Бестеневое освещение в фотографии

19 дек. 2025

54

0

0

0

Бестеневое освещение — яркий и очень популярный пример схемы с мягким светом в высоком ключе. Это абсолютный мастхэв для предметной и контент-фотографии, потому что в подобном свете товары можно хорошо рассмотреть. В этом материале разберёмся, как добиться подобного эффекта, рассмотрим основные приёмы и схемы света.

Косметика + мягкое бестеневое освещение — классическое сочетание / Фото: unsplash.com


Когда используется бестеневое освещение в фотографии
Бестеневое освещение для предметной фотографии
Бестеневое освещение для портрета и фотосъёмки одежды

Когда используется бестеневое освещение в фотографии

Бестеневое освещение — один из ключевых типов, которые обычно используются в предметной, каталожной и контент-съёмке. Особенно это актуально для фото для маркетплейсов и прочих площадок онлайн-продаж, в меньшей степени — для имиджевой фотографии.

На рекламных фото на баннере сумка или кроссовки могут элегантно тонуть в тенях на фото в низком ключе — кстати, считается, что тёмный фон маркирует товары как «премиальные». А на сайте пользователю нужно товар хорошо рассмотреть со всех сторон прежде, чем кинуть в корзину: увидеть, ткань там или сетка, матовая застёжка или блестящая.

И вот здесь бестеневое освещение — лучший друг продаж. Товар хорошо видно, он выглядит дороже и аккуратнее.

Ещё один классический жанр, которому отлично подходит бестеневое освещение — ювелирные изделия / Фото: unsplash.com

Также бестеневое освещение часто используется при съёмке портрета в высоком ключе. Особенно это характерно для женского портрета бьюти-фотографии. 

Бестеневое освещение для предметной фотографии

Один из отличных вариантов для фотографирования компактных предметов — лайтбокс или лайткуб. Это конструкция на спицах из мягкой ткани, задача которой — как раз создавать то самое бестеневое освещение.

Часто можно встретить модели со встроенной подстветкой (обычно это светодиодные полосы, расположенные сверху и по боках), которая создаёт мягкий рассеянный свет. Съёмка в фотобоксе — идеальное решение для начинающего фотографа или для ремесленника, которому важно фотографировать свою продукцию, но нет времени и желания вникать глубоко в схемы и приёмы освещения.

В лайткубе можно снимать даже на обычный смартфон / Фото: ebay.com

Кроме лайткубов можно также использовать специальные фотостолы. Это твёрдая конструкция из полупрозрачного пластика, которая позволяет направлять свет буквально снизу, через стол.

Если в кадре, например, блюдце, под которым собирается тень, как ни свети сверху, а внутренний перфекционист требует, чтобы её не было, идеальное решение / Фото: ifolor.ch

Такого же эффекта можно добиться, используя фотобокс на просвет — это куб из мягкой белой полупрозрачной ткани, которому освещать любыми источниками на свой вкус. В том числе в такую конструкцию при необходимости можно светить и снизу — если, например, поставить её на лист прозрачного пластика или стекло.

Главная слабость съёмки в лайткубе — ограниченный размер и небольшое разнообразие ракурсов. С размером ещё можно что-то поделать, подобрав специальный фотобокс большого размера — такие коробки дороже, но в них можно снимать предметы большей величины. А вот с ракурсами ничего особо не сделаешь — снимать придётся либо спереди, либо сверху — есть модели с окном наверху.

Некоторые объекты лучше смотрятся строго сверху / Фото: raylab.ru

Кстати, не лайткубами едиными. Дальше мы будем разбирать схемы света для портрета с бестеневым освещением и для съёмки крупногабаритных предметов с подобным светом. Все их можно использовать и для съёмки некрупных объектов, используя небольшой бумажный фотофон.

Бестеневое освещение для портрета и фотосъёмки одежды

Максимально ленивый лайфхак для бестеневого освещения вообще без какого-либо оборудования — съёмка на улице в очень пасмурную погоду. Облака, заслоняющие солнце дают по факту тот же рассеянный свет, что мы получаем в фотобоксе. Только выбирайте максимально открытую местность — даже в мягком свете под предметами (козырьками подъездов, ветвями деревьев) будут тени. Но понятно, что естественный свет подойдёт не для всех задач. Перейдём к студийному варианту. 

Мягкий бестеневой свет пасмурного дня хорошо подходит для женского портрета / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Бестеневое освещение в студии требует как минимум четырёх источников света. Классическая схема света — это два источника на фон и два на модель (или на объект, если речь идёт о предметной съёмке).

Две основных лампы будут равномерно освещать объект, два фоновых — подсвечивать возможные тени на фоне и делать общий светотеневой рисунок равномерным. 

Располагаем источники света подобным образом / Иллюстрация: Алиса Смирнова

Следующий важный момент — модификаторы света. На источники рисующего света надеваем большие софтбоксы или октобоксы. Это важно, чтобы получить мягкий световой рисунок на объекте. 

Для фонового света можно использовать и рефлекторы, и софтбоксы. Софтбоксы дадут более ровное освещение, но будут скрадывать часть мощности лампы. Поэтому выбор модификаторов во многом обуславливается типом источника света:

— если вы используете мощный импульсный свет, можно ставить на фоновый свет софтбоксы;
— если вы используете стандартные постоянные источники света, лучше выбрать рефлекторы.

Что касается мощности источников света, фоновые нужно настраивать одинаково и ставить на одно и то же расстояние от фона, чтобы на нём не было пятен или градиента. С рисующими же можно поступать по-разному. Для гладкой картинки их также стоит настроить одинаково, но если хочется сделать небольшой акцент, можно сделать один чуть ярче.

Лицо модели и вся фигура в целом хорошо освещены, но если посмотреть на сумку, можно заменить, что лампа справа немного ярче. Это делается, чтобы подчеркнуть объём и показать текстуру кожи / Фото: unsplash.com

Ещё один очень важный момент: правильное расстояние от модели (или объекта) до фона. Очень важно ставить её настолько далеко от фона, насколько это вообще позволяют его размеры. Чем дальше модель находится от фона, тем меньше шансов, что тень на неё вообще будет падать, а значит, меньше проблем при построении бестеневой схемы.

Кроме того, когда между главным объектом и фоном большое расстояние, меньше шансов, что фоновый свет будет отражаться и создавать в кадре световую кашу.

По классике считается, что бестеневой свет — это вариант для однотонного белого фона или циклорамы, но при желании такой свет можно строить на любом фоне / Фото: unsplash.com

Также эту схему можно при необходимости усложнять. Например, добавить источник контрового света, который поможет подчеркнуть волосы модели или полупрозрачные детали одежды (рукава, воротник), если такие есть.

Контровый свет можно заметить на волосах модели / Фото: unsplash.com

И под конец несколько слов о внутреннем перфекционисте. Если, как бы вы не крутили свет, у вас всё равно остаются слабые тени, вспомните о том, что на всех тех идеальных фото в интернете эти тени скорее всего тоже были. Но их убрали на постобработке.

Полностью (прям на 100%) избавиться от теней на этапе съёмки очень сложно. Обычно получается максимум на 95%. Но эти пять процентов потом можно без труда убрать в графическом редакторе, используя автоматические средства выделения.

Слева тень убрана, справа — как снято / Фото: unsplash.com

19 дек. 2025

54

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые