Камеры с высоким разрешением: сколько Мп нужно в 2023 году

30 нояб. 2023

4344

0

0

0

Есть разные критерии и характеристики, на которые опираемся и которые изучаем, выбирая для себя камеру. Одно из них, которое часто можно встретить в обзорах и рекламных статьях — разрешение матрицы. О том, какое разрешение считают высоким, а какое — не очень, и кому нужно (а кому вредно) высокое разрешение, читайте в этом материале.

Phase One XF IQ4 — большая камера с большим разрешением 150 Мп / Фото: fstoppers.com

Что такое разрешение фотоаппарата

Начнём с основ — для тех, кому сложно во всех этих цифрах и мегапикселях. Матрица цифровой камеры состоит из отдельных точек (пикселей), разрешение — это количество этих точек. Например, у матрицы зеркалки Nikon D5300 длинная сторона вмещает 6 тысяч пикселей, а короткая — 4 тысячи. Перемножив эти два числа, мы получим 24 мегапикселя — это и есть разрешение камеры. 

Разрешение связано с физическим размером матрицы, но не напрямую. Существуют технологические ограничения. Например, полнокадровые матрицы встречаются с разрешением от 16 до 60 Мп (это значит, на них размещено столько точек), а если нужно разрешение 150-200 Мп — это уже только для матриц среднего формата.

Если заглянуть на сайты производителей фототехники и почитать характеристики актуальных в 2023 году камер, то выяснится, что самое популярное и распространённое разрешение матриц — 24 Мп, 6000х4000. Это разрешение можно считать стандартным. Соответственно, камерами с высоким разрешением сегодня можно считать те, у которых разрешение заметно больше этого значения — 45, 60 или даже 100 Мп. 

Преимущества камер с высоким разрешением и кому они нужны

Лет 10-15 назад практически любому фотографу было ясно, что единственное реальное преимущество многомегапиксельных камер — это возможность делать высокодетализированные качественные фотографии, которые можно можно печатать в журналах, каталогах и на рекламных плакатах. К этому преимуществу в довесок шли недостатки в виде тяжёлой, дорогой и громоздкой среднеформатной камеры с цифровым задником, медленным автофокусом (или вообще без него), неторопливой съёмкой и шумами на всех ISO, кроме минимальных.

Энни Лейбовиц за работой, 2016 год. Обратите внимание на размер среднеформатной камеры «Hasselblad» и штатив / Фото: crash.fr

Сейчас всё несколько изменилось. Во-первых, появились более совершенные в техническом плане среднеформатные камеры. Например, у Fujifilm GFX 100S есть полноценный фазовый автофокус с возможностью фокусировки по лицам и стабилизатор на основе сдвига матрицы. Весит камера меньше килограмма, так что она подойдёт не только для студийной работы, но и для выездной рекламной съёмки на улице или на природе. При этом камера умеет снимать со скоростью до 4 к/с, что неплохо для среднеформатной камеры разрешением 102 Мп.

Фотография, сделанная на Fujifilm GFX 100S и 100% кроп правого глаза модели / Фото: fujifilm.com

Во-вторых, помимо среднеформатных появились и более компактные камеры высокого разрешения с матрицами меньшего размера. Например, Canon EOS R5 с полнокадровой матрицей на 45 Мп или кропнутый Fujifilm X-T5 с разрешение 40 Мп.

Одно из главных их преимуществ — это доступность. Они заметно дешевле, чем среднеформатные камеры, хотя их цена и выше, чем у аналогичных моделей с более низким разрешением (например, 45-Мп Nikon Z7 II стоит почти на 100 тысяч рублей дороже, чем 24-МП  Nikon Z6 II). Можно сказать, что сейчас камеру с высоким разрешением может себе позволить не только дорогой и известный рекламный фотограф, но и обычный профессионал, занимающийся предметной или свадебной съёмкой.

Следующее — к большой матрице (а значит, и высокой детализации) они получили вдобавок плюсы современных беззеркалок — высокую скорострельность и хороший автофокус. Например, Sony Alpha 7RM5 умеет снимать 60-Мп фотографии со скоростью до 10к/с, и вмещает в буфер до 150 RAW-файлов. Такую камеру можно использовать не  только для постановочной работы в студии, но и для полноценного репортажа — например, фотосессии в стиле лайфстайл или даже свадебной съёмки. А большое разрешение поможет спокойнее чувствовать себя при обработке: можно спокойно отрезать половину фотографии для более удачной композиции, и всё равно получить на выходе 30-мегапиксельную фотографию.

Sony Alpha 7RM5 — целых 60 Мп в компактном корпусе беззеркалки / Фото: blog.juliatrotti.com

Для спортивных фотографов, которым мало 10 к/с, есть топовые Canon EOS R5, Sony A1 и Nikon Z9. Разрешение у них немного меньше, 45-50 Мп, но при этом они умеют снимать со скоростью до 20 к/с. Этого хватит для любой спортивной съёмки. А благодаря матрице с большим разрешением у фотографа есть запас для кадрирования как во время обработки, так и прямо при съёмке: можно переключить камеру в кроп-режим, при котором используется только центральная часть матрицы.

При этом эквивалентное фокусное расстояние объектива увеличится — например, стандартный телевик 70-200 превратится в 300 мм на длинном конце, а дорогой 400 мм объектив можно превратить в 600 мм без необходимости снимать его с камеры и устанавливать телеконвертер. Разрешение снимков в коп-режиме уменьшается с 50 Мп до 20 Мп, и этого вполне достаточно для спортивного репортажа. Именно 20 Мп было у топовых репортажных зеркалок Canon EOS-1D X Mark III и Nikon D6.

При работе над спортивным репортажем не всегда есть время на обработку и кадрирование после съёмки. Если переключить камеру в кроп-режим (область отмеченная красной рамкой), можно сразу при съёмке получить кадр с хорошей композицией без лишних полей / Фото: nikon.com

Ещё один момент — шумы и съёмка при недостатке света. Матрицы с большим разрешением позволяют получать более детализированные фотографии при съёмке на высоких ISO. На первый взгляд, это звучит странно. Любой фотограф скажет, что чем меньше пикселей на матрице (при одинаковом физическом размере матрицы), тем больше будет размер каждого отдельного пикселя — а значит, на него будет падать больше света и матрица с меньшим количеством пикселей будет меньше шуметь.

И если важно только количество шума, это действительно так. Ниже приведены тестовые снимки на 12-мегапиксельную Sony A7S III и 60-мегапиксельную Sony A7R IV при чувствительности ISO 12800. Действительно, на снимке с Sony A7R IV видно гораздо больше шума (особенно цветного) на однотонных серых и чёрных полях.

Тестовый стенд Dpreview и 100% кроп снимков стенда на Sony A7S III и Sony A7R IV / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Но если посмотреть на текст, то видно, что на 60-Мп снимке можно разобрать мелкие буквы, а на 12-Мп они практически не различимы. Теперь прогоним оба снимка через шумодав, и дополнительно уменьшим большой снимок до 6000 пикселей по длинной стороне с алгоритмом Bicubic Smoother, чтобы дополнительно сгладить шум, и посмотрим на результат. Даже после уменьшения картинка с Sony A7R IV больше, а тест и названия красок на тюбиках читаются гораздо лучше, чем на фото с Sony A7S III.

После шумоподавления количество шума одинаково низкое, а вот детализация у Sony A7R IV выше / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

В каких случаях камера с высоким разрешением не нужна

Высокое разрешение нужно не всем, иногда оно может быть бесполезным или даже вредить — замедлять работу и снижать качество результата. Например, высокое разрешение может мешать видеографам.

Если у фотографа уже есть хорошая камера

Владельцу актуальной современной беззеркалки (например, Canon EOS R6) на стоит продавать свою камеру и бежать покупать Canon EOS R5 только потому, что мегапикселей у неё в два раза больше. Мегапиксели не сделают фотографии лучше, а вот нагрузка на оборудование вырастет заметно. Понадобится больше карт памяти и больше места на дисках ноутбука для хранения отснятого, а обработка будет занимать больше времени. 

Так что менять камеру на другую с большим разрешением стоит только в том случае, если действительно нужно много-много мегапикселей — например, если вы любите снимать пейзажи и печатать фотографии размером во всю стену, или вы часто снимаете для журналов и плакатов, и нынешняя камера не соответствует техническим требованиям к разрешению.

Камеры для съёмки видео

Основным разрешением видео в 2023 году остаётся 4К — то есть, видео с разрешением около 4000 пикселей по длинной стороне. Чаще всего это UHD (3840х2160 пикселей), реже Cinema 4K (4096x2160 пикселей). Для съёмки в таком разрешении матрица 40-60 Мп не нужна. Более того, камеры с очень высоким разрешением могут хуже справляться с видеосъёмкой, так как процессор просто не успевает обработать и закодировать огромное количество поступающей с матрицы информации.

Чтобы помочь процессору, производителям вводить ограничения. Например, Sony Alpha 7R IV разрешением 61 Мп способна снимать 4К-видео с частотой до 30 к/с и довольно невысоким битрейтом 100 Мб/с. При этом камера считывает не каждый отдельный пиксель матрицы, а объединяет их в группы (так называемый биннинг пикселей) — это позволяет снизить нагрузку на процессор, но немного снижает общую резкость и детализацию видео.

Беззеркалка Sony Alpha 7 IV с в два раза меньшим разрешением 33 Мп способна на большее: она снимает 4К с частотой до 60 к/с. Правда, при этом она использует только центральную часть матрицы и превращается из полного кадра в кроп. Если же использовать при видеосъёмке всю ширину матрицы, частота кадров тоже упадёт до 30 к/с. С другой стороны Sony Alpha 7 IV может писать 10-битное видео, которое гораздо лучше подходит для цветокоррекции, чем 8-битное с Sony Alpha 7R IV.

Теперь посмотрим на разработанную специально для видеосъёмки Sony Alpha 7S III. Разрешение у неё очень скромное для современной беззеркалки — всего 12 Мп, 4240 x 2832 пикселей. Но этого как раз достаточно, чтобы снимать качественное со всей ширины матрицы. Эта камера умеет писать 10-битное 4К-видео с частотой до 120 к/с прямо на карту памяти и 16-битное RAW-видео на внешний рекордер. Так что для продвинутых видеографов эта камера подойдёт гораздо лучше, чем её многомегапиксельные коллеги.

Камеры для блогеров

Блогеры создают контент для размещения в интернете, и в большинстве случаев камера с высоким разрешением не нужна. Подписчики видят созданные ими фотографии и видео на экранах смартфонов, мониторах компьютеров или ноутбуков, разрешение которых заметно меньше, чем у современных камер.

Например, даже у флагманского Samsung S23+ разрешение экрана 3088х1440 пикселей (примерно 4,5 Мп), а у  iPhone 15 Pro всего лишь 2556x1179 пикселей (меньше 3 Мп). Среди мониторов для компьютеров чаще всего встречаются модели с разрешением 4К UHD (3840х2160, примерно 8 Мп), а у более бюджетных моделей и вовсе FullHD (1920x1080, примерно 2Мп). Чтобы фотографии хорошо смотрелись на таких экранах, им достаточно иметь размер 2500-3000 пикселей по длинной стороне. 

Поэтому в камеры, ориентированные на блогеров и создателей контента, ставят матрицы разрешением 20-25 Мп. Например, у Nikon Z30 разрешение 5568 x 3712 (20,9 Мп), у Canon EOS R50 — 6000х4000 (24 Мп), такое же и у Sony ZV-E10

Nikon Z30 — типичный представитель беззеркалок для блогеров. Небольшую лёгкую камеру удобно держать одной рукой, а полностью поворотный экран позволяет снимать себя без помощи допонительного фотографа или оператора / Фото: dpreview.com

Отдельно стоит отметить Sony ZV-E1: в этой камере установлена полнокадровая матрица разрешением всего 12 Мп (4240 × 2832). Такая же матрица стоит в Sony A7S III, и обе эти камеры рассчитаны в первую очередь на качественную видеосъёмку. Но и со съёмкой фотокамера тоже справится: 12 Мп хватит и для соцсетей, и для вёрстки фотокниг, и для печати размером до А3.

30 нояб. 2023

4344

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые