Как фотографировать левитацию

13 сент. 2022

4247

0

0

0

Натюрморт с левитирующей над тарелкой едой — классический сюжет для рекламной фотографии и интересное упражнение для развития креативности фотографа. Движение в кадре с традиционно неподвижными предметами делает фотографию необычной и привлекательной. О том, как заставить еду летать на фото, читайте в этом материале.

Съёмка с элементами левитации уместна и в многоплановых композициях и в вариантах с однотонным фоном / Фото: unsplash.com

Как снимать левитацию без сильной доработки в Photoshop
     Как закрепить предметы при съёмке левитирующего натюрморта
     Оборудование и настройки для левитирующего натюрморта
     Как проработать композицию для фото левитации
     Работа с водой, мукой и другими сыпучими продуктами
     Доработка натюрморта в Adobe Photoshop
Как собрать левитирующий натюрморт из отдельных элементов
     Важные нюансы при съёмке левитации под сборку в Photoshop
     Сборка натюрморта из отдельных элементов в Photoshop

Как снимать левитацию без сильной доработки в Photoshop

Неподготовленному зрителю может показаться, что для съёмки таких натюрмортов еду действительно подбрасывают в воздух и ловят удачный момент. На деле это было бы неоправданной тратой и времени, и продуктов. Помидор два раза не подбросишь — расквасится. Что уж говорить о более хрупких продуктах, например, ягодах или суши.

Первый, наиболее традиционный способ снять левитирующий натюрморт — подвесить нужные предметы на нитки или прикрепить на проволоку.

Съёмка летающего натюрморта из подручных средств во времена самоизоляции в 2020 году / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как закрепить предметы при съёмке левитирующего натюрморта

На картинке выше мы используем для крепления одновременно и нитки, и проволоку. Здесь толстые шерстяные нитки, потому что другие не выдерживали помидоры, а поход до строительного магазина в марте 2020-го был больше похож на квест. Лучше, конечно, брать леску, её потом проще стереть на постобработке. Нитки в этой композиции удерживают овощи на нужной высоте, проволока помогает сохранить их местоположение относительно друг друга. Кювета и полотенце впитывают воду.

Существует много вариантов зафиксировать предметы. Есть специальные рамы и зажимы, которые используют профессиональные предметчики. 

Для первых экспериментов с левитацией можно использовать подручные средства: собирать рамы из деревянных реек, использовать для лёгких предметов тонкие пластиковые зубочистки или палочки для суши.

Мягкие предметы (фрукты, овощи, суши и так далее) на палочки и зубочистки можно просто накалывать. Твердые (флаконы с косметикой, фломастеры) сажать на двухсторонний скотч или приклеивать. Хорошо работает клеевой пистолет.

Сложная конструкция из проволоки хорошо зафиксировала клубнику, но её потом нужно будет стирать в фотошопе / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Оборудование и настройки для левитирующего натюрморта

Как и для съёмки любого натюрморта, для левитации вам понадобится штатив. Снимать неподвижные композиции удобнее со штативом по двум причинам. Во-первых, это позволяет использовать длинные выдержки и даёт больше свободы рукам в плане подбора настроек камеры. Особенно если вы работаете с маломощными источниками света. Во-вторых, когда камера неподвижна, проще формировать композицию кадра.

Снимать можно и с импульсным светом, и с постоянным. Для съёмок с водой лучше брать импульсный. В этом случае будут полезны вспышки и радиосинхронизаторы. В качестве основы для крепления натюрмортов удобно использовать стойки.

Что касается настроек камеры, в случае левитации они не слишком отличаются от классических, используемых для натюрмортов. 

  • сначала выставляем ISO на минимальное значение (чаще всего это 100-200);
  • значение диафрагмы подбираем, исходя из сюжета. Если композиция многоплановая и задний план важен, диафрагму стоит прикрыть, чтобы объекты сзади были различимы. Если работаете на однотонном фоне, можно работать на открытых диафрагмах;
  • длину выдержки ставим ту, которую камера предлагает при этих настройках.

Настройки камеры стоит зафиксировать, используя ручной режим М или кнопку блокировки экспозиции. Автофокус тоже стоит отключить, чтобы камера не перефокусировалась между кадрами и не сбила фокус.

Как проработать композицию для фото левитации

Выберите главный объект: тот, вокруг которого будут выстраиваться все остальные.

Здесь главный объект — коробка. Это также может быть чашка, самый крупный фрукт и т.д. / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Остальные элементы натюрморта компонуем относительно главного. Компоновки могут быть разными, исходя из смысла картинки. Если это ягоды, которые падают в чашку, лучше всего выстраивать их конусом, сужающимся к ней. Если, как в примере выше, косметика, выпадающая из коробки, мелкие предметы можно вписывать в расширяющийся конус. Если это разобранный на составляющие бургер, его фрагменты можно положить по зигзагу и дополнить мелкими деталями типа зелени и специй.

Начинайте с самых больших элементов натюрморта и переходите к меньшим. Если планируете посыпать композицию зеленью или поливать водой, оставляйте в кадре свободное место сверху и снизу.

Работа с водой, мукой и другими сыпучими продуктами

Часто, чтобы максимально добавить динамики, в левитирующих натюрмортах используют воду, муку, рис и тому подобное. Действительно, помидоры, летящие сквозь струю воды, выглядят более впечатляюще и подвижно, чем просто висящие в воздухе. Натюрморты с хлебом посыпают мукой, с бургерами — зеленью, со сладостями — сахарной пудрой.

Это всё на ниточки не подвесишь — придётся действительно поливать и посыпать. Для начала нужно позаботиться о технике безопасности: поставить под натюрморт таз, чтобы не залить пол, подложить полотенце. Также стоит выбрать самый длиннофокусный объектив и отнести камеру максимально далеко, чтобы точно её не обрызгать или не обсыпать пудрой.

Если на съёмках дома вы не залили пол, стены и розетки, считайте, что вам повезло / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Второй момент касается света. При работе с подобными приёмами добавляйте в свою схему контровой источник. Он позволит максимально подчеркнуть частицы муки или брызги воды в воздухе. Также помните, что при съёмке в движении (вода или мука у нас будут литься и сыпаться) нужны более короткие выдержки (от 1/100). Или если вы снимаете с импульсным светом, движение будет замораживаться за счёт длинны самого импульса.

Воду на натюрморт лучше всего лить из садовой лейки, в которой есть насадка с несколькими отверстиями. Если лить просто из бутылки, будет получаться одна струя воды, что не слишком эстетично. Если лейки нет, можно взять пластиковую бутылку, сделать в ней несколько отверстий шилом. Муку и сахарную пудру также лучше насыпать при помощи сита.

При съёмке с водой или мукой делайте больше дублей. Эти субстанции — штука непредсказуемая, красивые брызги могут получиться не с первого кадра.

Доработка натюрморта в Adobe Photoshop

Картинка готова, осталось только убрать нитки, проволоку и другие технические части натюрморта. Для этого мы будем пользоваться двумя инструментами в Adobe Photoshop: Лечащей кистью (Spot healing brush) и Штампом (Stamp). Выбираем дубль, который наиболее симпатичен и открываем его в графическом редакторе.

Нужно убрать проволоку, нитки и часть деревянной рамы. Инструменты отмечены слева на панели / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Начнём с лечащей кисти. Ей можно просто проводить по нежелательным элементам и программа будет автоматически убирать их. И важный момент: любые коррекции лучше делать на копии слоя: это позволит с помощью масок слоя в любой момент убрать часть неудачных. Чтобы сделать копию слоя, нажмите Ctrl+J.

На однотонных фонах лечащая кисть хорошо справляется / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

С её помощью с этого снимка можно убрать большую часть ниток, проволоки и часть деревянной рамы. Однако есть несколько мест, где лечащая кисть даст не тот результат, который нам нужен.

Здесь попытка убрать кусок проволоки привела к деформации помидора / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Эта проблема возникает из-за принципа работы лечащей кисти: она анализирует окружение выделенного фрагмента и создаёт на нём нечто усреднённое. 

Здесь лучше справится инструмент штамп. Он работает иначе по сравнению с лечащей кистью: он копирует кусок изображения и вставляет его по щелчку мышки. Выбираем штамп на панели инструментов, находим подходящее место для источника (чем ближе к дефекту, тем, как правило лучше), зажимаем Alt и кликаем левой клавишей мышки. Дальше кликаем по участку, который нужно убрать.

Источник взят чуть выше куска проволоки, штамп хорошо справился. Остаток проволоки можно убрать лечащей кистью / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Помимо замазывания проволоки в фотошопе можно совместить несколько фотографий. Это полезно, когда например, на одном из дублей удачнее легли брызги воды или упал свет. Однако такой фокус сработает только в случае, если вы снимали со штатива.

Подробнее о методе композитной фотографии читайте в этой статье.

Как собрать левитирующий натюрморт из отдельных элементов

Некоторые предметы на нитки не подвесишь и проволокой не примотаешь. Например, снять вот такую картинку одним кадром будет очень сложно.

Это коллаж из десятка фотографий, снятый специальным образом / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

На просторах интернета можно встретить мнение, что левитация — «это всё фотошоп». Что люди буквально находят в интернете десять разных фото и фотошопом магически склеивают их в одну красивую картинку с летающими предметами.

Ах, если бы это действительно было так просто. На деле, чтобы собрать красивый коллаж из десятка рандомно набранных в интернете картинок, нужно быть ретушёром экстра-класса. Гораздо проще собрать коллаж из снимков, которые были специально сделаны под эти цели.

Важные нюансы при съёмке левитации под сборку в Photoshop

В целом съёмка левитирующего натюрморта под сборку не сильно отличается от съёмки натюрморта на нитках. И параметры съёмки и свет подбираются по тем же принципам. Единственная разница, что готовая композиция должна быть у вас в голове, на экране её не будет.

Чем больше в коллаже будет правды, тем скорее зритель поверит, что «это не фотошоп». Поэтому:

  • заранее нарисуйте на бумаге, как должен выглядеть готовый натюрморт, или найдите рефренс, на который будете ориентироваться;
  • размещайте каждый предмет в реальности плюс-минус на том месте, где он должен быть в воображаемой композиции. Если по задумке второй кусочек суши ближе к свету, чем первый, он должен быть снят ближе к свету. Если он ближе к камере и немного перекрывает первый, так и снимайте — ближе к камере;
  • делайте по несколько дублей для каждого предмета. Его можно перемещать чуть дальше и чуть ближе, чуть выше и чуть ниже, чуть-чуть поворачивать относительно света. Это даст больше возможностей при сборке;
  • если работаете с сыпучими продуктами (у нас тут, например, рис), делайте несколько дублей: ближе и дальше от камеры. Это нужно для того, чтобы часть рисунка была в резкости, часть ушла в боке для большего реализма.

Сборка натюрморта из отдельных элементов в Photoshop

Удобнее всего добавить все снятые фото в один файл фотошопа и расположить их на отдельных слоях. Если работаете на тёмном фоне, выбирайте для всех слоев, кроме самого нижнего, режим наложения Lighten/Светлее, если на светлом — Darken/Темнее. После этого начинаем один за другим добавлять их в соответствии с задуманной композицией.

Лучше всего выбрать один главный объект и строить композицию вокруг него. Это может быть кружка, если у вас натюрморт, похожий на тот, что стоит на первом снимке этой статьи, или рука с палочками, как в нашем случае с натюрмортом с суши.

Процесс работы над натюрмортом выглядит вот так / Видео: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт


Ненужные палочки убираем с помощью лечащей кисти и штампа, так же, как в натюрморте с помидорами. Ещё один момент для сборного натюрморта: если в вашей композиции предметы должны отбрасывать друг на друга тени, их придётся дорисовать. Подробнее о том, как создать тень в Photoshop, читайте здесь.

13 сент. 2022

4247

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые