Студийное освещение: из чего состоит и как настроить

26 янв. 2022

18014

2

0

3

Предстоит первая съёмка в студии? Непонятно, как работать со студийным светом? Что значат все эти кнопки на моноблоках постоянных и импульсных источников? Рассказываем, как настроить студийный свет, из чего он состоит, что такое моноблок и какие у него есть настройки.

Начинать настройку света нужно с одного источника, постепенно включая и добавляя остальные / pixabay.com

Свет для фотостудии — из чего состоит

Студийный свет — не просто висящая в воздухе лампочка. Это целая система, которая может испугать разнообразием непонятных насадок, приборов, стоек. Особенно, когда световых приборов несколько, они в хаосе разбросаны по студии, и нужно понять, что с этим делать и к чему подступиться.

Давайте разберём, из чего состоит комплект студийного света.

Моноблок

Прибор, который даёт свет. По сути, та же вспышка, но «моноблоком» его называют из-за того, что он совмещает в себе несколько функций: светит; позволяет настраивать мощность света и канал синхронизации; включает пилотный свет (слабый постоянный свет, который подсвечивает сцену съёмки для удобства моделей и фотографа), для чего в него встраивают дополнительные лампы, а также спасает свет от перегрева с помощью встроенной системы охлаждения. 

Студийный моноблок отличается от внешней вспышки мощностью, скоростью работы и возможностью менять характер света с помощью насадок / Фото: negahshop.com

Бывают моноблоки импульсного света и постоянного света. 

      — Моноблок импульсного света или импульсный свет. Он не светит постоянно и срабатывает, когда фотограф нажимает на кнопку спуска затвора. Для того, чтобы вспышка поняла, когда ей срабатывать, нужен синхронизатор. Такой свет отличается высокой мощностью, что позволяет получать качественные снимки даже на самой бюджетной технике.

      — Моноблок постоянного света. Светит непрерывно. Для того, чтобы с ним работать, не нужен синхронизатор. Такой свет проще для новичка: сразу виден светотеневой рисунок, а также не нужно разбираться с настройками синхронизатора. Но такой свет реже встречается в студиях, а также для него нужна светосильная оптика.

Подробно про отличия импульсного и постоянного света.

Стойка

Стойка — это то, на что крепится моноблок, чтобы не приходилось держать его в руках. От штативов их отличает повышенная прочность и большой вес — они должны быть сверхустойчивыми, чтобы выдерживать тяжёлые источники света и насадки. Для некоторых стоек производители выпускают специальные колёсики, чтобы фотографу или ассистенту было легче передвигать свет по студии.

Большинство стоек похожи на классические треножные штативы. Но также в студии можно встретить специальную стойку — журавль. Это сложная система с грузом-противовесом, которая позволяет поднимать свет высоко над моделью, а также выдерживает тяжелые светоформирующие насадки. Например, журавль Avenger A4050CS выдерживает вес до 30 кг. 

Светоформирующая насадка

Это приспособления, которые крепятся на моноблок и меняют тип света. Они могут сделать свет мягким или жёстким. 

Мягкий свет — рассеянный, даёт плавный светотеневой рисунок, когда тень словно растушёвана и плавно перетекает в средний тон. У такого света тени не очень тёмные, а блики — не ярко выражены. Мягкий свет можно получить с помощью софтбоксов и зонтов.

На снимке три источника света на трёх стойках и с тремя квадртаными софтбоксами в качестве светоформирующих насадок / pixabay.com

Жёсткий свет — резкий и контрастный. Тени у такого света густые, тёмные и чётко очерченные. Блики также выражены ярко. Такой свет дают тубус, рефлектор. 

Считается, что средний свет можно получить с помощью портретной тарелки. Но, если на неё надеть модификатор — соты, то свет будет скорее жёстким. Это происходит потому, что соты направляют световой поток, а не рассеивают.

Подробно про виды насадок для студийного света и то, в каких случаях их лучше использовать, в материале.

Устройство питания

Чаще всего моноблок питается от розеток с помощью специального кабеля. Он идёт в комплекте со светом, его не нужно докупать. Но также встречаются беспроводные моноблоки, которые работают на аккумуляторах. Например, Jinbei HD-200pro.

Как настроить свет — управление настройками импульсного моноблока

Чтобы настроить импульсный или постоянный свет в фотостудии, нужно поработать с панелью на задней части моноблока. Разбираемся, какие там есть рычажки и кнопки, а также что они значат.

  • Кнопка On

Включает или выключает моноблок.

  • Мощность света

Её могут обозначать цифрами (например, от 4 до 10), процентами или в диафрагменных числах, которые называют ступенями. С процентами просто — чем меньше число, тем слабее свет, а сам отсчёт идёт от 0 до 100%. С цифрами так же — чем меньше число, тем слабее вспышка.

Если же на приборе вы видите 1/1, ½, ¼, ⅛, 1/64, 1/128, значит, производитель  моноблока отображает мощность в диафрагменных числах. Число 1/1 — это максимальная мощность, на которую способен данный свет, а 1/128 или 1/256 — минимальная. Минимальная мощность зависит от конкретной модели света.

Иногда, когда вы регулируете мощность света, рядом с этими цифрами могут появиться другие с + или - рядом. Например, +0,3. Это «шаги», которые позволяют более тонко настраивать мощность, чуть увеличивая или уменьшая её.

  • Test 

Если нажать на кнопку, вспышка сбросит накопленный заряд. Это полезно, если вы поменяли мощность в меньшую или большую сторону и хотите «обнулить» моноблок, чтобы следующий кадр получился с нужной вам настройкой. 

У постоянного студийного света кнопки Test нет, так как он горит непрерывно и ему не нужно ничего накапливать для вспышки / pixabay.com
  • Slave 

Кнопка, которая связывает импульсный студийный свет и синхронизатор. Можно выбрать один из двух вариантов в зависимости от типа синхронизатора: RADIO или IR (от слова «инфракрасный»). Радиосинхронизаторы удобнее тем, что он и источник света могут находиться на большом расстоянии друг от друга. У инфракрасных радиус действия меньше, зато они могут «поджигать» вспышки разных моделей. Как выбрать подходящий синхронизатор, читайте в этом тексте. У постоянного света такой кнопки нет.

  • Channel set

Чтобы в одной студии или в одном помещении радиосинхронизаторы не конфликтовали между собой, мы можем для каждой пары синхронизатор-моноблок задать свой канал. Это как выбрать нужную частоту радио в автомобиле. Нажав на эту кнопку, с помощью кнопки регулировки мощности вы можете выбрать нужный канал и букву. Такие же канал и буква должны стоять на синхронизаторе.

  • Ready 

Импульсному свету нужно некоторое время, чтобы перезарядиться. С помощью этой настройки можно выбрать, как вспышка будет сообщать о готовности к работе. 

Для этого есть три режима: 

  • BEEP/AUDIO (у разных производителей разные названия). Вспышка пикает, когда перезарядилась.
  • DIM. Моноблок включает пилотный свет, когда вспышка готова к работе. 
  • FC (flash check). Пилотный свет выключается, когда импульсный свет готов.

То есть в первом случае мы понимаем, что свет готов к работе, по звуку, а во втором и третьем — по свету.

Если ни одна из этих функций не подсвечена, то вспышка никак не будет сигнализировать о том, что накопила заряд нужной мощности. В таком случае, если она не будет успевать перезарядиться, то часть кадров будет чуть темнее, чем остальные.

  • Model 

Настраивает пилотный свет. Пилотный свет — это постоянный свет невысокой мощности у импульсных источников. Его включают, чтобы понять, какой светотеневой рисунок будет на модели, помочь сфокусироваться, если вы снимаете в тёмной комнате, и сообщить, что вспышка готова к работе (если Ready стоит в режиме DIM). 

            — Prop (от «пропорциональный»). Чем сильнее импульсный свет, тем мощнее будет светить пилотный.
            — Free. Позволяет самостоятельно настроить мощность пилотного света. Для этого нажмите кнопку Model Set и выберете нужное число.
            — Full. Всегда максимально яркий пилотный свет, независимо от мощности вспышки.

  • RC (remote control)

Позволяет управлять моноблоком дистанционно, если есть специальный пульт (подойдёт для Raylab RL-100 Sunlight), который нужно докупать. Но, например, у Godox SL150II пульт идёт в комплекте.

Настройка постоянного студийного света

У постоянного света, как правило, меньше настроек. У многих моделей, особенно бюджетных, может быть всего две кнопки — включение и регулировка мощности. Более дорогие модели позволяют также настраивать цветовую температуру. На примере Godox SZ150R RGB разберёмся, как настроить профессиональный постоянный свет для фото и видео.

На фото бюджетный постоянный свет. Идеально для новичка, так как не нужно разбираться в большом количестве кнопок настройки, а также для предметной съёмки, так как свет эконом-сегмента небольшой по мощности / pixabay.com
  • Кнопка включения. Включает или выключает источник света.
  • MENU. Позволяет настроить канал для беспроводного управления, включить управление через Bluetooth или включить вентилятор для охлаждения.
  • FX. Позволяет установить один из 37 эффектов освещения. Например, сымитировать сломанную лампочку, свет от свечи, мигалку полицейской машины. 
  • DIM. Мощность света.
  • HSI. Позволяет выбрать цвет света, его насыщенность и яркость.
  • CCT. Режим для настройки баланса белого. Можно сделать цвет теплее/холоднее, а также настроить оттенок — зеленее или пурпурнее. 

Виды синхронизаторов. Как настроить синхронизатор
Что такое портретная тарелка и как ею пользоваться

2

26 янв. 2022

18014

2

0

3

2 комментария

Очень классная статья, мне кажется, по студийному свету надо больше статей и видео. Там тема неисчерпаемая.

Все кто мудрит со студийным светом- студийный свет нужен для имитации естественного в закрытом помещении. Поэтому переходите к студийному только тогда когда вы на естественном свете набили руку. Ну а совсем для максималистов - идеальная световая схема - с один источником, в природе у нас одно солнце! Удачи!

Показать 1 ответ

Самые новые

Самые читаемые