«Начало»: разбор световых схем и приёмов

26 апр. 2022

891

0

0

0

Сон во сне, который тоже во сне, в котором сейчас тоже кто-то спит и всё это сон. А в один из этих снов нужно внедрить лишь самое малое — идею! Идею, которая способна полностью изменить мышление конкретного человека. Этим почти весь фильм и занимается персонаж Леонардо Ди Каприо.

Фильмы Нолана всегда отличались невероятными твистами и нетривиальным сюжетом, а кроме того, учитывая бюджеты таких картин, операторская работа там тоже на высоте. Inception («Начало») не исключение. Разбираем громкую картину Кристофера Нолана с точки зрения работы с кадром, колористики и хитростей со светом.

Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую фильмы с точки зрения колористики и кадров. Предыдущий можно прочитать здесь

Для тех, кому важно: в тексте могут быть спойлеры

ЦВЕТ

Нолан часто прибегает к холодной цветовой палитре в своих фильмах. Inception не исключение: от пастельно-синего до неоново-бирюзового. Картина периодически уходит в синие оттенки вне зависимости от того, находятся герои фильма во сне, в реальности или в более глубоких слоях сна.

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

Возможно, синяя палитра была всего лишь синей палитрой. Однако, никто не отменял того факта, что синий цвет всегда сопровождает меланхоличные сцены, одиноких героев и соответствующую палитру эмоций.

А герой Ди Каприо в «Начале» по-настоящему одинок! Всё цветовое тепло героя связано с потерянной женой и детьми, с которыми он не может увидеться. Он в постоянных терзаниях, сомнениях и собственных грёзах. И судьба этого героя — одна из основных эмоциональных линий сюжета, неизменные спутники которой — синие оттенки.

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

Следуя цветовому кругу, синий стоит обрамлять красным. Что режиссёр и делает. При этом, красный цвет в большинстве случаев присутствует в кадре за счёт деталей, а не цветокоррекции.

Эллиот Пейдж — яркий красный маркер посреди синего полотна. Возможно, такой работой с костюмом персонажа Нолан хотел сделать акцент «роковой девушки». Той, которая изменила всё, повлияв на демонов прошлого Ди Каприо.

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

Круг Иттена — важная часть работы с цветом, но есть и другая устоявшаяся цветовая схема с синим оттенком — лазурный+бежевый. В те моменты, когда картинка выныривает из синей палитры, фильм погружается именно в эти тона. Что важно, уже по второй устойчивой схеме можно судить о подходе режиссёра к работе с цветом. Обратите внимание: уверенная колористика во многих сценах получается за счёт естественного цвета предметов в кадре. Деревянная мебель, жёлтая рубашка на одном из героев, жёлтые шторы, даже окна, которые заклеены старыми пожелтевшими газетами ради конкретного оттенка в кадре. 

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

Тонкая колористика менее заметна глазу, она не выглядит кричаще на фоне общей картинки и, скорее всего, её легко пропустить за просмотром фильма. Такие цветовые схемы становятся заметны глазу только на стоп-кадрах. Этот подход делает работу с цветом органичной, не выбивающейся. В конце концов, цветовой баланс на то и нацелен, чтобы зрителю при просмотре было комфортно видеть ту или иную картинку, где всё в балансе.

Так, поставив на паузу, можно приглядеться и увидеть, что в сцене знакомства Кобба и Ариадны художник по костюмам одел Ди Каприо в синий, а Пейдж в красный. Практически история мужчины и женщины в классической трактовке, классические гендерные цвета.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

В другой сцене можно увидеть несколько человек, одетых в красно-розовые оттенки, которые дополняют цветущую зелень на заднем плане. Но тут, в отличие от главной героини, красный не только дополняет зелёный, но и подчеркивает агрессию, ведь толпа в конце начала нападать на Ариадну.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

А в финальной сцене самого глубокого сна оттенок деревянного шкафа почти близок к красному, а свет на плитке в комнате больше зелёный, чем холодно-синий. Зелёный с красным, вновь комплементарные цвета.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

И, наконец, отец Кобба, не иначе профессор университета. Сидит на фоне классической зелёной учебной доски, а на нём самом надета фиолетовая рубашка. Ещё одно меткое сочетание.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

КАДРЫ

При анализе кадров всегда стоит держать в голове, что есть неписанные приёмы, которые многие режиссёры привносят в свои фильмы. Это не находки, которые стоит подчеркнуть жирной линией, а характерные фишки, почти по методичке кинематографичных кадров. В случае с «Началом», один из таких приёмов — эффект присутствия, которого режиссёр добивается за счёт съёмки персонажа «из-за плеча другого персонажа». Так, последний попадает в расфокусе на передний план, обрамляя картинку. Помимо Нолана, характерный приём можно увидеть, например, у Уэса Андерсона или в «Поймай меня, если сможешь».

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

Это же касается перспективы, которая сама по себе уже кинематографичный сеттинг для любых кадров. Для красивой картинки туда остаётся только поместить персонажей. 

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

А вот контрастный свет если и присутствует в «методичках», то явно гораздо глубже. В случае с Inception этот приём используется не столько ради красоты кадра, сколько ради раскрытия героев. Фильм о нашем подсознательном, с которым работают во сне, да ещё и такие эмоциональные персонажи требует соответствующего освещения. Контраст, которого можно добиться за счёт бокового освещения подчеркивает лица, а значит и эмоции на этих лицах.

Что любопытно: в большинстве случаев контрастное освещение используется на крупном плане персонажа Ди Каприо. Того самого, который не может встретиться со своими детьми и переживает весь фильм из-за жены. Несмотря на количественный актерский состав, световой акцент сопутствует именно этому персонажу.

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

От общего — к частному: за большими приёмами, идущими через весь фильм, спрятаны более мелкие, но не менее важные. Фишки, которые режиссёр в них использует можно смело брать в мудборд и использовать как стилистические находки на съёмках.

1. Снимки с отражением. Фотографии через отражения в лужах и водоёмах уже давно не новость и совсем не хитрая фишка. Однако стоит помнить, что отражать могут и другие поверхности, а сам приём можно применить и для портретной съёмки.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

2. Две фишки для Love story. Про силу перспективы уже было сказано выше, но сейчас про более конкретную экспозицию: улица (возможно, пешеходная), красивая архитектура вокруг, съёмка на широкий угол и влюблённая пара на переднем плане, идущие в это перспективе. Приём понятный, не сложный, а картинка на выходе кинематографичная.

После такой прогулки можно снять пару в экспозиции кофейни или бара. Только не крупными портретами за стойкой, а выбрав общий план, чтобы в кадр попал интерьер и другие посетители. Пусть влюблённые будут в фокусе, смысловым центром фотографии. Проработанность планов всегда делает фотографию более сильной.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан
Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

3. Голландский угол. Любая картинка будет динамичнее, если наклонить в ней линию горизонта. Диагональные линии уже есть динамика. Представьте себе сцену в коридоре отеля, в шахте лифта или на лестнице, если бы они были сняты по всем формальным правилам. Визуальное восприятие явно бы изменилось, а картинка стала выглядеть статичной и скучной.

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

Приём голландского угла не находка Нолана. Мы даже писали отдельный материал, где голландский угол — это один из случаев, когда формальные правила композиции нарушать можно и нужно. Голландский угол сделает картинку более живой, а движения героев такой картинки подчеркнет. Больший угол наклона — больше динамики! Явный маст-хэв для уличных съёмок.

4. Малость. Обратите внимание на грузовик и двух персонажей в приведенных кадрах. В первом из них экспозицией огромный мост, во втором — ещё более внушительных размеров небоскребы, за которыми фигурки персонажей вообще теряются. Если бы оба этих кадра были сняты ближе к объекту, то весь контраст потерялся бы. Выбирая широкий угол и дальную точку съёмки, чтобы захватить максимально общий план, режиссёр усиливает противоречие и контраст в кадре. Почти что чеховский маленький человек на фоне огромного города. А теперь представьте, насколько эмоциональным может быть такой приём, если это городская съёмка, в которой снимаемый человек в окружении нависающих над ним домов!

Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан
Кадр из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

5. Силуэты, жалюзи и жёсткий свет. Приглядитесь к выбранным кадрам, в чём сходство? В каждом из трёх персонажи находятся напротив окна — единственный источник, свет жёсткий. Остальная часть кадра утопает в полутьме. Или, наоборот, персонаж со спины теряет черты, оставаясь лишь силуэтом на фоне окна.

Освещённое окно, лучи света сквозь жалюзи и опущенные тени на пост-обработке можно сделать сильными приёмом при съёмке в помещении. А если вы повернёте модель лицом к свету, оставляя экспозицию в полумраке, то это уже заведомо будет сильный кадр!

Кадры из к/ф «Начало», 2010. Режиссёр: Кристофер Нолан

26 апр. 2022

891

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые