Техника световой кисти. Мой опыт

22 авг. 2022

851

3

0

6

Я не считаю себя опытным фотографом, владеющим нюансами построения композиции, или знатоком световых схем при портретной съёмке. От меня ускользает причина разницы в цене в 25 раз между объективом Canon EF 16-35mm F2.8L III USM и Yongnuo YN 50mm f/1.8 Canon EF. Поэтому пишу не для специалистов, которые найдут ошибки и неточности, а для обычных любителей-фотографов.

Однажды прочитал статью про способ фотографировать предметы в полной темноте при длинной выдержке при помощи фонарика. Техника называется «Световая кисть» и является вариантом техники «Светографика» (это, например, когда ночью перед фотоаппаратом бегает человек с фонариком и рисует какой-нибудь узор).

Фотография, сделанная методом светографики / Иллюстрация: sublument.com

А при использовании метода световой кисти — наоборот, фотографируется предмет, который с разных сторон подсвечивается фонариком.

В чем плюсы этого метода:

1. При съёмке предметов нет необходимости в осветительном оборудовании. Достаточно, например, фонарика сотового телефона.

2. Можно получить эффект «внутреннего сияния» предмета, если не освещать фон с такой же интенсивностью, как предмет.

3. Фотографии получаются необычными, потому что можно подсветить одну сторону больше другой, полностью избавиться от любой тени, попробовать освещать разными цветами и т. п.

Без минусов никак:

1. Нужен штатив или поверхность, на которой будет располагаться фотоаппарат. Поскольку открывать затвор и закрывать можно в темноте, в пульте дистанционного управления для фотоаппаратов нет необходимости. Можно не бояться нажатием смазать снимок.

2. Фотографировать таким методом можно только неподвижные предметы. Портрет человека, думаю, можно сделать, но перед этим его нужно каким-то способом обездвижить. Из гуманных мне в голову приходит только фотография спящего человека. Ну, или, как раньше делали портреты, прикрепляя голову и тело к специальному механизму.

То самое устройство для неподвижности моделей / Иллюстрация: memolition.com

И одна особенность — заранее нет возможности узнать, каким получится кадр, хватит ли света для нужной засветки матрицы, какие будут блики от блестящих поверхностей. Но при небольшом опыте уже после нескольких фотографий становится понятно, как освещать, что именно и как долго.

В общем, у меня был штатив, фотоаппарат Nikon D7000 (такие уже не выпускают), дешёвый китайский фонарик-сувенир и время, чтобы попробовать.

Была середина дня, светило солнце, поэтому я решил, что имеет смысл попрактиковаться в ванной комнате, сложил вещи на полку, настроил фокусное расстояние, ISO поставил минимальное 100 единиц, колесико выдержки поставил на 30 секунд, диафрагму выкрутил на максимальное значение F/29, выключил свет, открыл затвор фотоаппарата, включил фонарик и начал водить лучом фонарика по композиции.

Тут до меня дошел смысл названия техники «Световая кисть» — ты как будто кисточкой, только вместо краски — световой луч, проводишь по композиции, заботливо покрывая её светом, стараясь не пропустить ничего.

Первый опыт получился таким (насчёт построения композиции отсылаю в начало. Автор не фотограф, автор — автор):

Световая кисть. Попытка номер 1 / Фото: Алексей Князев

Видны следующие особенности: на стене тень от флакона, которая отразилась от настольного зеркала, плитка бликует, фонарик был некоторое время неподвижен и неравномерно осветил композицию.

Пробую второй раз с такими же настройками.

Световая кисть. Попытка номер 2 / Фото: Алексей Князев

Получилось более равномерное освещение, но блики (слева ещё стеклянная стенка душевой кабины бликует) по прежнему остаются. Для себя уясняю, что если есть бликующие поверхности, то лучше потом состыковывать несколько фотографий, сделанных с одного и того же места, и комбинировать результат в редакторе, чтобы убрать совсем уж яркие блики.

В целом мне понравилось, решено было продолжать, жена отправлена в магазин для покупки составляющих красивого натюрморта, а я сел ждать темноты.

Наконец стемнело и лаборатория по изготовлению шедевров переместилась на кухню.

Немедленно была организована попытка создать натюрмортную композицию в стиле Арчимбольдо. Не получилось, поэтому в итоге фрукты просто были сложены в блюдо, для антуража добавил аксессуары и рюмку настойки.

В настройках фотоаппарата ничего не менял. Первый вариант получился таким:

Световая кисть. Натюрморт с фруктами. Попытка №1 / Фото: Алексей Князев

Заметил следующие косяки: по прежнему не получается равномерно осветить композицию, зеркало лучше перевернуть увеличивающей стороной от фотографии.

Второй вариант ушел сразу в корзину.

Световая кисть. Натюрморт с фруктами. Попытка №2, неудачная / Фото: Алексей Князев

Впрочем, как и третий. Тут вообще даже след от фонарика попал в отражение зеркала.

Световая кисть. Натюрморт с фруктами. Попытка №3, тоже неудачная / Фото: Алексей Князев

Перед изготовлением следующего варианта пришлось всё-таки сначала подумать над тем, какими движениями буду освещать композицию и несколько раз потренироваться. Ещё переставил составляющие композиции. Получилось так:

Световая кисть. Натюрморт с фруктами. Попытка №4, уже интереснее / Фото: Алексей Князев

Этот вариант мне понравился. Для разнообразия решил добавить источник света и спрятал iPhone с включенным фонариком под тарелку с фруктами. В итоге явно пересветил правую сторону в ущерб левой.

Световая кисть. Натюрморт с фруктами. Финальная попытка / Фото: Алексей Князев

В итоге мне эта техника очень понравилась. Получается красиво, необычно и не требует ни дополнительных затрат, ни долгой подготовки. Плюс ещё можно во время изготовления немного злоупотребить, ведь полная бутылка смотрится совсем не так, как полупустая.

3

22 авг. 2022

851

3

0

6

5 комментариев

Ter lim

22 авг. 2022

"необычно и не требует ни дополнительных затрат, ни долгой подготовки." Сказал человек, который ждал с утра до ночи и отправлял жену в магазин за покупкой реквизита :)

Показать 1 ответ

крутанская статья

Самые новые

Самые читаемые