нужно внимательно следить, чтобы адаптер на аксессуаре и байонет на вспышке совпадали. Байонет Bowens — самый распространенный байонет, для которого разработано огромное количество различных модификаторов и аксессуаров. Поэтому если вы не хотите ограничиваться фирменными аксессуарами какого-либо производителя вспышек, стоит выбрать его. 

Raylab Rossa RS-500 c байонетом Bowens и отверстием для зонта  

Что касается самих модификаторов, ранее мы подробно рассматривали их в статье, посвященной управлению светом. Чтобы смягчить свет или получить особый световой рисунок вместе со студийной вспышкой можно использовать зонты, софтбоксы, рефлекторы и портретные тарелки. Чаще всего их крепят к вспышке с помощью байонета или на студийную стойку. Многие модели вспышек, например Raylab Rossa RS-500, дополнительно оснащены специальным отверстием для зонта. 

Итоги

При выборе студийной вспышки нужно ориентироваться на несколько основных параметров. 

  • Мощность вспышки должна зависеть от размеров вашего помещения. Хорошим стартом для небольшой домашней студии будет вспышка от 300 Дж, а для более крупных помещений и профессиональных студий — от 600 Дж.
  • Возможность точной регулировки мощности должна позволять снижать её хотя бы в 1/16 от максимальной. 
  • Скорость перезарядки. Для обычной съемки рекомендуется показатель не более 1,5 секунд, а для съемки быстрого движения лучше выбрать модель с режимом быстрой съемки (до 0,05 секунды) и поддержкой HSS. 
  • Вспышку (или группы вспышек) удобнее всего синхронизировать с камерой с помощью радиосинхронизатора.
  • Для широкой совместимости с различными аксессуарами света мы рекомендуем выбрать модель с байонетом Bowens.

Пользуетесь ли вы студийными вспышками? Мы будем рады, если вы поделитесь вашим опытом в комментариях.

01 дек. 2020

9914

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые