• Статьи
  • Съёмка цветов как тренажёр для фотографа: 6 приёмов для прокачки навыков

Съёмка цветов как тренажёр для фотографа: 6 приёмов для прокачки навыков

12 июля 2022

2108

1

0

0

Фотографии цветов — необязательно любительские кадры приевшихся всем сирени или одуванчиков на телефон. Если подойти к съёмке флоры как к фотосессии с живыми моделями, можно прокачать абсолютно все фотоскиллы — от чувства композиции до работы с цветом и постобработки в графических редакторах.

Рассказываем, какие приёмы и как можно отработать на цветах, чтобы получить эффектную серию кадров, которая украсит портфолио или соберёт букет лайков в соцсетях.

Сфотографировать цветы красиво и необычно — такая же непростая задача, как съёмка портрета / Фото: unsplash.com

Игра с ракурсами и позами

Плюс съёмки цветов в том, что можно не переживать, что вы чего-то не знаете, делаете не так, ошибаетесь. Никто вас не осудит, модель не скажет, что фотографии ей не понравились и вообще — нет нервирующего новичков фактора в виде постороннего человека, которому нужно показать и доказать свой профессионализм.

Кроме того, ваша модель настолько миниатюрна, так что получить хорошие кадры можно даже дома с минимальным набором оборудования. Не нужны просторные залы, огромные фоны и светоформирующие насадки (кроме случаев, когда вы хотите потренироваться их использовать, конечно). Из этого вытекает, что снимать фотостудию необязательно, а значит, можно никуда не торопиться — главное, медлить не настолько, чтобы модель успела завять.

Благодаря ракурсу даже обычный одуванчик выглядит необычно / Фото: unsplash.com

Первое, что можно и нужно отработать — это ракурсы и положение цветка в кадре. Например, перед началом игры-тренировки поставьте себе задачей в конце получить ответы на следующие вопросы:

  • Как будет выглядеть «модель», если снять её чуть снизу? Строго фронтально? Сфотографировать строго сверху, демонстрируя форму и текстуру цветка?
  • Что будет, если цветок наклонить? Подвесить вверх стеблем? Заставить левитировать? 
  • Как на пропорции объекта в кадре влияют разные объективы, расстояние от модели до фотографа, зуммирование?

Анализируя получившиеся снимки и выбирая те, которые нравятся вам больше всего, вы точно сделаете выводы, которые улучшат ваши навыки.

Работа с фоном

Часто фотографы-новички настолько паникуют перед живыми моделями, что спешат, бездумно стараются сделать как можно больше снимков, чтобы получить хоть что-то, демонстрируют ложную уверенность и забывают о важных деталях. Одна из них — фон. 

Закрытый частично свет даёт интересный узор на фоне / Фото: unsplash.com

В качестве тренажёра попытайтесь сделать следующие вещи:

– Сфотографируйте цветок. А теперь попробуйте подсветить фон. Направляйте свет сбоку, сверху, регулируйте его мощность и расстояние. Что меняется?

– Что будет, если отгородить свет, направленный на фон так, чтобы он не попадал на цветок?

Окрасьте фон в определённый цвет. Лучше всего это будет заметно, если фотографировать на белом, сером или чёрном фоне. Возьмите один цветной фильтр (в домашних условиях можно использовать канцелярскую папку) и сфотографируйте цветок с ним, но на фонах разного цвета (подойдут даже просто ткани разного цвета). Как изменяется цвет, его оттенок и насыщенность? И — самое главное — какой результат нравится вам больше всего?

Фон не контрастирует с цветами, а практически повторяет их цвет. Получается спокойная и гармоничная композиция / Фото: unsplash.com

Пропустите свет, направленный на фон, через что-либо. Например, сквозь пальцы или решётку, снятую с духовки. Тогда на фоне появится узор. Посмотрите, что получится, если держать предмет, дающий узор, ближе или дальше от света.

– Поработайте с огоньками на фоне, создайте боке. Для этого повесьте позади цветка обычную новогоднюю гирлянду. Что будет, если цветок придвинуть ближе к гирлянде? Отодвинуть его дальше от огоньков?

– К слову, чем ближе объект к фону, тем хуже размывается фон и тем проще получить на нём тень от модели. Поработайте и с этим! Поставьте цветок почти вплотную и начните постепенно отодвигать. Будет лучше, если фон окажется неоднородным. Например, возьмите текстурную ткань с узором, фотофон.

Чтобы получить графичную тень, придвиньте цветок вплотную к фону / Фото: unsplash.com

Детали и кадрирование

Фотографируйте модель с разного расстояния, захватывайте детали. Это кажется простым советом, но сколько всего можно отработать и понять:

– Поучитесь передавать текстуру объекта. Прожилки цветка, вид соцветий, осевшую пыльцу, капельки воды на лепестках. Для этого вам может понадобиться макрообъектив или макрокольца — насадки, позволяющие снимать объекты очень близко.

Так вы можете получить необычные кадры, которые потом разлетятся заставками на телефон, а также отработать жанр макрофотографии / Фото: unsplash.com

– Попробуйте уйти в абстракцию. Изогните цветок в необычную форму, снимите лишь его часть таким образом, чтобы не было понятно, что именно вы фотографируете. Дополните это безумными цветовыми сочетаниями и кадрированием на постобработке. Это отличный способ прокачать чувство композиции и развить фантазию.

Фотографируйте детали. Снимайте не весь цветок «как на паспорт», а, например, сфокусируйтесь на бутоне, капле воды, застывшей на лепестке, форме стебля. Такой уход в минимализм также поможет вам прокачать чувство композиции, кадра и ракурса, научит кадрированию и включит фантазию.

Почувствуйте свет

Работа со светом — базовый и самый важный навык для фотографа. Можно совсем не обрабатывать фотографию, ошибиться в композиции, завалить горизонт, но красивый свет придаст происходящему в кадре форму, атмосферу, скроет недостатки, подчеркнёт композиционные центры.

Тренироваться работать со светом — самое важное, а безмолвная статичная модель в виде цветка поможет сделать всё не спеша и без нервов, проанализировать результат и, как следствие, уверенней чувствовать себя при работе с людьми / Фото: unsplash.com

– Попробуйте создать жёсткий и мягкий свет. Для этого можно пользоваться разными светоформирующими насадками, если вы фотографируете в студии. Например, для жёсткого света подойдут рефлекторы, тубусы, портретные тарелки, а для мягкого — софтбоксы разной формы. 

Дополните светоформирующие насадки другим оборудованием. Например, соты делают свет жёстче. Посмотрите, как изменится картинка, если надеть разные виды сот. А что будет, если на рефлектор надеть шторки и прикрыть их? Создать совсем узкий луч света? Закрыть шторками половину светового потока?

Жёсткий свет даёт детально очерченные тени на светлом фоне / Фото: unsplash.com

Расстояние источника от модели и фона также влияет на исходную картинку. Так, чем ближе источник, тем мягче свет. Посмотрите, как далеко нужно отодвинуть вспышку, чтобы свет стал жёстким. Как лучше — когда свет от вспышки попадает также и на фон или фон освещается отдельно другим светом? Не освещается вовсе?

Обратите внимание на блики и тени. Как меняется их характер, если жёсткий свет сделать мягким и наоборот? Как меняется расположение теней, бликов, если передвинуть свет?

Сравните импульсный свет — вспышку — и постоянный. В первом случае картинка должна получаться более резкой, чёткой, а во втором проще получить брак, смазанный снимок, но вы сразу видите, какой результат даёт разный свет, его мощность и расположение. Попробуйте создать разную атмосферу, меняя жёсткость и ракурс света.

Постоянный свет не даст «звенящей» картинки, уступая импульсному в качестве, но её можно доделать на постобработке — поднять резкость и контраст, поиграть с цветом / Фото: unsplash.com

Тренируйте световые схемы! Часто новички сохраняют себе готовые световые схемы, арендуют зал и идут фотографировать модель. Естественно, что-то не получается — то направление света не то, то мощность, то он светит слишком высоко или низко. Да, это отличный способ прокачать свои навыки, но с помощью цветов вместо живого человека можно отработать всё то же самое, но без нервов и спешки. 

Найдите интересные для себя световые схемы и попробуйте их повторить. Например, попытайтесь получить красивые контровики, снять в высоком ключе без теней на белом фоне, сделать «драматичный» портрет, где половина объекта в тени. 

Абстрактный снимок цветов в высоком ключе / Фото: unsplash.com

Меняйте свет, настройки, насадки, пока не получите тот результат, который вам нравится и который вы видите на референсе. Да, вы потратитесь на студию, но такая спокойная и вдумчивая работа может быть куда продуктивней десяти съёмок с людьми в спешке и нервах, где вы повторяете одни и те же ошибки.

— Преобразуйте свет с помощью подручных средств. Что будет, если направить свет сквозь узкую трубку? Или сквозь штору? Кружевную ткань? Рыболовную сетку? Ответа два: вы получите узоры из тени на вашей модели, либо свет будет будет выделять лишь часть цветка, а всё остальное будет тонуть во мраке. Потренируйтесь играть с тенями и посмотрите, какие эффекты получаются. Можно создать насадки собственными руками — вырежьте из бумаги решётку, точечки, ломаные линии. Или, может, у вас есть возможность поснимать с масками Гобо?

Смешанный свет и размытие в движении. Работая со смешанным светом (то есть комбинируя вспышку и постоянный свет), можно получить сюрреалистичные цветочные снимки, когда ваша модель «заморожена», но от неё «ползёт» смазанный призрачный силуэт. Для этого нужно экспериментировать с выдержкой и настройками камеры, смотреть, когда размытие получается интереснее — когда вы сдвигаете камеру вбок, зуммируете, двигаетесь сами или двигается ваша модель? Про то, как получить смешанный свет, подробно читайте в тексте. 

Если это кажется слишком сложным, хотя бы отработайте съёмку с длинной выдержкой. Например, поставьте её на 20 секунд и подвигайте камерой. Получится размытый «портрет» цветка. Кому-то это покажется странным, но сейчас в моде такая вот абстракция. В любом случае, вы будете лучше чувствовать свой фотоаппарат и глубже понимать, как работает выдержка.

Поработайте стилистом

Усложняйте задачу — соберите букет и сфотографируйте групповой портрет / Фото: unsplash.com

Ваш цветочный портрет может получить совершенно другое настроение и смыслы, если наполнить кадр деталями и другими объектами. Меняйте цветку вазы, украсьте чем-то, соберите сами целый букет, подберите фон, повторите картину художника, создав сложный натюрморт со множеством деталей.Так вы научитесь продумывать и стилизовать съёмки, сочетать цвета и прокачаете чувство композиции.


Читайте также:

Стилизация фотосессии: для чего нужна и как организовать

1

12 июля 2022

2108

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые