Тренды в фотографии, которые с нами еще надолго

11 февр. 2022

2131

1

0

0

Кажется, все уже устали от использования фанатских файеров для антуража в кадре, фотография с горящей газетой в руках на Пинтересте затерта до дыр, а снимать отражения через лужи так и вовсе считается теперь чем-то архаичным. Свое время эти стилистические приемы изжили, уступив место другим. За последние годы отметились сразу несколько ярких трендов в фотографии о которых и пойдет речь. В 2021 году их можно по праву выделить как самые массовые направления, к которым обращались многие. Кажется, они точно останутся с нами на ближайшие годы.

Теория цикличности

История помнит множество глобальных трендов, которые, порой, задерживались на целые десятилетия, эволюционируя за это время. Это касается как моды, так и музыки, стиля, социальных настроений в обществе и даже фотографии. Фракталы, колесо сансары, экономические циклы, круговорот истории, день сурка – все подчеркивает теорию цикличности.

Тренды сменяли друг друга параллельно эпохам, но многие из них, спустя время, вновь давали о себе знать. Так, например, было с гифками, когда они только появились. Анимационное изображение в пару кадров, которое создает ощущение глубины фотографии и ее объема. Их пик популярности был сравнительно недавно. Для создания таких фото даже писали специальные приложения на смартфоны. Однако, если посмотреть вглубь, то можно увидеть стереофотоаппараты прошлого века, которые за счет нескольких объективов и специальных настроек, фактически создавали нечто подобное. Это прародители гиф-изображений. История повторяется.

Стерео фотография авторства Joe Haupt

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Той-камеры

Самый массовый из технических трендов уже был популярен в культурной среде. Простейшие пленочные фотоаппараты, мыльницы, на которые всё еще снимают все подряд, были массовым трендом конца нулевых. Поколение миллениалов времен зарождения креативной культуры в России заряжали пленку в яркие той-камеры от Ломографии и снимали. Снимали от бедра, снимали свои визуальные находки, друзей на вечеринках и селфи еще до появления этого термина. Прошло всего десять лет, а тренд на максимально простые пленочные фотоаппараты уже возродился. Той-камеры эволюционировали в вездесущие Olympus mju-II.

Olympus Mju-II и Diana F+, главные простейшие камеры поколения зумеров и миллениалов

Скорее всего, фотография на пленку продолжит быть массовой еще какое-то время: этому тренду пока ничего не пришло на замену, а поколение зумеров уже делает новый виток спирали, постепенно переходя на более серьезные аналоговые фотоаппараты.

Фото пользователя @abcdefuck Lomography.com

2.Polaroid

Моментальные фотоаппараты не просто держатся в трендах последних лет, а уверенно заняли свою органичную нишу на фото-рынке. Мы уже писали про фотоаппараты мгновенной печати, крах полароида в начале двухтысячных и его перерождение в 2010 году. Моментальные карточки оставались ненужной опцией целых 9 лет, пока спираль не сделала еще один оборот. Вновь цикличность.

Проект Impossible Project, возродивший производство кассет для моментальных камер

Сегодня камеры мгновенной печати не кажутся чем-то невероятным, а воспринимаются как естественная позиция в любом фотомагазине. Принесенный кем-то на вечеринку, такой фотоаппарат - обычное дело. Предполагаю, что полароиды еще ждет новый виток истории, в начале которого они вновь канут в лета, а потом возродятся в новом формате. Когда это будет? Скорее всего, точно не в ближайшие 5 лет. Этот тренд спустя уже 12 все еще интересен людям.

Фото: endlessdistances.com

3. Квадрокоптеры

Последние несколько лет все чаще можно заметить квадрокоптер в арсенале фотографа. Особенно, это касается тех, кто занимается свадьбами. Поднятый в воздух дрон помогает взять общие планы, которые не снимешь как-либо иначе. Стоит сделать гипотезу, что инструментарий так расширяется за счет развития технологий: одного фотоаппарата и даже пула нескольких объективов уже недостаточно. Параллельно с технологиями расширяются и возможности: многие фотографы [особенно свадебные] включают сегодня в свой прайс съемку небольшого фильма и делают это параллельно с фотографией. Квадрокоптер как нельзя лучше подходит для этой истории. Кинематографичную картинку хочется всем, а доминирующая позиция Тик-тока и Рилзов в Инстаграме делает вызов для всех, кто работает с визуальным.

В массовом использовании квадрокоптеры на рынке сравнительно недавно. Так что стоит ждать только еще большего развития этого направления, но никак не его ухода из трендов. Большие компании выпускают все новые и более мощные модели, а на рынке услуг появляются целые продакшны, которые занимаются съемкой видео на квадрокоптеры.

Фото: Елена Павлова

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.Цветной свет

Только из утюгов еще не было цветного света в минувшем году. Кажется, это самый заметный и массовый тренд оформившийся в 2021: с цветным светом пробовал снимать каждый первый, большие фотографы давали лекции на тему, а продажи различных приборов взлетели. Цветной свет – это кинематографично! За прошедший год профессионалы переосмыслили фотографию как раз за счет использования различных источников постоянного света. А многие обходились и без них: темное время суток и яркие огни города давали нужный инструментарий для работы с неоновыми оттенками и их сочетаниями. Если посмотреть на работы больших фотографов и крупные медиа в Инстаграме, то превалирующее количество изображений в подборках будет сделано с игрой цвета.

Фото: Instagram.com/olesyashatskova

Этот тренд уже эволюционировал из просто схем сочетаемых цветов в кадре, до чего-то более арт-хаусного. Достаточно посмотреть на работы топов и журнальные съемки последнего времени. Конечно, можно построить гипотезу о преемственности разноцветных изображений времен ломографии и пленочной эйфории, но это будет отчасти притянуто за уши.

Преемственность кричащих оттенков в пленочной и цифровой фотографии. Фото справа налево сверху вниз: instagram.com/rico.reinhold, instagram.com/carterr_, Polina Washington, Polina Washington, lomography.com/homes/frenchyfyl, lomography.com/homes/hodachrome, lomography.com/homes/ccwu

Цветной свет и различные искажения в кадре продолжат быть в трендах еще долго. Этот прогноз нисколько не отменяет развитие других направлений и тех, кто работает в собственном стиле. Однако, съемки с кричащим цветом стали массовыми. Это уже не макро-тренд, с которого все переключатся спустя полгода. Яркие съемки задают новые условия для рынка и всех его участников: такие тренды просто так не уходят. С учетом участившегося использования гибких зеркал и гонки за хитрыми источниками света между фотостудиями, стоит полагать, что эта стилистика надолго сохранит лидирующую позицию.

Фото: studiogo.ru

2. Имитация пленки и кинематографичность

За последние месяцы я видел 5-7 разных компаний, транслирующих рекламу о продаже кинематографичных пресетов для Лайтрума. И это не первый звоночек! Выкрученное зерно, стилизация под тональность определенной пленки, пастельные оттенки – сегодня многие фотографы не только делают это, но даже подчеркивают в своем описании нечто вроде ‘мастерски имитирую пленку’. Теплота и фактурность пленочной картинки, которая так цепляет всех, кто тоже покупает себе пленочную мыльницу, только выкрученная на профессиональный уровень в качестве инструмента. Без самой пленки.

Фото: instagram.com/kai.boet

Фотография – это всегда поле эксперимента. В ней всегда есть новые веяния, потому что творчество не может стагнировать и стоять на месте. Одним из характерных образов начала двухтысячных были контрастные кадры, вспышка в лоб, повальная любовь к насыщенным HDR картинкам, а сегодня, на новом витке спирали, превалирующее количество фотографов находит новое видение в забытой пленочной стилистике.

Фотография в стиле HDR highendbeautyretouching.com

Любой тренд имеет срок жизни и неминуемо будет свергнут следующим трендом. Сложно строить прогнозы, учитывая эфемерную почву визуального: когда все устанут от пленочной картинки? Что может прийти на смену кинематографичности? Может ли этот тренд эволюционировать и обрасти новыми взглядами? Можно лишь делать гипотезы. Скорее всего, этот тренд уйдет и уйдет в ближайшее время. История про имитацию пленки держится на рынке продолжительное время без коренных изменений, так долго это не может просто оставаться. С общей любовью к пленочной стилистике нам еще жить и работать в ближайшие пару лет. А дальше, либо тренд дойдет до точки накала и уйдет на второй план, либо эволюционирует, продлевая себе жизнь.

Фото: instagram.com/anka_zhuravleva_arts

3.Двойная экспозиция

Спираль продолжает свое движение делая новый полукруг: фотографии с наложением друг на друга или двойная экспозиция были крайне популярным явлением порядка 10 лет назад. В первую очередь аналоговые, во времена бума на Ломографию. Это сугубо технический аспект и связан он с доступностью повторного взвода затвора на различных пленочных фотоаппаратах. По всему интернету тогда гуляли портреты с двойной экспозицией, где слои идеально дополняли друг друга. А цифровые камеры тех лет еще не настолько преисполнились, чтобы обладать этой функцией. Но прошло время, и даже на любительской фото-амуниции, появилась функция мультиэкспозиции.

Фото слева направо сверху вниз: lomography.com/homes/shanti929, lomography.com/homes/renaishashin, lomography.com/homes/jorgesato, lomography.com/homes/anarchy

Если посмотреть на работы как отечественных, так и западных фотографов из числа топовых, то все чаще можно увидеть этот прием. Некоторые и вовсе, делают наложение своим фирменным почерком, как, например, Стас Лиепа.

Фото: Стас Лиепа

Говорить о том, что это уже стало массовым трендом рано: мультиэкспозиция вернулась и пока этот тренд все еще на стадии развития. Возможно, ввиду сложности качественной работы с ней. Мэтры задают тон стилистике, транслируя в массы, поэтому можно делать гипотезу лишь о том, что в ближайшие годы умельцев, снимающих в этом жанре, только прибавится.

1

11 февр. 2022

2131

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые