• Статьи
  • Какой объектив выбрать: когда лучше брать зум, когда фикс

Какой объектив выбрать: когда лучше брать зум, когда фикс

22 февр. 2023

6102

0

0

0

Существуют объективы, которые позволяют приближать картинку (зумы), и которые это делать не позволяют (фиксы). На первый взгляд может показаться, что зум-объективы удобнее и лучше. Но цены на фиксы ставят эту теорию под большие сомнения. О всех плюсах, минусах и различиях между зум- и фикс-объективами и о том, когда стоит выбирать стекло какого типа, читайте в этом материале.

Битвы на тему, что лучше — фиксы или зумы, бывают почти столь же эпичными, как те, в которых выясняют, круче Nikon или Canon / Фото: unsplash.com

Что такое фикс-объектив и зум-объектив
Фикс-объективы, плюсы и минусы
Зум-объективы, плюсы и минусы
Тонкий момент: зумы с постоянным и переменным значением диафрагмы
Итоги

Что такое фикс-объектив и зум-объектив

Фикс-объектив — объектив с постоянным (фиксированным) фокусным расстоянием. Говоря по-русски, тот, на который нельзя приближать изображение, не сходя с места. 

Зум-объектив — объектив с переменным фокусным расстоянием. Покрывает разные фокусные расстояния, позволяет приближать изображение. Обычно для этого используется кольцо, у некоторых моделей камер встречается рычаг.

И фиксы, и зумы могут быть абсолютно разными по типу. Это могут быть широкоульники, портретники и телевики. Зумы могут быть с совсем небольшой разницей фокусных расстояний (например, Sigma AF 18-35mm f/1.8 — от умеренного широкоугольника до портретника) и с очень большой (например, Canon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 — умеренного широкоугольника до умеренного телевика).


Читайте также:
Портретник, телевик или ширик: как выбрать объектив для съёмки


И у зумов, и у фиксов есть свои плюсы и минусы. Чтобы выбрать, какой объектив покупать, нужно разобраться в задачах, для которых объектив нужен. И есть, конечно, фактор личных предпочтений и убеждений. Попробуем разобраться в этом вопросе подробнее.

Фикс-объективы, плюсы и минусы

Одним из главных плюсов фиксов можно назвать сочетание максимальной светосилы и более-менее приемлемой цены. Сделать светосильный фикс проще, чем светосильный зум. Это обусловлено тем, что конструкция зум-объективов сложнее, в ней, как правило, больше элементов. Поэтому светосильные зумы стоят уж совсем баснословных денег, в то время как фиксы можно найти за приемлемую цену. 

Например, зум Sony FE 24-70mm f/2.8 GM II будет стоит более 160 тысяч рублей, а фикс для той же системы Sigma DN 30mm f/1.4 даже с большим уровнем светосилы обойдётся всего в 20 тысяч.

Даже очень светосильные зумы бывают бюджетными / Фото: unsplash.com

Кроме того, светосильных зумов просто мало. У них есть предел уровня светосилы, потому что создавать такие объективы очень дорого и сложно. А если бы и получилось, они были бы очень тяжёлыми, громоздкими и, скорее всего, имели бы большие проблемы с фокусировкой. Суперсветосильные объективы требуют очень крупных линз, которые сложно сделать подвижными, что необходимо для зума.

Так что, если вам важно купить именно максимально светосильный объектив и нет дяди-олигарха, определённо стоит присмотреться к фиксам.

Вторая особенность, за которую обычно хвалят фиксы — хорошее качество картинки: более спокойный рисунок, большая резкость и более высокий уровень детализации. Рисунок и резкость — понятия несколько эфемерные и во многом зависят ещё от ценовой категории объектива. И стоит понимать, что по резкости и детализации стоит сравнивать для конкретных стекла. Не факт, что бюджетный фикс Yongnuo YN 50mm f/1.8 даст больше резкости, чем дорогой Canon EF 24-70mm f/2.8L.


Читайте также:
Рисунок объектива: что это, как использовать


Но если вы выбираете между бюджетным зумом и бюджетным фиксом, фикс, скорее всего, будет более резким. 

Ещё один плюс — чаще всего, объективы с постоянным фокусным расстоянием более прочные и износоустойчивые. Меньше подвижных деталей — меньше шансов, что что-нибудь в объективе сломается. Хотя здесь работает и другой принцип: скорее всего, дорогой зум будет столь же износостойким, как дешёвый китайский фикс.

Следующее преимущество — меньший вес по сравнению с зумами. Вот эта разница практически универсальна. Самый дорогой светосильный фикс будет весить меньше или столько же, сколько простенький пластиковый зум. Просто потому что у нём меньше линз и деталей.

Последнее преимущество фиксов имеет отношение скорее к характеру работы с ними, чем с конструктивным особенностям. Фиксы не дают фотографу лениться. Когда работаешь на удобный и качественный зум-объектив, легко пойти по пути наименьшего сопротивления: например, на свадебном банкете сесть на стульчик и только водить камерой вправо-влево в поисках сюжета. Это, несомненно, удобно, но если таких подходом к работе злоупотреблять, рано или поздно может оказаться, что вы снимаете скучно и однообразно. Примерно одни и те же крупности, примерно одни и те же ракурсы.

Фиксы такой халявы не дают — заставляют двигаться, думать, искать ракурс. Хотя, конечно, этот плюс — в некоторой мере вкусовщина и личные предпочтения автора. Кроме того, он напрямую подводит нас к главному минусу фикс объективов.

Главный минус фиксов — необходимость зумировать ножками. Прекрасно помню, что когда я купила свой первый светосильный полтинник, меня эта особенность немного шокировала. С непривычки это кажется странным, потом привыкаешь.

Так что, при выборе объектива необходимо учитывать характер задач, под которые вы его покупаете. Если, например, нужно делать многочасовые съёмки спортивных соревнований, нужно быть порядочно сумасшедшим, чтобы купить фикс. В этом случае гораздо разумнее взять хороший зум. И стульчик.

Второй минус работы с фиксами — вам скорее всего понадобится несколько разных объективов. Например, удобно работать на паре штатник+умеренный телевик, или штатник+портретник, в зависимости от задач.

Проблемы тут две: 

  • комплект из нескольких объективов может стоить дороже, чем один универсальный объектив;
  • объективы нужно будет менять во время съёмок, а это не всегда удобно. Особенно, если работаете на улице, а там снег, дождь или ветер. 
Любите фиксы? Любите много объективов / Фото: slrlounge.com

Зум-объективы, плюсы и минусы

О плюсах мы немного уже поговорили в разделе про фиксы, но если кто-то его пролистал, ещё раз: на зумы снимать удобно. Они покрывают разные фокусные расстояния, а значит позволяют не делать лишних телодвижений, чтобы получать снимки разной крупности.

С хорошим зумом оба кадра можно сделать, не меняя положения своего тела в пространстве / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Второе, что делает зум-объективы удобнее — они избавляют от необходимости частой замены объектива во время съёмки. Если это репортаж, в котором что-то стремительно происходит, времени на смену объектива у вас может просто не быть. Кроме того, любая смена объектива — это потенциальная возможность испачкать линзы, а в случае с беззеркалками ещё и заляпать грязью матрицу. Если вы снимаете на беззеркалку, например, на пляже, и есть хотя бы лёгкий ветер, менять объектив в принципе нежелательно. 

Из минусов можно отметить большой вес и тенденцию быть недолговечными (особенно если речь идёт о недорогих моделях). Например, если взять недорогой Fujifilm XC 50-230mm f/4.5-6.7, который вполне хорош для своей стоимости, его слабая часть — как раз прочность. Тонкий пластиковый корпус и стабилизатор делают это стекло достаточно нежным — его точно не стоит ронять или сильно встряхивать. Линзочки немного сместятся и о изначальной резкости объектива можно будет забыть.

Ещё одна большая проблема зум объективов, что при выборе придётся решить для себя, что важнее: купить светосильный объектив или бюджетный. Потому что в массе своей зумы будут либо дорогими, либо тёмными. Со светосилой у зумов вообще всё сложно, рассмотрим эту проблему в отдельном разделе.

Тонкий момент: зумы с постоянным и переменным значением диафрагмы

Существует два вида зумов — с постоянным и с переменным значением диафрагмы. Первые всегда дорогие, вторые бывают относительно бюджетными. Причина в том. что с первыми всё просто, а вот с зумами с переменной диафрагмой надо научиться работать. У таких объективов минимальное значение диафрагмы будет различаться в зависимости от того, насколько объектив выкручен.

Звучит сложно, посмотрим на примере. Возьмём Tamron AF 18-200mm F/3.5–6.3.

Популярный универсальный зум от Tamron для Nikon / Фото: ebay-kleinanzeigen.de

Его минимальное значение диафрагмы 3.5, максимальное — 6.3. Это означает, что когда вы снимаете на максимально широком фокусном расстоянии (фокусное расстояние — широкоугольные 18mm), диафрагму можно открыть до 3.5. Это достаточно комфортно для съёмки, когда света не слишком много.

А вот когда используете самое длинное положение объектива (максимально приближаете снимаемую сцену, фокусное расстояние — 200mm, телевик), диафрагму нельзя открыть шире, чем на 6.3. А это уже совсем немного. Например, при съёмке быстро движущихся объектов (спорт, животные, дети) в зимний пасмурный день под снегом могут пойти смазы. Если вам нужно снимать, например, лыжные гонки, в таком случае лучше работать на широком конце объектива и приближать картинку ногами (подойти к объекту съёмки ближе).

Кроме того, когда работаешь на зум с переменным значением диафрагмы (особенно в ручном или одном из полуавтоматических режимах), эту особенность нужно постоянно держать в голове и пересчитывать значения ISO и выдержки, чтобы сохранить общее количество света, которое попадает на матрицу. 


Читайте также:
Всё про экспозицию: что это такое, как настроить, экспокорреция и брекетинг


Есть лайфхак, как упростить работу с зумами с переменной диафрагмой: превентивно закрывать диафрагму до наименьшего значения (в случае с этим Tamron это было бы 6.3). Плохая новость: этот лайфхак ограниченно применим. Например, при работе в студии с импульсным светом так работать удобно, а вот если вы снимаете что-либо подвижное в сумерках, то закрывать диафрагму просто глупо.

Зумы с постоянным значением диафрагмы гораздо удобнее в этом плане. Но и гораздо дороже. Например, Fujifilm XF 55-200mm f/3.5-4.8 обойдётся в 46 тысяч рублей. А его собрат с постоянной диафрагмой Fujifilm XF 50-140mm f/2.8 стоит уже порядка ста тысяч рублей.

Такая разница обусловлена тем, что делать объективы с постоянным значением диафрагмы сложнее, они требуют больше дорогих материалов. Из этого вытекает ещё одна разница между этими типами объективов: они тяжёлые. Заметно тяжелее стёкол с переменной диафрагмой.

Если сравнить два объектива Fujifilm, то первый весит 448 грамм, второй — почти килограмм.

Итоги

Зум-объективы позволяют приближать сцену, которую вы снимаете. Однако они могут быть либо тёмными, либо очень дорогими. При этом и те, и другие чаще всего будут тяжёлыми. На зумы удобно снимать репортаж или студии с импульсным светом.

Фиксы в массе своей более лёгкие и, если брать не самые бюджетные модели, более резкие. Также стоит обратить внимание на фиксы, если вам важна светосила объектива. Они хорошо подходят для работы с естественным светом разной яркости, спокойных портретных и семейных съёмок. За счёт небольшого веса их удобно брать в поездки. Но выбирая фиксы, будьте готовы к тому, скорее всего, вам понадобится, как минимум два объектива.

В целом здесь нет какого-то фундаментального выбора «зумы или фиксы». Хороший рабочий набор чаще всего сочетает в себе хороший штатный зум, пару фиксов под портреты и телеобъектив — он может быть и зумом, и фиксом. Дело предпочтений и бюджетов.

22 февр. 2023

6102

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые