Эффект боке: как сделать красивое фото с размытием

31 авг. 2022

9192

1

0

0

Термином «боке» обычно называют две вещи: и размытый фон на снимках, и характер этого размытого фона. Смазанный задний план обычно ассоциируется с профессиональным, «киношным» кадром, поэтому неудивительно, что он вызывает такой интерес у фотографов. Как сделать красивое боке, разбираемся в этом тексте.

Многие считают, что размытый фон — результат доработки в графических редакторах. На деле полностью сымитировать боке в Photoshop практически нереально. Ну, или по крайней мере очень сложно / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что такое боке
Объективы, которые дают красивое боке
Как работать со светосильным объективом
Как получить красивое боке на китовый объектив
Как получить максимально размытый фон на китовый объектив

Что такое боке

Итак, боке — это либо степень размытия фона, либо характер того, как задний план уходит в нерезкость. 

Со степенью размытия всё ясно. При съёмке любого объекта фон может быть либо таким же резким, как этот объект, либо более нечётким.

Нерезкий фон считается оптимальным для съёмки портрета, поскольку хорошо отделяет человека от заднего плана.

Портрет с размытым фоном — классика современной коммерческой фотографии / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что касается характера размытия — это более тонкая материя. Если сильно упростить, боке может быть ровным или нервным. Ровное лучше отделяет модель от фона, но может создать эффект фотообоев, нервное — наоборот, больше связывает объект и фон, но может сделать в кадре кашу и визуальную грязь. Характер размытия зависит от оптической схемы объектива и зачастую от его качества и стоимости.

Есть объективы, которые дают очень характерный рисунок боке. Например, «Гелиос-40» со своим кручёным боке.

Закрученное боке — фирменная фишка Гелиоса / Фото: unsplash.com

Читайте также:

Рисунок объектива: что это, как использовать


Объективы, которые дают красивое боке

Главный параметр, который отвечает за боке — светосила объектива. Чем она больше, тем мягче получится фон.

Второе — фокусное расстояние. Та же самая зависимость: чем оно больше, тем сильнее будет размытие.

Один и тот же сюжет, снятый на объективы длиной в 50 мм и 75 мм с плюс-минус одинаковой светосилой /Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Также на размытие влияет матрица вашего фотоаппарата. Чем она больше, тем сильнее размывается фон.

Объективы, которые точно дадут хорошее размытие фона (для полного кадра):

Canon EF 85mm f/1.4L IS USM. Портретник из топовой L-серии Canon. Получается качественное резкое изображение даже на открытой диафрагме;

Canon EF 85mm f/1.8 USM — светосильный портретник. Он чуть темнее, но значительно дешевле предыдущей модели;

Canon EF 50mm f/1.2L USM. Классический светосильный «полтинник». Даёт красивое размытие фона и при этом высокую резкость. Есть более бюджетная версия со светосилой в 1.4;

AF-S NIKKOR 85mm f/1.4G. Дорогой, светосильный, профессиональный. Правильные круглые блики в области нерезкости и мягкое приятное боке в комплекте;

AF-S NIKKOR 85mm f/1.8G. Чуть более тёмный, но и более бюджетный портретный объектив;

NIKKOR 58mm f/1.4G. Топовый почти «полтинник» от Nikon. Фокусное расстояние немного отличается от классических на сегодняшний день 50 миллиметров и отсылает нас к плёночным временам;

AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G. Более бюджетный объектив с классическим фокусным расстоянием в 50 мм. У него несколько хуже работает автофокус, чем у NIKKOR 58mm. Кроме того, этот объектив даёт менее резкую картинку. Но, в целом, это хорошее рабочее «стекло»;

Sigma AF 50mm f/1.4 DG HSM Art. Достаточно тяжёлый и приличный «полтинник». Даёт хорошую резкость и красивое размытие. Есть модификации под разные системы;

Sigma 50-100mm f/1.8 DC HSM Art. Самый светосильный из существующих телеобъективов. Единственный большой минус — вес, который составляет около полутора килограммов;

Sony FE 85mm f/1.4. Топовый портретный полтинник со спокойным боке и удобной системой управления из колец на объективе;

Sony FE 85mm f/1.8. Более бюджетная версия для Sony.

Для камер с кропнутой матрицей также есть достойные светосильные объективы. Но важно помнить одну вещь: размер матрицы напрямую влияет на уровень размытия фона. Картинка, которую даст объектив на 1.4, на кропе будет примерно соответствовать той, что даст объектив на 2.0 на фулфрейме.

Светосильные объективы для Canon, Nikon и Sony отлично встают на кроп. Просто нужно учитывать, что эквивалентное фокусное расстояние вырастет раза в полтора. То есть 50 мм превращается в 75 мм. Поэтому светосильные фиксы для кропнутых камер этих систем не слишком распространены.

Объективы, которые дают хорошее размытие фона (для кропа и микро 4/3): 

Sigma 56mm f/1.4;

Viltrox PFU RBMH 85mm F1.8 STM;

Fujifilm XF 35mm f/1.4;

Fujifilm XF 56mm f/1.2;

Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8;

Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8.

Большой плюс кропов и камер системы Микро 4/3 — зачастую оптика для них существенно дешевле, чем для их полнокадровых братьев. И при относительно невысокой цене они дают хорошую резкость.

Как работать со светосильным объективом

Получить красиво размытый фон на светосильный объектив достаточно просто. Для этого важно следить, чтобы диафрагма оставалась открытой. Лучше всего забыть об авторежиме и работать в приоритете диафрагмы.

Обидно потратить несколько десятков тысяч рублей на объектив и получить картинку как на телефон. Такое бывает, если случайно закрыть диафрагму / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Ещё одна проблема, с которой может столкнуться новичок — фокусировка. При съёмке на светлое «стекло» важно точно фокусироваться, в противном случае есть риск получить картинку с резким фоном и размытым главным героем. Подробнее о том, как решать подобные проблемы, мы писали в этом тексте.

Как получить красивое боке на китовый объектив

Если в этом вопросе вы завуалированно спрашиваете «как получить такое же размытие, как на Canon EF 85mm f/1.4L IS USM за 150 тысяч рублей, на объектив, который стоит пять тысяч», то единственный честный ответ — никак. Это невозможно. Если было бы возможно, все бы этим пользовались и не переплачивали за светосильный объектив.

Есть сферы, в которых можно найти лайфхак и взломать систему, но это, к сожалению, не тот случай. Если вам очень нравится размытый фон, лучше всего присмотреться к бюджетным фиксам с небольшими значениями диафрагмы. Возможно, они будут не такими звеняще-резкими и не такими быстрыми в автофокусировке, как топовые, но всё же позволят добиться размытого фона.

Например, Canon EF 50mm f/1.8 STM, Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor, 7Artisans 35mm F0.95, Meike 50mm f/1.7. У последних двух не будет автофокуса, и, конечно, все перечисленные объективы по качеству проиграют дорогим «стёклам». Но в качестве первого светосильного объектива их использовать можно: просто чтобы познакомиться и понять, нужно ли это вам.

Как получить максимально размытый фон на китовый объектив

Окей, возможности купить дорогущее светлое «стекло» нет, есть китовый объектив. Давайте попробуем выжать из него максимум.

Размещайте модель максимально далеко от фона. Если поставить её на утёс на фоне бесконечного моря, оно размоется лучше, чем стена, которая будет в метре от модели.

Расстояние до фона — лучший друг размытия / Фото: unsplash.com

Выкручивайте зум на максимум и отходите от модели подальше. Чем длиннее ваш объектив, тем более размытым будет получаться фон. Но и тем дальше придётся отходить от модели.

Ставьте минимально возможное в этой ситуации значение диафрагмы. Помните, что самое главное в искусстве размывать фон — открытая диафрагма. Если вы работаете в автомате, и камера сама прикрывает диафрагму, все прочие ухищрения не дадут никакого эффекта.

Концентрируйтесь на более крупных портретах и деталях. Чем крупнее портрет, тем больше будет уровень размытия фона.

Два снимка, сделанные на один и тот же объектив / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

1

31 авг. 2022

9192

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые