• Урок
  • Заполняющий свет: что это, как использовать, схемы

Заполняющий свет: что это, как использовать, схемы

20 апр. 2022

9430

0

0

0

Заполняющий свет (ЗС) — это равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта. Такой тип освещения используется при съёмке портретов, украшений, одежды, еды и т. д. Об особенностях заполняющего света рассказали в этом материале. Бонус — 7 схем для фотосъёмки в конце статьи.

Для фотосъёмки в студии используют разные источники света. Один из них — заполняющий. Фото: risunoc.com

Для чего необходим заполняющий свет
Что взять в качестве источника заполняющего света
     Софтбоксы
     Отражатели
Расстановка света
Схемы света для съёмки в студии

Для чего необходим заполняющий свет

Заполняющий свет:

  • создаёт равномерное бестеневое освещение объекта;
  • делает тени от других источников более светлыми;
  • снижает контраст;
  • добавляет объём (например, придаёт лицу естественную, реалистичную округлость);
  • улучшает детализацию в тёмных областях.

Такой тип освещения можно использовать в любой схеме. Он хорошо сочетается и основным освещением, рисующим.

Ключевые особенности источника ЗС:

  • большой угол рассеивания

(добиться этого можно с помощью специальной насадки);

  • мягкий свет (благодаря насадке из ткани);
  • низкая мощность света (её можно изменять на самом источнике).

Что будет, если отказаться от источника ЗС?

Тени, много теней. ЗС нужен для заполнения затемнённых участков. Если на улице можно поймать свет и обойтись без ЗС, то в тёмной комнате потребность в нём велика.

Главный источник освещает модель только с одной стороны. Если нет контрового, моделирующего, заполняющего или другого второго источника света, то объект получается тёмным. В итоге теряем: детали, фактурность той части, которая скрыта тенью.

Какой свет должен быть интенсивней? Обычно рисующий свет самый интенсивный. Он главный, направлен на самую важную сюжетную часть. ЗС обычно слабее на 2-3 ступени. Чем он интенсивней, тем хуже световой контраст. И тем более плоским кажется изображение.

Точная настройка зависит от:

  • задумки, цели;
  • количества светового оборудования;
  • результата, который получается в процессе — свет настраивается во время  съёмки.
Тёмный портрет тоже может быть красивым и интересным. Но если нужно избавиться от теней, стоит поставить источник заполняющего света. Фото: pxhere.com

Что взять в качестве источника заполняющего света

Софтбоксы

Чаще всего используют модификаторы таких форм:

прямоугольные и квадратные — классические модели. Могут быть разных размеров. Прямоугольные отличаются по длине. Чем больше модель, тем мягче получится свет;

октобокс — восьмиугольная конструкция. Такие насадки очень большие (90–200 см в диаметре). Могут осветить большую площадь.

В отличие от жёстких рефлекторов, имитируют естественный, рассеянный свет. Иногда для достижения более мягкого эффекта в схему дополнительно включают зонты, рассеиватели.

Софтбоксы квадратный, круглый, октобокс. Фото: fotoshans.ru, topjobs-polska.pl

Софтбоксы используют для постоянных и импульсных источников света. Могут иметь не только обычную белую поверхность. Например, такой октобокс с сотами широко используется для создания необычных портретов. Нужен в качестве заполняющего или моделирующего источника света.

С помощью сот можно добиться необычного эффекта. Иллюстрация: КомпьюМастер

Отражатели

Бюджетный и простой вариант. Полностью заменить софтбокс могут не всегда. Например, если нужен октобокс на стойке, который бы осветил модель сверху. Но в случаях, когда ЗС выступает дополнительным источником и легко заменяемым, можно взять отражатель.

Отражатель — модификатор, который может служить в качестве источника заполняющего света. Фото: sklep.dicam.pl

Расстановка света

Существует множество схем, в которых используют заполняющий свет. Выбор зависит от типа съёмки, целей. Например, схемы для создания драматического портрета и одежды для каталога, существенно различаются.

Заполняющий свет может использоваться в качестве единственного источника освещения. С помощью софтбокса или зонта на просвет можно добиться рассеянного света и мягких теней. Но есть риск получить плоский портрет. Чтобы этого не произошло, нужны дополнительные источники света. Например, рисующий (портретная тарелка, рефлектор, зонт на отражение).

Это интересно: не всегда портрет, сделанный с одним источником света, выглядит плоско и неинтересно. Как сделать стильное фото, рассказали в блоге.

В какой очерёдности включать свет?

Всё основа зависит от желаемого эффекта. Можно:

  • сначала включить рисующий, потом добавить фоновый. И, если понадобится, добавить заполняющий;
  • начать с заполняющего, добавить 1 или даже 2 источника рисующего (для большего драматизма).
Порядок включения осветительных приборов зависит от ваших идей, желаний, количества и типа источников. Фото: weymart.ru

Рисующий и заполняющий свет хорошо дополняют друг друга. В схемах, указанных ниже, мы приведём примеры их использования вместе. Главная сложность этих схем — установить источники так, чтобы свет одного не перебивал другой. Важно, чтобы заполняющий источник света не был виден зрителю.

Обычно ЗC устанавливают перед моделью или по диагонали (под углом 45 градусов) от неё. Из этого положения наиболее удачно сглаживаются контрасты и тени. Но ничто не мешает фотографу поставить источник так, как удобно и как нравится ему.

При этом точное расположение искусственных источников зависит от:

  • их типа и размера;
  • размера снимаемого объекта;
  • особенностей судии: размер, форма, наличие естественного освещения;
  • задумки.

Именно поэтому в схемах мы не указываем точное расстояние между источниками, их уровень наклона или разворота. Эти показатели могут оказаться некорректными в вашей фотостудии.

Схемы света для съёмки в студии

Вариант 1. Пример классической схемы. ЗC стоит перед моделью. А с помощью рисующего и точечного освещения можно дорисовать тени, объём. Один из импульсных источников света можно направить на фон за моделью. Это отделит её от заднего плана и сделает более выразительной.

Классический вариант для съёмки моделей в студии. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

Вариант 2. Второй пример популярной схемы с заполняющим светом.  ЗC (софтбокс) стоит перед моделью. Позволяет получить мягкий, бестеневой свет. В качестве рисующего использована портретная тарелка. Она помогает сформировать свето-теневой рисунок. В схеме есть фоновый свет, который отделяет объект съёмки от заднего плана. 

Для создания пятна нужной формы можно использовать разные насадки. Например: тубус, ковш и др. Контровой свет помогает акцентировать внимание на нужной части, подчеркнуть фактуру. Например: волосы или одежду.

Чем больше источников света задействовано, тем интересней картинка. Конечно, важно не переборщить, 3-4 источника обычно достаточно. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

Вариант 3. Необычное расположение. В роли ЗC отражатель. А рисующий свет расположен по диагонали от модели. Размер отражателя зависит от размера объекта съёмки. Если это модель, нужно овальное или прямоугольное полотно, которым можно подсветить фигуру в полный рост. Если это часть манекена с одеждой, украшениями, достаточно небольшого круглого или треугольного отражателя. О том, какие они бывают и как выбрать подходящий для работы, рассказали в блоге.

Портрет на тёмном фоне выглядит всегда эффектно. А с правильным освещением можно легко сделать красивую фотографию. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

В этой схеме можно использовать как обычную подсветку фона, так и разноцветную. Например, с помощью гелевых фильтров можно сделать эффектную подсветку заднего плана. В этом случае можно взять чёрный фон, на котором цветной свет выглядит очень интересно.

Вариант 4. Это схема света для съёмки в студии с двумя источниками. Один из них — октобокс на стойке. Он выполняет роль ЗC. Размещён он нестандартно, практически над объектом. Свет сверху мягкий, рассеянный. Так можно получить равномерное освещение пространства съёмки. Второй источник света — рисующий. Он образует активную светотень.

С этой схемой получатся красивые тени, которые добавят объём, пластичность, фактурность. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

Вариант 5. Ещё один пример заполняющего света в фотографии. Роль ЗC выполняет октобокс на стойке. Отличие от предыдущего варианта — и рисующий, и заполняющий свет ставят с одной стороны. Такой свет называют «скользящим». Боковое освещение хорошо подчёркивает текстуру. Поэтому такая схема популярна при съёмке одежды для каталога.

Если нужно сделать эффектный кадр для каталога одежды, подойдёт эта схема. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

Вариант 6. Схема света для съёмки на белом фоне. Часто светлый задний план выглядит не очень опрятным, грязно-серым. Избавиться от этого можно подсветив его. В этой схеме для подсветки используют большой октобокс на стойке. В качестве рисующего и заполняющего света используются октобоксы поменьше.

РС ставят ближе к объекту, под углом 45 градусов, чтобы образовать активную светотень. ЗC стоит с противоположной стороны и создаёт общее, равномерное освещение. Свет мягкий, а тени хорошо рассеяны.

Такой вариант подойдёт для фэшн съёмки, фотографии одежды. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

Вариант 7. Схема для портрета с тремя источниками света. Справа от камеры стоит рисующий свет (портретная тарелка). Она даёт достаточно жёсткое освещение. Смягчает его, заполняет тени и добавляет пластичности ЗC. На схеме это софтбокс. Стоит он слева от камеры. Третий осветительный прибор — тубус. Его задача — подсветить фон, отделить модель от него.

С помощью такого варианта можно сделать красивый чёрно-белый портрет. Иллюстрация: Елизавета Чупикова, Фотосклад.Эксперт

Повторить эти схемы несложно, подойдут они даже для начинающего фотографа. Надеемся, что материал был полезен, а описанные схемы помогут сделать красивые фотографии.

20 апр. 2022

9430

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые