Композитное фото в предметной фотографии

20 июля 2022

2427

2

0

0

Кто хоть раз пытался снять флакон духов «как в рекламе», наверняка с этим сталкивался: как ни крути, как ни выставляй свет, картинка получается плоской и невыразительной. И если вы хоть раз впадали в отчаяние и думали, что снять эффектную предметку без тонны аппаратуры и собственной студии нереально, не закрывайте вкладку. Сегодня разбираемся, как с помощью одного LED-светильника и прямых рук снимать качественную предметку.

Слева сверху — самый классический кадр, который можно получить с одним верхне-передним источником света, сверху в центре — финальный результат композита, остальное — кадры, которые были использованы для сборки / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Для начала разберёмся с нашим главным термином на сегодня. Композитная фотография — это метод соединения нескольких дублей одного и того же кадра, снятых с разным светом, иногда с разными настройками. 

Такой подход бывает полезен в предметной фотографии в нескольких случаях:

– мы снимаем сложный объект. Например, кроссовки, в которых несколько разных материалов — и один блестит только в контровом свете, на другом видно текстуру только в боковом, а третий выглядит выразительно только в верхнем;

– при съёмке стеклянных объектов (духов, напитков, коктейлей);

– когда хочется сделать сложную схему света, а под рукой только одна вспышка, или хуже того, старый фонарик.

Съёмка предмета с разными текстурами

Например, возьмём в качестве главного объекта винтажную «Смену-2». У неё есть пластиковые детали с фактурой под кожу, есть металлическая часть, есть фактурные крутилки, есть блестящая линза с синеватым просветляющим покрытием.

Пластику с имитацией кожи нужен боковой скользящий свет, чтобы текстуру было видно. Линзе нужен нижне-передний, иначе она не будет бликовать. Однако даже эти два условия уже входят в противоречие: нижне-передний убьёт фактуру пластика, боковой даст сильные тени в области линзы. Попробуем решить эту задачку и снять идеальную картинку «Смены», используя метод композитной фотографии. Поехали.

Финальное фото, которое мы соберём из пяти разных дублей / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как ставить камеру. Так как готовую фотографию предстоит собирать из нескольких кадров, камера и объект съёмки должны быть неподвижны. Камеру стоит поставить на хороший штатив и следить за тем, чтобы не сдвинуть его случайно между кадрами. Объект съёмки ставим на устойчивый столик.

Чем светить. Что касается света, снимать можно и с импульсным, и с постоянным. Если съёмка проходит дома, можно, например, использовать вспышку или светодиодный свет для фото- и видеосъёмки. Оба варианта достаточно компактны, и их можно держать прямо в руке. 

При этом вспышка менее удобна. Во-первых, к ней дополнительно нужны синхронизаторы, чтоб её можно было использовать, сняв с камеры. Во-вторых, свет от вспышки виден только на снимках, и без опыта сложно понять, куда она светит и какой рисунок даст.

Подобных источников света вполне достаточно, чтобы получить хорошие снимки в домашних условиях / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Led-светильники удобней. Во-первых, они светят постоянно, и фотограф сразу видит, как ложится свет на предметы. Во-вторых, многие из них позволяют плавно регулировать цветовую температуру и мощность (а некоторые из них имеют и RGB-диоды, позволяющие при необходимости делать снимки с цветным светом). Кроме того, если вы делаете съёмку на тёмном фоне и работаете в темноте, постоянный свет позволит вам видеть происходящее и не споткнуться о штатив.

Важный момент: не стоит использовать обычные фонарики. Во-первых, недорогие модели обладают очень узким спектром, не подходящим для качественной съёмки, а во-вторых, световое пятно от фонарика очень неравномерно по яркости, с яркой точкой в центре и резким ступенчатым переходом к краям, таким фонариком очень сложно равномерно и аккуратно осветить объект. Максимум, на что годится такой фонарик — аккуратно подсветить небольшую деталь. Например, в нашем случае — переднюю линзу.

Если вы снимаете без ассистента, держать свет в руке и пытаться дотянуться до спуска камеры не очень удобно. Можно воспользоваться автоспуском либо функцией интервальной съёмки, если такая есть в камере, можно использовать беспроводной пульт д/у. У многих современных камер имеется wifi, к ним можно подключить смартфон и управлять камерой с него.


Читайте также:

Импульсный и постоянный: гайд и световые схемы для новичков в студии

Виды света для фотографа: чем отличаются и для чего нужны

Студийное освещение: из чего состоит и как настроить


Если у камеры есть поворотный экран, его можно развернуть к себе и видеть, как ложится свет / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как настроить камеру. Настройки камеры стоит зафиксировать, используя ручной режим М или кнопку блокировки экспозиции. Автофокус тоже стоит отключить, чтобы камера не перефокусировалась между кадрами и не сбила фокус.


Читайте также:

Учимся снимать в ручном режиме


Экспозицию стоит выставлять по кадру с рисующим, передне-боковым светом. А при съёмке дальнейших регулировать освещённость, изменяя мощность источника и расстояние до объекта / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как снимать. Далее необходимо сделать несколько кадров, меняя положение источника света. Точнее, столько, сколько нужно, чтобы показать «Смену» во всей её красе. У нас это:

  • рисующий сверху справа, вычерчивает основной объём корпуса;
  • контровик слева сзади сверху, помогает отлепить объект от чёрного фона и подчёркивает металлические детали сверху камеры и на защёлке слева;
  • рисующий слева сбоку, показывает «кожаную» фактуру сбоку;
  • заполняющий нижне-передний, подсвечивает линзу объектива, даёт лёгкое заполнение всей сцены;
  • рисующий сверху слева, извлекает из тени часть объектива.
Свет ложится на камеру вот так / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Лучше всего снимать с запасом. У нас было снято 10 кадров, в финальной композиции участвуют только 5. Но всегда удобно, когда есть из чего выбрать.

Съёмка стеклянного объекта не будет сильно отличаться от съёмки объекта с разными текстурами. Единственный момент, на который следует обратить внимание: не бойтесь того, что светильник появляется в кадре за ним. Такая постановка света позволяет хорошо подсветить жидкость внутри флакона, а сам светильник мы уберём на постпродакшене.

Единственный из кадров, на котором сами духи хорошо светятся — тот, где светильник стоит прямо за ним / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как собрать композитное фото

Откроем получившиеся снимки в  Adobe Photoshop. Первой возьмём фотографию, на которой объект съёмки освещён более-менее равномерно.

Основной кадр. Камера видна, но отсутствует текстура в левой части корпуса, не видны часть объектива и линзы / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Добавляем второй кадр в тот же файл вторым слоем. Для этого достаточно просто перетащить его из папки и положить сверху. Если у вас не было проблем со штативом, по нему не пробежал котик и его не пинали дети, кадр встанет ровно туда, куда надо.

Вторым идёт кадр с контровым светом, позволяющим подчеркнуть алюминиевые детали на верхней части камеры и на защёлке сбоку. Режим наложения выбираем Lighten/Замена светлым — таким образом на этом слое становятся видны только те части, которые светлее, чем на нижнем.

Прозрачность слоя тоже можно регулировать при необходимости / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Добавляем третье фото на третий слой. Это снимок со светом слева. Он добавляет текстуры на левую часть. Слой также переводим в режим Lighten и накладываем на него чёрную маску. Использовать только режим наложения, как мы делали на прошлом слое, мы не можем. Потому что появится свет там, где не нужно и картинка станет плоской и невыразительной.

Кликаем по значку маски, зажав клавишу Alt — таким образом мы сразу получим чёрную маску слоя / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

После чего выбираем маску, и мягкой полупрозрачной белой кистью прорисовывае те области изображения, которые должны быть видны.

Если нажать клавишу \ (обратный слэш), маска станет видна в красном цвете и можно будет более точно прорисовать нужные области / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Таким же образом добавляем все оставшиеся 2 слоя, работая с маской по аналогии. В финале получаем вот такое изображение.

Справа внизу — финальный результат, остальное — отдельные кадры для композита / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

2

20 июля 2022

2427

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые