Композиция в фотографии: съёмка в городе

30 нояб. 2025

26

0

0

0

Композиция — важнейшая основа для построения гармоничного и привлекающего внимания зрителя кадра. В фотографии есть десятки разных правил, приёмов и лайфхаков, связанных с композицией. В этом материале мы разберём те, которые будут полезны для стрит-фотографии и посмотрим, как перенести абстрактные приёмы в реальную жизнь.

Просто человек кормит птиц на берегу. А сколько динамики и драматизма / Фото: unsplash.com

Ритмы и ведущие линии
Симметрия и отражения
Контрасты форм, цвета и объёмов
Многоплановость
Как использовать приёмы композиции на практике

Стрит — то направление, в котором композиция важнее, пожалуй, даже чем сюжет или люди в кадре. 

Хорошую уличную фотографию можно получить независимо от того, что за человек проходит через этот кадр. Хотя серьёзный мужчина в пиджаке, конечно, создаёт дополнительный смысловой контраст с нежной сакурой / Фото: koby.photography

Ритмы и ведущие линии

В городе, хотим мы этого или нет, мы будем работать с архитектурой. Это означает, что первый приём, который можно и нужно использовать — ведущие линии. Суть ведущих линий в том, что взгляд человека будет непроизвольно следовать прямой, направляя его внимание.

Линии уводят взгляд вверх по ступеням, вниз под мост. Фотографию интересно долго разглядывать / Фото: koby.photography

Усилить работу линий можно при помощи техники. Например, широкоугольные объективы делают более сильными перспективные искажения, создавая больше динамики, а телевики — наоборот помогут прямым вертикалям оставаться прямыми, когда нужно спокойствие и статика.

Очень подробно о том, как ещё можно использовать линии в композиции фотографии, мы писали в этом материале.

Ритм — это когда в кадре одинаковые объекты повторяются. Это также позволяет управлять вниманием зрителя. И опять же, это база для стрит-съёмки. В городе ритмов не меньше, чем линий. Взгляните на снимок выше ещё раз: ступеньки лестницы, плитка под ногами, окна многоэтажек — это всё ритмы. На этой фотографии много ритмов. Они помогают передать впечатление о скорости жизни в этом месте. Снимок выглядит плотным и насыщенным деталями.

Также классический приём стрит-фотографии — графические рифмы. Это когда удаётся поймать в кадре два случайных объекта, которые очень похожи друг на друга.

Прекрасный пример: девушка в клетчатом пальто на фоне плаката с девушкой в клетчатом пальто / Фото: dgibsonphotography.co.uk

С подобных снимков, как правило, все начинают. Это простой и эффектный приём, который даже стал считаться попсой из–за видимой несложности.

Симметрия и отражения

Второй приём, который буквально подсказывает нам сам город — симметрия. В архитектуре её много, и это легко использовать для создания эффекта спокойствия и устойчивости.

А если в таком окружении поймать прохожего, который эту симметрию слегка нарушит, получится отличный фокус внимания / Фото: koby.photography

Симметрию можно не искать в архитектуре, а создать самому. Её легко получить, используя отражения в воде, в витринах или мокрых тротуарах после дождя.

Городские водоёмы и нижняя точка съёмки дают большой простор для творчества / Фото: dianewehr.com

Отражения в стрит-фотографии — необязательно симметрия и строгое разделение пополам. Иногда отражение может визуально занимать очень небольшую часть фотографии, но быть именно той частью, которая делает снимок интересным.

Сразу нашли главного героя кадра? / Фото: koby.photography

Контрасты форм, цвета и объёмов

Ещё один приём композиции, который очень украшает стрит-фотографию: контраст между большим и малым (контраст объёма), контраст форм или цвета. Например, посмотрим на снимок ниже.

Во многом выразительность достигнута через использование цвета: яркие платья девушек отлично оттеняют дымку, в которой тонет башня на заднем плане / Фото: koby.photography

Также здесь активно используется правило третей. Отдельно на нём останавливаться в этом тексте не будем — это база, подробнее читайте здесь.

Многоплановость

Город даёт не только много геометрии, но и большие возможности для того, чтобы передать на фото глубину пространства. Самый простой способ это показать — многоплановая композиция.

Например, такая:

На переднем плане ребёнок с фотоаппаратом, на заднем — здание, которое он очевидно фотографирует. Ещё дальше — голубое небо с белыми облаками / Фото: unsplash.co

Взгляд зрителя скользит от мальчика вверх и уходит в небо. Также этот эффект усиливает линейная перспектива, о которой мы говорили раньше, и ритмичность самого здания. Но всё же без человека на переднем плане кадр был бы не настолько законченным.

Также эффектно выглядят кадры снятые вдоль длинной улицы, когда на переднем плане есть кто-то или что-то.

Ветки на переднем плане, создающие рамку вокруг сюжета, и интересный свет отлично показывают глубину пространства / Фото: unsplash.com

Как использовать приёмы композиции на практике

Всё это звучит прекрасно, и рассматривать красивые картинки интересно. Но вот выходишь на улицу, пытаешься что-то снять, а получается скучно и вообще не то. Так бывает. Перейдём к практическим советам, которые помогут подружить теорию и реальность.

Первое — нужно научиться видеть места, где вообще может сложиться кадр. Начать можно с самых банальных вариантов:

  • есть мост, под которым дорожка: значит под ним можно поймать человека, он будет как будто в рамке (многоплановая композиция, фрейминг);
  • есть табличка с перечёркнутой собакой — рядом с ней было бы забавно снять собаку (графическая рифма);
  • есть длинный квартал серых однотипных зданий — было бы интересно снять там даму в красном плаще или другой яркой одежде (контраст по цвету и объёму);
  • есть лужи перед интересным по архитектуре зданием — нагибаемся и ловим отражения.

И так далее. Постоянная подобная практика даёт возможность научиться ловить и более интересные сюжеты. 

Второе — стоит подумать, в какую погоду и в какое время суток выбранная точка раскроет себя на все сто. Мост в пасмурную погоду и мост, из-под которого светит закатное солнце — это два совершенно разных кадра.

Погода и время суток вообще может очень сильно менять то, как выглядит фото. Солнце может добавить городу порцию дополнительной очень интересной геометрии. В солнечный день внимательно следите за светом и тенями — можно поймать очень необычные кадры.

Эта картинка — просто какой-то хрестоматийный учебник композиционных приёмов. Сколько вы насчитали? / Фото: unsplash.com

В туман усиливается воздушная перспектива, после дождя асфальт начинает блестеть и дарить нам интересные отражения. Словом, для стрит-фотографа действительно нет плохой погоды, но для разных сцен идеальными будут разные условия.

И третье. Иногда хорошей сцене в хорошем свете нужен ещё и герой. Посмотрим на снимок ниже. Он хорош и сам по себе.

Геометрия архитектуры усилена солнечной геометрией. Очень красиво и насыщенно деталями / Фото: fujilove.com

Но у его автора есть второй вариант этого снимка, в котором появляется человек.

И у фотографии сразу появился смысловой центр, от которого взгляд зрителя уже будет начинать своё путешествие по снимку / Фото: fujilove.com

Чтобы получить интересный снимок с людьми, иногда на выбранной точке придётся провести несколько часов. Это может быть утомительным, но таков путь в стрит-фотографии.

Несколько советов для съёмки стрита с прохожими:

— используйте серийную съёмку. Люди двигаются непредсказуемо, а серия помогает поймать наиболее удачный момент;
— прикрывайте диафрагму, чтобы сцена оставалась в резкости;
— контролируйте выдержку, чтобы не получить смазов (для съёмки людей лучше всего использовать значения не длиннее 1/250);
— будьте незаметны. Попробуйте снимать не глядя в экран или видоискатель. Лучше всего использовать компактную камеру или смартфон;
— будьте вежливы. Если вас заметили, улыбнитесь и покажите снимок. Будьте готовы, что вас попросят его удалить.

30 нояб. 2025

26

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые