Таймлапс — это видео, которое часто называют «ускоренной съёмкой». Вы точно видели такие в сети: распускающиеся цветы, несущиеся над городом облака, кружащиеся по небу звёзды. Такой контент всегда привлекает внимание — во-первых, тем что просто необычен, во-вторых, тем, что с его помощью можно показать вещи, незаметные в обычной жизни. О том, как сделать красивый таймлапс, читайте в этом материале.

Для создания таймлапсов используют интервальную фотосъёмку, а потом собирать видеоролик из получившихся фотографий.
Оборудование для съёмки таймлапса
Как снимать таймлапс
Сборка таймлапса из готовых фотографий
Сборка таймлапса прямо в камере
Сборка таймлапса при помощи Adobe Lightroom и Adobe Premiere
Как сделать ваш таймлапс интересней
Таймлапс из видео
Оборудование для съёмки таймлапса
Съёмка простого таймлапса достаточно демократична в плане аппаратуры. Современная камера с большим разрешением позволит получить таймлапс с разрешением до 8К, но подойдёт и старенькая зеркалка с разрешением 10-12 Мп. Также у многих смартфонов есть режим для съёмки таймлапсов.
Поскольку нам нужно, чтобы камера долгое время стояла на одном месте неподвижно, понадобится устойчивый штатив.

Если в вашей камере нет настроек для интервальной съёмки, нужен будет специальный пульт ДУ. Ну а чтобы камера не выключилась в самый неподходящий момент из-за севшего аккумулятора (особенно актуально это для съёмок в холодную погоду), стоит добавить к ней батарейный блок с дополнительным аккумулятором. Если камера поддерживает внешнее питание от USB-порта во время работы, можно использовать пауэрбанк. Ну а если не поддерживает, пауэрбанк можно подключить в гнездо для аккумулятора через специальную батарею-обманку. Чтобы не замёрзнуть самому, не забудьте одеться потеплей, захватить перчатки и горячий чай или кофе в термосе.
Как снимать таймлапс
Чтобы при сборке всё получилось, перед съёмкой нужно прикинуть, сколько потребуется снять кадров и с каким интервалом. И количество, и частота зависят от того, что мы снимаем и насколько длинный ролик хотим получить.
Предположим, мы хотим снимать рассвет и получить на выходе минутный ролик. Например, в широтах Санкт-Петербурга в конце июля чтобы зацепить в таймлапсе последние звёзды и первое солнце, понадобится примерно 3 часа. Посчитать точное время можно с помощью солнечного калькулятора.
Стандартная частота кадров, которая необходима для плавного видео — 25 кадров в секунду. Значит, на одну секунду готового видео понадобится 25 фотографий, а на минуту — в 60 раз больше, 1500 кадров. Съёмка займёт три часа — это 180 минут, или 10800 секунд. Поделив 10800 секунд на 1500 кадров, получим интервал между кадрами около 7 секунд.
Когда количество кадров выбрано, можно приступать к съёмке.
Для начала ставим камеру на штатив, выбираем красивый ракурс и крепко закручиваем все фиксаторы штатива, чтобы за время съёмки ничего не сдвинулось. Важные моменты в настройке камеры перед запуском съёмки таймлапса:
– фокусируемся на нужном объекте, после чего отключаем автофокус. Если этого не сделать, в процессе съёмки камера может перефокусироваться на другой объект или наснимать размытых кадров — например, если стемнело и автофокус не смог сработать в темноте;
– если вы снимаете одноплановый пейзаж, диафрагму можно закрыть до значений 11-16, чтобы всё было в резкости. Если на вашем снимке несколько планов, значение диафрагмы подбирайте, исходя из сюжета. Если, например, на переднем плане цветущее дерево, а на заднем городская панорама, стоит прикрыть диафрагму как минимум до 8;
– значение ISO выбирают минимальное, чтобы получить максимально качественную картинку с минимумом шумов. Исключение составляют ночные таймлапсы: если вы снимаете Млечный путь или северное сияние, диафрагму придётся открыть, а ISO поднять до 1600-3200;
– важно правильно выставить выдержку. Её рассчитываем по классической кинематографической формуле: выдержка должна быть в два раза короче, чем частота кадров.
То есть, если интервал между кадрами у вас 1 секунда, то выдержка должна быть равна ½ секунды, а при интервале в 10 минут выдержку желательно поставить 5 минут. Это нужно для того, чтобы движущиеся объекты (люди, машины, облака) в кадре двигались плавно и непрерывно. При коротких, относительно интервала, выдержках, движущиеся объекты в готовом видео будут перемещаться с подёргиванием, или даже просто «телепортироваться» с места на место. Если на длинных выдержках начинаются пересветы, поможет нейтральный фильтр.
Читайте также:
Брак на фото и видео — как распознать и убрать
Как снимать городской пейзаж: советы для начинающих
Ручной режим: настройки фотоаппарата для новичка
Все эти параметры хорошо подойдут для съёмки в относительно постоянных условиях: если, например, вы записываете бег облаков над городом в середине дня или движение звёзд ночью. Если вы снимаете рассвет или закат, лучше использовать один из полуавтоматических режимов камеры. Лучше всего подойдёт S, в котором вы сможете выбрать подходящую для плавного видео выдержку.
Дело в том, что в условиях рассвета и заката уровень освещённости будет постоянно меняться, а значит, и настройки в ручном режиме тоже должны меняться. Более опытные таймлапсеры всегда снимают в ручном режиме и используют специальные программы для выравнивания экспозиции готовых кадров, но это тема для отдельной статьи. Поначалу лучше довериться автоматике.
Если же сильных изменений света не предвидится, то ставьте режим М и не забудьте отключить автовыбор ISO. Если этого не сделать, возможны ошибки экспозиции, при которых заглянувшее в кадр солнце сделает его темнее, а не светлее.

И ещё один важный момент: если у вашей камеры есть электронный затвор (а он есть у большинства современных беззеркальных камер и у некоторых зеркальных), то включите его. Так вы сэкономите ресурс механического затвора.
После того, как камера настроена, находим в меню режим интервальной съёмки (в камерах разных систем он может быть в разных местах в меню), ставим выбранный интервал, запускаем съёмку и набираемся терпения.
Сборка таймлапса из готовых фотографий
Сборка таймлапса прямо в камере
Некоторые камеры умеют собирать готовый ролик самостоятельно. Например, такая функция есть в Nikon Z6, Canon 850D, Olympus OM-D E-M5 III. У Sony и Fujifilm таких возможностей нет.
У Canon и Olympus это делается довольно просто: в разделе меню, посвящённом интервальной съёмке, найти пункт «Видео из снимков»/Time lapse movie, включить его и выбрать разрешение готового ролика — 3840x2160 или 1920x1080.

У Nikon всё не так просто. У него съёмка фотографий и создание видеоролика находятся в разных пунктах меню.
Если вам нужны только фото, и ролик вы будете собирать на компьютере, выбирайте пункт «Интервальная съёмка», и вы сможете получить фотографии в формате RAW максимального для камеры разрешения (например, для Nikon Z7 II это 45 Мп, — а значит, при желании вы сможете собрать из снимков таймлапс в 8К-разрешении).
Если же вам нужен готовый ролик — ищите пункт «Цейтраферная видеосъёмка». Он позволяет создать готовый таймлапс прямо в камере, но при этом не сохраняет RAW — на карте будет файл видео и исходные фото в формате JPEG, уменьшенные либо до 3840x2160, либо даже до 1920x1080, если вы выбрали ролик такого разрешения.

Плюсы внутрикамерной сборки в том, что вы получите готовый ролик очень быстро, через пару минут после окончания съёмки. При этом вам не надо будет занимать диск сотнями фотографий, обрабатывать снимки и возиться с видеоредакторами — просто отсняли, скопировали готовый таймлапс с карточки, выложили в соцсети и собираете лайки и комментарии.
Сборка таймлапса при помощи Adobe Lightroom и Adobe Premiere
Если же ваша камера не умеет собирать видео из интервальных снимков, или вы хотите получить максимально возможное качество, стоит вручную проявить RAW-файлы с нужными настройками, а потом собрать из них видео.
Для проявки можно использовать любой удобный и привычный вам RAW-конвертер, умеющий пакетно обрабатывать снимки. Например, популярный Adobe Lightroom. В нём можно подкорректировать баланс белого, извлечь детали из теней, сделать небо насыщенней и контрастней.
Главное — не забывать, что коррекции должны применяться ко всем кадрам таймлапса. Для этого выделяем фото с нужными настройками, выделяем все снимки через CTRL+A, и нажимаем кнопку Sync Settings.

Важный момент: для коррекции неба лучше использовать простую градиентную маску, она легко синхронизируется между кадрами. Если же использовать «умное» выделение неба, появившееся в последних версиях Adobe Lightroom, то потребуется заново обновить выделение для каждого кадра — а это не так просто сделать, когда этих кадров несколько сотен.
После экспорта готовых фотографий перетаскиваем их в Adobe Premiere и задаём им продолжительность в 1 кадр.

Создаём новую секвенцию File-New-Sequence / Файл-Создать-Эпизод.

После этого остаётся лишь выделить все фото и перетащить их на таймлайн. Всё, можно выбирать команду File-Export media /Файл-Экспортировать-Медиаконтент.

Как сделать ваш таймлапс интересней
Если во время съёмки таймлапса ваша камера будет плавно поворачиваться или смещаться, итоговое видео будет выглядеть интересней и динамичней. Вручную сложно точно сместить камеру на полмиллиметра или повернуть на доли градуса, тем более невозможно повторить это в точности раз за разом. Поэтому во время съёмки используют специальные устройства.
Использование слайдера при съёмке таймлапса
Слайдер — это рельсы, по которым движется платформа с закреплённой на ней камерой. Существуют как ручные варианты (они предназначены для видеосъёмки, но не подходят для таймлапса), так и слайдеры, в которых площадку движет точный шаговый двигатель.

Слайдер хорошо подходит для съёмки широкоугольных таймлапсов, у которых на переднем плане присутствует что-то интересное: каменистый берег, сухое дерево или фрагмент скалы. Если же вы снимаете далёкие горы на телевик, эффект от слайдера будет практически незаметен, тут нужно другое устройство, о котором пойдёт речь в следующем разделе.
Использование моторизованной головки и электронного стабилизатора при съёмке таймлапса
Моторизованная головка позволяет вращать камеру, чтобы показать в таймлапсе ещё больше окружающего пространства.

Если же хочется более универсальное устройство, можно посмотреть на электронные стабилизаторы. Некоторые из них — например, Zhiyun Tech Weebill-S, могут делать то же самое, если выбрать в приложении режим «таймлапс».
Таймлапс из видео
Не очень опытному человеку может показаться, что всё описанное выше очень сложно и можно поступить гораздо проще: снять видео и потом ускорить его в любой программе для монтажа в 10-20 раз.
Действительно, этот метод используется для создания таймлапсов, но он подходит только в ряде частных случаев. Например, если вам нужно показать суету и скорость современного города, можно снять 10-15 минут видео на оживлённой улице, а потом сжать его до 10 секунд. Или сборку и украшение новогодней ёлки.
Но если мы хотим в коротком ролике показать события нескольких часов, а то и дней, то вариант с видео нам не подойдёт. Снимать многочасовое видео неудобно по нескольким причинам:
- нужно много места. Например, 1 минута 4К видео с битрейтом 100 Мбит/сек займёт около 750 Мб на карте памяти, час — уже 45 Гб, ну а на 5 часов понадобится больше 200 Гб. Видеоредактор тоже не порадуется, когда все эти гигабайты лягут на таймлайн;
- нужно много батареек. На съёмку фото камера тратит гораздо меньше энергии. Особенно, если большую часть времени она находится в ждущем режиме и просыпается раз в минуту, чтобы сделать кадр. Ну а при съёмке видео она постоянно тратит энергию, и время работы от батарейки обычно составляет час-полтора;
- видео хуже поддаётся обработке. Если вы ошиблись с экспозицией и допустили пересвет, в видео детали будет не вернуть. Если же вы делаете таймлапс из фотографий в RAW-формате, у вас есть запас на пару ступеней экспозиции и возможность гибко работать со светами, тенями и ББ;
- для съёмки видео нужна относительно новая камера, поддерживающая качественную видеозапись. В то же время, при съёмке таймлапса из фотографий можно использовать валяющуюся без дела старую камеру. Особая скорострельность и умение работать с высокими ISO для этого не потребуются, а разрешения в 10-12 Мп вполне хватит для сборки таймлапса в разрешении 4К.