03 нояб. 2016

25789

0

0

0

В фотографии есть три классических жанра: натюрморт, пейзаж и портрет. К моему личному сожалению, портрет является и будет являться как самым распространенным жанром, так и самым востребованным.

Что же такое портрет? Портрет – это изображение человека. Любое изображение человека. Будь то крупный кадр, по пояс или в полный рост. Будь то умопомрачительный пейзаж, в глубине которого четко распознается человек, или фотография собаки, жалостливо смотрящего на зрителя – все это будет портретом. Самое главное в портретной фотографии – это возможность зрителя сопоставить увиденных персонажей с себе подобными, наделить их человеческими чертами и развить возможный сюжет.

По этой причине портрет есть и будет самым популярным жанром. Человек, каким бы мизантропом он ни был, всегда остается социальным. И желание рассматривать других людей с любопытством больше, нежели пейзаж или натюрморт. Есть, конечно, исключения среди зрителей: отдельная группа, для которой портреты и другие люди не интересны, но если вы читаете эту статью, для вас они не важны. Ведь вы интересуетесь фотографией и, скорей всего, фотографируете сами, а затем делитесь отснятым материалом с окружающими. Антисоциальные отшельники вряд ли входят в вашу целевую зрительскую аудиторию.

Большинство портретных фотографов не знают или забывают о том, что любая работа, которую они выставляют, нацелена на своего зрителя. И именно зритель решает то, что изображено на фотографии, а что нет. Фотографы же считают, что сняв человека, они тем самым смогут передать его внутренний мир, эмоции или показать человека таким, как видят его в реальности. Но фотография обманчива. С одной стороны – это самый достоверный способ отображения реальности, но с другой и самый обманчивый. Ведь зритель никогда не узнает тех людей, которых мы фотографируем, не поговорит с ними, не пожмет им руку. Зритель отстранен от процесса съемки, ведь он не видит момент создания, а наблюдает лишь его итог. Зритель не знает, что фотограф хочет показать, и лишь видит, что фотографу удалось показать.

Зритель видит лишь двухмерное, статичное изображение. Вырванное мгновение, замершее во времени. Посему, чтобы ни происходило во время съемки, чтобы не хотел показать фотограф – зритель этого не поймет, если в кадре не будет необходимой информации для построения истории об увиденном. Именно по этой причине сегодня мы окружены таким количеством визуального контента, который пролистываем со скоростью клика, читая фотографии за долю секунды. Ведь на большинстве сегодняшних кадров изображена пустая оболочка, лишь внешность. А мы итак подобное видим каждый день на улице, на работе, где угодно.

Фотография сегодня должна быть проста по прочтению, и насыщенна по содержанию. В основном, конечно, страдает содержание современных изображений: большую часть того, что мы видим, можно разделить на такие популярные стили, как «баба в поле», «смотрите у меня есть грудь», «человек в неадекватной ситуации очень неудобно сидит с отсутствующим выражением лица» или «красивое место, поставлю-ка я тут человека, пусть стоит» (последним и я страдаю), Увы, но сегодняшний зритель не дурак, и подобными «рассказами» его не удивить. Если бы фотографы сговорились и создавали такой контент специально, чтобы зритель из-за отсутствия более качественного визуального продукта был вынужден придумывать самостоятельно истории в фотографиях, то это, признаться, было хорошо. Мы могли бы не напрягаться и просто нажимать на спусковой крючок фотоаппарата.

Но, в нашу эпоху интернета и мобильных гаджетов, каждый желающий (и не желающий) может увидеть интересную историю, лишь кликнув мышью, и не тратить свое драгоценное время на просмотр, запоминание перечисленных выше «стилей». На своем веку я не встречал фотографов, которые стремились бы создавать незапоминающиеся, неинтересные кадры. Посему мы приходим к необходимости насыщать фотографии интересным (для нашей целевой аудитории) содержанием. Что же нам может в этом помочь?

Самое сложное в создании портрета – это ответить на вопросы «зачем» и «почему». Зачем зрителю рассматривать данного человека, почему зритель запомнит эту фотографию и т.д.. В этом фотографу помогут жанры, которые сразу формируют, заинтересованную ими, аудиторию.

У содержания портрета есть две составляющие: социальная и психологическая.
Социальная часть портрета демонстрирует зрителю социальный статус изображенного человека, а психологическая – его характер. Разберем их по отдельности.

Жанры социального портрета:

  • Финансовый портрет: демонстрирует достаток человека. Подобные фотографии мы постоянно видим, например, во время предвыборных кампаний. У каждого политика есть избирательный штаб, который занимается имиджем кандидата. Создается фокус-группа и анализируется, простым языком, то, как должен выглядеть политик. Скажем так: Зюганов никогда не предстанет перед зрителем с блестящими часами «Ролекс» на фоне шикарной яхты, потому что его целевая аудитория не примет подобный имидж.
  • Основными акцентами в данном жанре являются предметы четко определяемые по стоимости. Хотите показать «классического студента», поместите в кадре «Доширак».

    Учтите, что нет нужды в нарочитой демонстрации подобных элементов. Фотография статична, и все элементы, которые фотограф внес в кадр, будут прочитаны зрителем и соотнесены с портретируемым.

  • Профессиональный портрет: демонстрирует профессию (хобби, деятельность) человека. К сожалению, данный жанр сегодня чаще встречается в репортажной фотографии, нежели в постановочной. А зря, ведь, благодаря профессии человека, фотограф способен внести в кадр стереотипы и раскрыть с их помощью большую часть жизни портретируемого. Например, видя в кадре слесаря, столяра, стоматолога и прочие профессии, мы примерно представляем, чем живет человек, какие у него интересы, сколько он зарабатывает, даже пьет он или не пьет. Использовать стереотипы в фотографии выгодно, т.к., благодаря небольшим элементам, которые несложно внести в изображение (как с точки зрения смысловой, так и композиционной), фотограф насыщает портретируемого историей его жизни.
  • Основными акцентами в данном жанре являются пространство труда и инструменты труда. Например, хотите создать портрет охотника, внесите в кадр оружие и чучела.

  • Репортажный портрет: демонстрирует социальные события. Хороший репортаж отвечает на вопросы: что, где, когда, кто. Это довольно сложный портретный жанр, т.к. он единственный, в котором фотограф обычно никак не взаимодействует с объектом съемки и не может полностью контролировать все аспекты создания изображения.
  • Основными акцентами являются события с участием людей. Помните, что сегодня более популярны негативные тематики репортажей. Это не потому, что зритель любит «кровь-кишки», а потому, что мы живем в довольно спокойное время. «Взрыв в метро» встречается реже, чем очередной «праздник урожая», и посему является более уникальным контентом, который вызовет больший отклик у аудитории. Наверное, для зрителей, проживающих в «горячих точках, все наоборот.

  • Рекламный портрет: демонстрирует продукцию или услугу.
  • Есть несколько классических способов создания рекламного портрета:

  1. создание фотографии с участием моделей внешности целевой аудитории. «Они подобны нам, значит данная продукция или услуга нам подойдет».
  2. создание фотографии с участием моделей с Именем. Аудитория всегда хочет вещи, которые есть у «звезд» и доверяет их рекомендациям по поводу услуг.
  3. создание фотографии с ощущениями. Это самый сложный способ создания рекламного портрета, т.к. необходимо «продать» не продукцию, а создать желание у аудитории ощутить то, что сея продукция сулит. Например, лидерство, превосходство, счастье, красоту и многое другое. Многие из нас хотят быть лучше, красивее, умнее, свободнее, и подобные фотографии «объясняют» зрителям как достичь своих желаний: воспользоваться услугой или приобрести продукцию.
  4. создание фотографии с участием «пустышек». Многие рекламные кадры создаются с участием профессиональных моделей, у которых нет определенного типажа. И, благодаря, визажу, прическам, макияжу и пр. создается образ, который нацелен на акцентирование, поддержание и продвижение продукции или услуги.

Не стоит думать, что рекламные фотографии создаются лишь с целью что-то «продать». Под рекламой я подразумеваю стремление фотографа внушить зрителю желание что-либо ощутить, почувствовать, захотеть – будь то одежда, мысль или идея.

К сожалению, рекламные портреты создали в сознание многих фотографов клише, чаще всего встречающиеся в постановке модели. Например, позиции, когда модель запрокидывает руку на голову или упирает руки в бока. Первоначально подобные постановки использовались для демонстрации строения и качества продукции: как идет шов подмышкой или как отодвигает манжет. Но фотографы, увидев и запомнив подобные позиции, используют их даже в случаях, когда это не требуется. Если девушка в одежде без рукавов запрокидывает руку на голову, то максимум что хорошего она покажет - это бритую подмышку. Согласитесь, не очень интересная история. Посему не стоит повторять все, что увидели в модных журналах. Лучше проанализируйте для чего был предпринят тот или иной ход в создании изображения, и уже после решайте нужно это использовать или нет.

Психологическая часть портрета отображает характер человека.

Характер в фотографии – это отпечаток времени на портретируемом. Если человек живет хорошо, то он испытывает чаще позитивные эмоции, если плохо, то негативные. Благодаря этому создаются мимические морщины, которые рассказывают зрителю о жизни модели. Когда зритель видит портрет дедушки или бабушки, то он может определить суровый это человек или мягкий, добродушный или злобный и многое другое.

Обычно характер можно отобразить, фотографируя моделей старше 35 лет, когда история жизни уже проглядывается на лицах. Есть, конечно, исключения, но они довольно редки. Конечно, сегодня в фотографии мы чаще используем моделей моложе. Посему есть два основных жанра психологического портрета:

  • Эмоциональный портрет: демонстрирует эмоцию. Эмоция – это рефлекс на внешний раздражитель. Об эмоции и их создании более подробно можно узнать по этой ссылке.
  • Внося в кадр эмоцию, фотограф наделяет портретируемого жизнью и отображает его состояние. Фотографии с эмоциями дольше читаются и лучше запоминаются.

  • Чувственный портрет: демонстрирует чувства или настроение. Чувства – это группа эмоций, которые испытывает портретируемый. Переживания. Чтобы зритель понял чувства запечатленного человека, фотографу необходимо внести в кадр причину или действие.
  • Например, если в кадре отображен улыбающийся человек – это просто эмоциональный портрет. Но если перед человеком стоит коробка с бантиком (подарок) – то уже запечатлена радость. Так же, все мы видели картину Васнецова «Сестрица Аленушка» (более известная, как «Аленушка на камушке»), где молодая девушка сидит в позе эмбриона, понурив голову и с бровками-домиком. В подобной позиции модели человек чувствует себя более комфортно и защищено. Понуренная голова рассказывает о том, что модель физически устала, а выражение лица отображает страдание. Все перечисленные физические действия читаются зрителем, как грусть.

Комбинируя психологические и социальные жанры можно достичь более интересного контента в фотографии, нежели используя их по отдельности.

Фотограф, который, придумав идею для съемки, проанализировал ее и соотнес с жанрами портрета, будет знать какие акценты необходимо внести в фотографию, чтобы эта идея стала известна и понятна не только ему, но и зрителю. Посему, лучше сначала подумать и создать качественную работу, чем бездумно нажимать на кнопку фотоаппарата, надеясь запечатлеть желаемое, но так этого и не достигнуть.

03 нояб. 2016

25789

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые