• Статьи
  • Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть II

Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть II

23 сент. 2021

5299

2

0

1

Фотография: hippopx.com

Иногда, чтобы радикально улучшить качество снимков, достаточно просто купить объектив получше. Но если вы новичок в фотографии, легко запутаться в чарующем разнообразии моделей. 

В первой части статьи мы поговорили о том, на какие характеристики нужно в первую очередь обращать внимание при выборе объектива. В новом материале мы подробнее разберём популярные типы объективов, а также поговорил о дополнительных функциях, о которых важно знать.

Объективы бывают с фиксированным (фикс) и переменным (зум) фокусным расстоянием. Эта характеристика делит все модели на две большие категории. 

Стандартный зум

Стандартный зум — пожалуй, самый распространенный и универсальный вид объективов. Большинство китовых объективов, которые поставляются в комплекте с камерой, — стандартные зумы. Обычно в коробке с вашей камерой будет лежать стекло с небольшой светосилой и с фокусными расстояниями в районе 18-55mm для APS-C камер и 24-70mm для полного кадра, то есть от умеренно широкоугольных до начального телефото (к стандартным зумам относят модели и с чуть более длиннофокусным диапазоном — до 105mm). 

Стандартные зумы хороши для старта фотокарьеры, повседневной съёмки и путешествий. Такой объектив можно использовать практически для любого жанра фотографии, но он не заточен ни под один из них, а, значит, будет проигрывать специализированным вариантам. 

Старший брат китового объектива — профессиональный зум вроде Nikon Nikkor Z 24-70mm f/2.8 S. Фотография: digitalcameraworld.com

Если вам нужен тот же универсальный диапазон фокусных расстояний, но более крутая оптика и светосила, на рынке есть профессиональные стандартные зумы с максимальной диафрагмой f/2.8.

Широкоугольные зумы

Такие объективы обычно захватывают не только широкий, но и сверхширокий угол, то есть диапазон от 28mm и шире на полном кадре или от 18mm на APS-C камерах. Эти объективы обычно используют для съёмки пейзажей — природных, городских, архитектуры и интерьеров.

Если у широкоугольного зума хорошая светосила, это также отличный вариант для астофотографии в стиле звёздных пейзажей (пейзаж на фоне звёздного неба). А для портретов такие стёкла лучше не использовать — они искажают перспективу и пропорции. Если модель жалуется, что на фотографии у неё совсем другой нос, скорее всего, портрет был сделан на широкоугольник.

Телефото зум

Телефото-зум — противоположность широкоугольному зуму, ведь его диапазон фокусных расстояний приходится на длиннофокусные расстояния (от 70-80mm и дальше). Такие зумы позволяют «дотянуться» до очень дальних объектов, а поэтому их любят фотографы дикой природы и спортивных мероприятий. Так как в диапазон входят умеренно длиннофокусные расстояния, телезум можно использовать для съёмки портретов, включая хэдшоты. Иногда телезумы применяют и для пейзажной съёмки — в тех случаях, когда для фотографии выбирается какая-то небольшая специфическая (обычно удалённая) часть ландшафта. 

Телефото-зумы — одни из самых «крупнокалиберных» стёкол на рынке. Фотография: pxhere.com

Обычно за хороший диапазон длиннофокусных расстояний и высокую светлосилу приходится расплачиваться размером и весом объетива. Такие стёкла могут весить около килограмма или больше.

Другой нюанс — телевики «сжимают» пространство, из-за чего кажется, что задний фон находится намного ближе к объекту съёмки, чем это есть на самом деле. И чем более длиннофокусное расстояние, тем больше этот эффект увеличивается, поэтому супертелеобъективы (от 200mm) уже не так хороши для портретов и длиннофокусных пейзажей.

Трэвел-зум

Трэвел-объектив, так же известный как суперзум — это самый универсальный тип объективов, который можно представить. По сути, это стандартный зум, но доведенный до крайности по обоим концам фокусных расстояний. Они захватывают все, от широкого угла до дальнего телефото. На такой объектив можно сфотографировать и пейзаж вокруг, и птичек, сидящих на дальних скалах.

Именно благодаря такой универсальности их и назвали «зумами для путешествий», а не из-за того, что они лёгкие и компактные и их удобно брать с собой. Как раз наоборот, обычно это большие и увесистые стёкла.

Трэвел-объективы уступают специализированным и в плане оптики они менее резкие по сравнению со специализированными объективами, и в плане светосилы — для ночной съёмки такой объектив не подойдет. Размытие заднего фона в сравнении с портретными объективами тоже хромает.

Макрообъективы

Макрообъективы фокусируются на объектах, расположенных очень близко к объективу, и воспроизводят их в натуральную величину. Все это делает макростёкла самым удобным инструментом для съёмки миниатюрных объектов — насекомых и цветов, текстур и предметной съёмки.

Обычно макрообъективы — это фиксы с коэффициентом увеличения 1:1 и выше. Иногда название «макро» можно встретить и на зумах, но чаще всего это означает лишь то, что такой объектив может сфокусироваться на расстоянии чуть ближе, чем большинство других моделей. 

Некоторые макрообъективы могут выглядеть странно, например, как вот такой объектив-трубка от Venus Optics. Фотография: borrowlenses.com

Чем более длиннофокусный ваш макрообъектив, тем дальше вы сможете находиться от объекта, что удобно, например, для съёмки насекомых. Иногда макрообъектив используют как портретник и инструмент для пейзажей. Мы собрали подробный гайд, как выбрать и для чего использовать макрообъектив.

Универсальные фиксы

Фиксы могут похвастаться более компактными размерами, более резкой картинкой и большей светосилой. Светосильными считаются фиксы с максимальной диафрагмой от f/1.8 и светлее. Такие фиксы хороши для съёмки в плохом освещении, они могут создавать красивое боке.

Фиксы могут иметь самое разное фокусное расстояние — от широкоугольного до телефото. Но, наверное, самым универсальным фокусным расстоянием будет 35mm (23mm на APS-C камере): они дают не слишком широкий и не слишком узкий угол обзора. 35mm фикс — это отличный повседневный объектив, который подойдет для уличной фотографии, портретов в окружении и большинства неспецифических ситуаций.

Если вы подыскиваете более длиннофокусный, но по-прежнему универсальный фикс, который более удобен для съёмки людей, обратите внимание на стекла с «нормальным» фокусным расстоянием — 50mm на полном кадре (30-35mm на APS-C).

Телефото и широкоугольные фиксы

Диапазон применения телефото и широкоугольных фиксов соответствует телефото и широкоугольным зумам за тем исключением, что вы ограничены единственным фокусным расстоянием, зато получаете все преимущества фиксов. Частным случаем телефото-фиксов являются портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

Фиксы для портретов

Светосильные фиксы с умеренным длиннофокусным расстоянием (85-135mm на полном кадре) считаются лучшими портретными объективами. Они создают красивое боке, не искажают черты лица и позволяют работать на приемлемом расстоянии от модели — не слишком далеко и не слишком близко.

Длиннофокусные портретники, например, Sony FE 135mm f/1.8 GM, не универсальны, но в съёмке людей и событий они очень хороши.

Дополнительные характеристики

В первой части мы поговорили об основных характеристиках объективов — фокусное расстояние, формат, байонет и светосилу. Давайте теперь рассмотрим дополнительные характеристики, которые могут быть важны в определённых ситуациях.

Автофокус

Большинство современных объективов используют систему автофокусировки, но разница в скорости, точности и громкости работы автофокуса среди разных моделей может быть огромная. Качественный автофокус — залог успеха во многих жанрах фотографии (от уличной съёмки до спорта).

Характеристики автофокусировки объектива в первую очередь зависят от типа мотора (привода) автофокуса. Сейчас чаще встречаются шаговые и ультразвуковые приводы. Однако делать какие-то общие заключения, какой тип мотора лучше, нельзя: так обычно плавные, но относительно медленные шаговые двигатели на некоторых объективах для беззеркалок работают очень шустро (например, в новом Nikon Z 14-24mm f/2.8 S), а ультразвуковые приводы, которые прекрасно зарекомендовали себя на зеркалках, обычно хуже совместимы с беззеркальными системами. Поэтому лучше перед покупкой почитать отзывы о работе автофокуса объектива, который вам приглянулся.

Ручная фокусировка

Хотя современные системы автофокуса упрощают жизнь фотографам, на рынке до сих пор много объективов только с ручной фокусировкой. Сюда входят и стёкла, заточенные под видеосъёмку (например, кинообъектив Canon CN-E135mm T2.2 L F), и винтажные объективы с традиционным дизайном («Зенит» и «Гелиос»), и специализированные объективы с необычной оптической конструкцией (например, Сanon TS-E 17mm f/4L), в которых невозможно использовать систему автофокуса. 

Большинство автофокусных объективов поддерживают возможность переключения в режим ручной фокусировки.

Электронная ручная фокусировка и коррекция фокуса

В большинстве современных объективов фокусировка происходит не с помощью механических элементов, как в традиционной оптике, а с помощью электроники. То есть связь между кольцом фокусировки и тем, как будет фокусироваться объектив, не прямая, а опосредованная электроникой (так называемый «фокус по проводам»). Такая электронная ручная фокусировка может быть реализована разными способами. 

В некоторых системах более быстрый поворот кольца фокусировки приводит к большему «скачку» фокуса — это позволяет быстро переходить к необходимому диапазону фокусировки. Но такая реализация фокусировки может быть неудобна при работе с видео.

В других системах отклик от поворота кольца линейный — фокус меняется без скачков, соответственно тому, как вы поворачиваете кольцо на объективе. Это больше похоже на традиционные механические механизмы ручной фокусировки.

Ряд объективов имеет функцию ручной коррекции фокуса (постоянная ручная фокусировка) — вы можете вмешиваться в процесс автофокусировки, поворачивая кольцо ручной фокусировки для более точной подстройки фокуса. 

Защита от неблагоприятных погодных условий

Если вы часто фотографируете на улице и особенно в путешествиях, хорошо, если ваш объектив будет защищён от пыли и влаги. Уровень защиты у всех производителей и моделей разный — от единственной прокладки вокруг байонета до защиты всех узлов.

К сожалению, обычно производители не пишут, какой именно уровень защиты используется в объективе. Можно ориентироваться на правило — чем дороже объектив, тем более продвинутая у него защита.

Чем дороже объектив, тем больше точек защиты он обычно имеет. На данном изображении указаны места, в которых расположены резиновые подкладки, в Canon RF 28-70 mm f/2 L USM. Фотография: canon-europe.com

То же самое касается и качества материалов, из которых сделан корпус объектива. Более дорогие объективы делают из магниевого сплава, более дешёвые — из пластика.

Итоги

Чтобы понять, какой объектив вам нужен, определите для себя приоритетные зоны:

  • главная цель — что вы планируете снимать? Если душа лежит к съёмкам микромира, берите макрообъектив, к фотоохоте на диких животных — телевик, к уличной фотографии — универсальный зум или фикс с расстоянием 35mm для полного кадра;
  • зум или фикс? Первый более универсален, второй даёт более качественное изображение;
  • что ещё важно? Может, необходим быстрый автофокус для спортивной фотографии, или бесшумная фокусировка для видео, или защита от плохой погоды для путешествий и съёмки в экстремальных условиях, или высокая светочувствительность.

Именно от объектива зависит качество картинки, компактность всего комплекта и т.п. А ещё объективы обычно живут намного дольше камер, так что рассматривайте покупку каждого нового стекла как долгосрочную инвестицию.

* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com

2

23 сент. 2021

5299

2

0

1

1 комментарий

Забыли сказать про стоимость. для новичков это тоже важно

Самые новые

Самые читаемые