Таймлапс: как снять и собрать

13 окт. 2022

6574

2

0

0

Таймлапс — это видео, которое часто называют «ускоренной съёмкой». Вы точно видели такие в сети: распускающиеся цветы, несущиеся над городом облака, кружащиеся по небу звёзды. Такой контент всегда привлекает внимание — во-первых, тем что просто необычен, во-вторых, тем, что с его помощью можно показать вещи, незаметные в обычной жизни. О том, как сделать красивый таймлапс, читайте в этом материале.

С помощи техники таймлапса в одну минуту можно показать утро, день, вечер и ночь. На фото для этого приходится использовать Photoshop / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Для создания таймлапсов используют интервальную фотосъёмку, а потом собирать видеоролик из получившихся фотографий.

Оборудование для съёмки таймлапса
Как снимать таймлапс
Сборка таймлапса из готовых фотографий
      Сборка таймлапса прямо в камере
      Сборка таймлапса при помощи Adobe Lightroom и Adobe Premiere
Как сделать ваш таймлапс интересней
Таймлапс из видео

Если сделать один снимок, получится обычный день из жизни провинциального городка, на таймлапсе можно увидеть, как кипит жизнь, как многое вокруг нас постоянно меняется / Видео: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт


Оборудование для съёмки таймлапса

Съёмка простого таймлапса достаточно демократична в плане аппаратуры. Современная камера с большим разрешением позволит получить таймлапс с разрешением до 8К, но подойдёт и старенькая зеркалка с разрешением 10-12 Мп. Также у многих смартфонов есть режим для съёмки таймлапсов.

Поскольку нам нужно, чтобы камера долгое время стояла на одном месте неподвижно, понадобится устойчивый штатив.

Груз делает штатив ещё более устойчивым и уменьшает вибрации. Особенно это актуально на сильном ветру / Фото: photographylife.com

Если в вашей камере нет настроек для интервальной съёмки, нужен будет специальный пульт ДУ. Ну а чтобы камера не выключилась в самый неподходящий момент из-за севшего аккумулятора (особенно актуально это для съёмок в холодную погоду), стоит добавить к ней батарейный блок с дополнительным аккумулятором. Если камера поддерживает внешнее питание от USB-порта во время работы, можно использовать пауэрбанк. Ну а если не поддерживает, пауэрбанк можно подключить в гнездо для аккумулятора через специальную батарею-обманку. Чтобы не замёрзнуть самому, не забудьте одеться потеплей, захватить перчатки и горячий чай или кофе в термосе.

Как снимать таймлапс

Чтобы при сборке всё получилось, перед съёмкой нужно прикинуть, сколько потребуется снять кадров и с каким интервалом. И количество, и частота зависят от того, что мы снимаем и насколько длинный ролик хотим получить.

Предположим, мы хотим снимать рассвет и получить на выходе минутный ролик. Например, в широтах Санкт-Петербурга в конце июля чтобы зацепить в таймлапсе последние звёзды и первое солнце, понадобится примерно 3 часа. Посчитать точное время можно с помощью солнечного калькулятора.

Стандартная частота кадров, которая необходима для плавного видео — 25 кадров в секунду. Значит, на одну секунду готового видео понадобится 25 фотографий, а на минуту — в 60 раз больше, 1500 кадров. Съёмка займёт три часа — это 180 минут, или 10800 секунд. Поделив 10800 секунд на 1500 кадров, получим интервал между кадрами около 7 секунд.

При съёмке явлений, длительность которых сложно предсказать и которые могут закончиться в любой момент (например, северных сияний) ставьте минимальный интервал между снимками. Обычно это 1 секунда / Видео: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Когда количество кадров выбрано, можно приступать к съёмке.

Для начала ставим камеру на штатив, выбираем красивый ракурс и крепко закручиваем все фиксаторы штатива, чтобы за время съёмки ничего не сдвинулось. Важные моменты в настройке камеры перед запуском съёмки таймлапса:

– фокусируемся на нужном объекте, после чего отключаем автофокус. Если этого не сделать, в процессе съёмки камера может перефокусироваться на другой объект или наснимать размытых кадров — например, если стемнело и автофокус не смог сработать в темноте;

– если вы снимаете одноплановый пейзаж, диафрагму можно закрыть до значений 11-16, чтобы всё было в резкости. Если на вашем снимке несколько планов, значение диафрагмы подбирайте, исходя из сюжета. Если, например, на переднем плане цветущее дерево, а на заднем городская панорама, стоит прикрыть диафрагму как минимум до 8;

–  значение ISO выбирают минимальное, чтобы получить максимально качественную картинку с минимумом шумов. Исключение составляют ночные таймлапсы: если вы снимаете Млечный путь или северное сияние, диафрагму придётся открыть, а ISO поднять до 1600-3200;

– важно правильно выставить выдержку. Её рассчитываем по классической кинематографической формуле: выдержка должна быть в два раза короче, чем частота кадров.

То есть, если интервал между кадрами у вас 1 секунда, то выдержка должна быть равна ½ секунды, а при интервале в 10 минут выдержку желательно поставить 5 минут. Это нужно для того, чтобы движущиеся объекты (люди, машины, облака) в кадре двигались плавно и непрерывно. При коротких, относительно интервала, выдержках, движущиеся объекты в готовом видео будут перемещаться с подёргиванием, или даже просто «телепортироваться» с места на место. Если на длинных выдержках начинаются пересветы, поможет нейтральный фильтр.


Читайте также:

Брак на фото и видео — как распознать и убрать
Как снимать городской пейзаж: советы для начинающих
Ручной режим: настройки фотоаппарата для новичка


Все эти параметры хорошо подойдут для съёмки в относительно постоянных условиях: если, например, вы записываете бег облаков над городом в середине дня или движение звёзд ночью. Если вы снимаете рассвет или закат, лучше использовать один из полуавтоматических режимов камеры. Лучше всего подойдёт S, в котором вы сможете выбрать подходящую для плавного видео выдержку. 

Дело в том, что в условиях рассвета и заката уровень освещённости будет постоянно меняться, а значит, и настройки в ручном режиме тоже должны меняться. Более опытные таймлапсеры всегда снимают в ручном режиме и используют специальные программы для выравнивания экспозиции готовых кадров, но это тема для отдельной статьи. Поначалу лучше довериться автоматике.

Если же сильных изменений света не предвидится, то ставьте режим М и не забудьте отключить автовыбор ISO. Если этого не сделать, возможны ошибки экспозиции, при которых заглянувшее в кадр солнце сделает его темнее, а не светлее.

Ошибки экспозиции при съёмке таймлапса в автоматическом режиме. Кадр с тёмными тучами (справа) камера сделала светлей, чем кадр с голубым небом и солнцем (слева) / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

И ещё один важный момент: если у вашей камеры есть электронный затвор (а он есть у большинства современных беззеркальных камер и у некоторых зеркальных), то включите его. Так вы сэкономите ресурс механического затвора.

После того, как камера настроена, находим в меню режим интервальной съёмки (в камерах разных систем он может быть в разных местах в меню), ставим выбранный интервал, запускаем съёмку и набираемся терпения.

Сборка таймлапса из готовых фотографий

Сборка таймлапса прямо в камере

Некоторые камеры умеют собирать готовый ролик самостоятельно. Например, такая функция есть в Nikon Z6, Canon 850D, Olympus OM-D E-M5 III. У Sony и Fujifilm таких возможностей нет.

У Canon и Olympus это делается довольно просто: в разделе меню, посвящённом интервальной съёмке, найти пункт «Видео из снимков»/Time lapse movie, включить его и выбрать разрешение готового ролика — 3840x2160 или 1920x1080.

Меню интервальной съёмки на камере Canon / Фото: canon.com

У Nikon всё не так просто. У него съёмка фотографий и создание видеоролика находятся в разных пунктах меню. 

Если вам нужны только фото, и ролик вы будете собирать на компьютере, выбирайте пункт «Интервальная съёмка», и вы сможете получить фотографии в формате RAW максимального для камеры разрешения (например, для Nikon Z7 II это 45 Мп, — а значит, при желании вы сможете собрать из снимков таймлапс в 8К-разрешении).

Если же вам нужен готовый ролик — ищите пункт «Цейтраферная видеосъёмка». Он позволяет создать готовый таймлапс прямо в камере, но при этом не сохраняет RAW — на карте будет файл видео и исходные фото в формате JPEG, уменьшенные либо до 3840x2160, либо даже до 1920x1080, если вы выбрали ролик такого разрешения.

Сборка таймлапса с помощью камеры Nikon / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Плюсы внутрикамерной сборки в том, что вы получите готовый ролик очень быстро, через пару минут после окончания съёмки. При этом вам не надо будет занимать диск сотнями фотографий, обрабатывать снимки и возиться с видеоредакторами — просто отсняли, скопировали готовый таймлапс с карточки, выложили в соцсети и собираете лайки и комментарии.

Сборка таймлапса при помощи Adobe Lightroom и Adobe Premiere

Если же ваша камера не умеет собирать видео из интервальных снимков, или вы хотите получить максимально возможное качество, стоит вручную проявить RAW-файлы с нужными настройками, а потом собрать из них видео.

Для проявки можно использовать любой удобный и привычный вам RAW-конвертер, умеющий пакетно обрабатывать снимки. Например, популярный Adobe Lightroom. В нём можно подкорректировать баланс белого, извлечь детали из теней, сделать небо насыщенней и контрастней. 

Главное — не забывать, что коррекции должны применяться ко всем кадрам таймлапса. Для этого выделяем фото с нужными настройками, выделяем все снимки через CTRL+A, и нажимаем кнопку Sync Settings.

Если вы исправляли геометрию кадра, кадрировали его или использовали маску для затемнения неба — не забудьте поставить нужные галочки, чтобы синхронизировать все настройки / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Важный момент: для коррекции неба лучше использовать простую градиентную маску, она легко синхронизируется между кадрами. Если же использовать «умное» выделение неба, появившееся в последних версиях Adobe Lightroom, то потребуется заново обновить выделение для каждого кадра — а это не так просто сделать, когда этих кадров несколько сотен.

После экспорта готовых фотографий перетаскиваем их в Adobe Premiere и задаём им продолжительность в 1 кадр.

Выделяем все фото, жмём правую кнопку мыши и в контекстном меню выбираем Speed/Duration / Скорость/Продолжительность. В появившемся окошке ставим продолжительность 1 кадр (00:00:00:01) / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Создаём новую секвенцию File-New-Sequence / Файл-Создать-Эпизод.

Частоту кадров выбираем 25 к/с, а размер в соответствии с тем, какого разрешения видео вы хотите получить. Самые распространённые варианты — 3840х2160 (4К) и 1920х1080 (FullHD) / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

После этого остаётся лишь выделить все фото и перетащить их на таймлайн. Всё, можно выбирать команду File-Export media /Файл-Экспортировать-Медиаконтент.

В окне экспорта выбираем формат H.264 и жмём экспорт. Ждём несколько минут, и таймлапс готов / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Как сделать ваш таймлапс интересней

Если во время съёмки таймлапса ваша камера будет плавно поворачиваться или смещаться, итоговое видео будет выглядеть интересней и динамичней. Вручную сложно точно сместить камеру на полмиллиметра или повернуть на доли градуса, тем более невозможно повторить это в точности раз за разом. Поэтому во время съёмки используют специальные устройства.

Таймлапс, снятый с использованием слайдера (33 сек) и моторизованной головки (1:19) / Видео: youtube.com/Dustin Farrell


Использование слайдера при съёмке таймлапса

Слайдер — это рельсы, по которым движется платформа с закреплённой на ней камерой. Существуют как ручные варианты (они предназначены для видеосъёмки, но не подходят для таймлапса), так и слайдеры, в которых площадку движет точный шаговый двигатель.

Некоторые слайдеры настраиваются при помощи ручек и кнопок, у некоторых есть возможность настройки через приложение для смартфона /Фото: projectgo.pro

Слайдер хорошо подходит для съёмки широкоугольных таймлапсов, у которых на переднем плане присутствует что-то интересное: каменистый берег, сухое дерево или фрагмент скалы. Если же вы снимаете далёкие горы на телевик, эффект от слайдера будет практически незаметен, тут нужно другое устройство, о котором пойдёт речь в следующем разделе.

Использование моторизованной головки и электронного стабилизатора при съёмке таймлапса

Моторизованная головка позволяет вращать камеру, чтобы показать в таймлапсе ещё больше окружающего пространства.

Головка с одним двигателем позволяет плавно вращать камеру налево и направо. А если двигателя два, то и наклонять вверх-вниз /Фото: cined.com

Если же хочется более универсальное устройство, можно посмотреть на электронные стабилизаторы. Некоторые из них — например, Zhiyun Tech Weebill-S, могут делать то же самое, если выбрать в приложении режим «таймлапс».

Таймлапс из видео

Не очень опытному человеку может показаться, что всё описанное выше очень сложно и можно поступить гораздо проще: снять видео и потом ускорить его в любой программе для монтажа в 10-20 раз. 

Действительно, этот метод используется для создания таймлапсов, но он подходит только в ряде частных случаев. Например, если вам нужно показать суету и скорость современного города, можно снять 10-15 минут видео на оживлённой улице, а потом сжать его до 10 секунд. Или сборку и украшение новогодней ёлки.

Но если мы хотим в коротком ролике показать события нескольких часов, а то и дней, то вариант с видео нам не подойдёт. Снимать многочасовое видео неудобно по нескольким причинам:

  • нужно много места. Например, 1 минута 4К видео с битрейтом 100 Мбит/сек займёт около 750 Мб на карте памяти, час — уже 45 Гб, ну а на 5 часов понадобится больше 200 Гб. Видеоредактор тоже не порадуется, когда все эти гигабайты лягут на таймлайн;
  • нужно много батареек. На съёмку фото камера тратит гораздо меньше энергии. Особенно, если большую часть времени она находится в ждущем режиме и просыпается раз в минуту, чтобы сделать кадр. Ну а при съёмке видео она постоянно тратит энергию, и время работы от батарейки обычно составляет час-полтора;
  • видео хуже поддаётся обработке. Если вы ошиблись с экспозицией и допустили пересвет, в видео детали будет не вернуть. Если же вы делаете таймлапс из фотографий в RAW-формате, у вас есть запас на пару ступеней экспозиции и возможность гибко работать со светами, тенями и ББ;
  • для съёмки видео нужна относительно новая камера, поддерживающая качественную видеозапись. В то же время, при съёмке таймлапса из фотографий можно использовать валяющуюся без дела старую камеру. Особая скорострельность и умение работать с высокими ISO для этого не потребуются, а разрешения в 10-12 Мп вполне хватит для сборки таймлапса в разрешении 4К.

2

13 окт. 2022

6574

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые