Фотоаппарат для начинающего: 4 ошибки при выборе

28 янв. 2025

1477

0

0

0

Даже опытный фотограф может растеряться, выбирая очередную камеру. А новичку, который выбирает свой первый фотоаппарат, ещё сложнее. Одна камера симпатично выглядит, другая стоит дешевле, на третью снимает знакомый профессионал и зарабатывает много денег — может, нужна такая же? И что же выбрать, чтобы потом не пожалеть? В этом тексте читайте о том, какие ошибки может совершить начинающий фотограф при выборе техники и как их избежать.

Интересных камер много, и сложно выбрать какую-то одну / Фото: cnet.com


Покупать очень дешёвый фотоаппарат
Покупать очень дорогой фотоаппарат
Покупать камеру редкой или устаревшей системы
   Зеркальные камеры — покупать можно, но с ограничениями
   Беззеркалки Nikon 1, Canon EOS M и Pentax — лучше не брать
   Современные беззеркальные камеры — хороший выбор
Покупать фотокамеру

Покупать очень дешёвый фотоаппарат

У новичков часто бывает искушение сэкономить и купить камеру незадорого. Вдруг новое хобби быстро надоест — зачем тратить много денег на камеру, которая будет потом пылиться без дела? Особенно часто такие опасения возникают, когда фотоаппарат берут не для себя, а для ребёнка, который внезапно решил заняться фотографией. И в итоге новички решают, что б/у камеры за 5-10 тысяч рублей хватит для начала — а потом, если будет желание продолжать, можно купить что-то подороже.

Проблема в том, что совсем дёшево предлагают камеры возрастом 15-20 лет, которые будут сильно уступать по удобству и качеству съёмки и современным камерам, и даже не самому дорогому смартфону. Пожалуй, опытный фотограф сможет получить приличные снимки даже на старую камеру, так как он знает её возможности и ограничения. И если снимать днём на улице или со студийным светом и минимальной светочувствительностью, даже на старую зеркалку можно получить неплохой результат. А вот новичок, получивший шумные и смазанные фотки, либо сразу разочаруется в съёмках, либо пойдёт выбирать и покупать другую, более современную камеру.

Nikon D50 был хорошим выбором в 2005 году. Но не в 2025 / Фото: avito.ru


Если же говорить о более современных камерах, то слишком низкая цена чаще всего будет признаком мошенничества. И не важно, будет ли это «почти новая» б/у камера с сайта объявлений, или новейшая беззеркалка в онлайн-магазине по цене в 2-3 раза ниже рыночной. В лучшем случае, вместо новой камеры приедет восстановленная после ремонта, в худшем — покупатель отправит свои деньги (или, ещё хуже, коды доступа к банковским картам), и не получит вообще ничего.

Так что, если хочется сэкономить и купить недорогую камеру, можно либо присмотреться к не очень старым любительским зеркалкам на вторичном рынке (Canon 250D, Nikon D3500), либо купить новую любительскую беззекалку в магазине — например, Nikon Z30. Это выйдет не так дёшево, зато камера точно будет работать и даже неплохо снимать.

Покупать очень дорогой фотоаппарат

Противоположная ошибка — сразу потратить очень много денег и взять максимально дорогой комплект аппаратуры. Конечно, эту ошибку совершают реже. Всё же не каждый готов отдать миллион-другой за камеру. Есть люди, которые уверены, что чем дороже камера, тем она «профессиональней» (и в целом это верное утверждение), и что чем профессиональней аппаратура, тем лучше она снимает (а вот с этим уже можно поспорить).

Профессиональная среднеформатная камера Phase One стоимостью в несколько миллионов рублей снимает хорошо, но вряд ли подойдёт начинающему фотографу — к необходимости снимать на средний формат нужно прийти осознанно / Фото: fstoppers.com


Дело в том, что большинство современных камер снимают более-менее одинаково, и в повседневной работе разница между ними будет практически не заметна ни по качеству получаемой картинки, ни по удобству работы. То, что необходимо серьёзному профессиональном фотографу, новичку может вовсе не пригодиться, или даже мешать. 

Большая камера со встроенной батарейной ручкой нужна профессиональному репортёру, который снимает целый день, но её неудобно брать с собой на прогулку / Фото: amateurphotographer.com


Серийная съёмка со скоростью 120 к/с и сверхбыстрый автофокус в Sony A9 III пригодятся спортивному фотографу, и не нужны тому, кто снимает свою девушку в парке. А возможность писать RAW-видео в 8К, которая есть в Canon R5 mark II, нужна в профессиональном кинопроизводстве, но вряд ли кто-то будет снимать любимого котика в «сыром» видеоформате и хранить терабайты видео. Даже коммерческому свадебному видеографу в большинстве случаев это не понадобится, хватит и 4К видео с логарифмическим профилем для последующей цветокоррекции. 

Так что, начинающему фотографу не необходимости гнаться за самой дорогой и профессиональной аппаратурой. Для любительской съёмки вполне хватит бюджетных Canon RP или Nikon Z5. Тем, кто хочет сделать фотографию своей профессией, стоит обратить внимание на универсальные беззеркалки среднего ценового диапазона, такие как Canon R6 mark II или Sony A7 IV.

Отдельно стоит упомянуть камеры Leica, в которых высокая цена обусловлена наличием легендарного красного логотипа, а не каким-то богатым набором профессиональных возможностей. Например, беззеркалки серии Leica SL и Panasonic Lumix S c байонетом L-mount практически идентичны по возможностям, но при этом Leica обойдётся в 2-3 раза дороже. Ну а дальномерные камеры Leica M с ручной наводкой на резкость и оптическим видоискателем могут быть интересной «игрушкой» для опытного (и богатого) фотографа, но тому, кто только учится фотографировать, лучше выбрать более традиционную автофокусную модель.

Дальномерки Leica сменили плёнку на полнокадровую матрицу, но внешне почти не изменились за последние полвека / Фото: leica-camera.com

Покупать камеру редкой или устаревшей системы

Если фотограф будет снимать и развиваться, рано или поздно ему перестанет хватать возможностей камеры с единственным объективом, и захочется докупить что-то ещё: светосильный портретный объектив, способный красиво размыть фон, длинный телевик для съёмок дикой природы, накамерную или студийную вспышку. Всё многообразие совместимых между собой камер, объективов и вспышек и называется системой.

В системе Nikon Z можно найти камеры и объективы для любых задач / Фото: nikon.ie


И если при покупке первой камеры система выбрана неправильно, могут возникнуть проблемы. Например, может оказаться, что нужного объектива для вашей камеры не существует, или он встречается редко и стоит дорого. Дальше рассказываем, на какие системы стоит обратить внимание при выборе камеры, а каких стоит избегать.

Зеркальные камеры — покупать можно, но с ограничениями

От производства зеркалок отказались все производители, кроме Pentax. К сожалению, Pentax в России не особо популярен и встречается редко. Зеркалки Canon и Nikon больше не производятся, но на вторичном рынке (а иногда и на полках магазинов) можно найти неплохие модели (Nikon D780, Nikon D850, Canon 5D mark IV) и большой выбор объективов. И если фотограф со временем захочет перейти на современную беззеркалку, оптику можно будет оставить и использовать с переходником.

Беззеркалки Nikon 1, Canon EOS M и Pentax — лучше не брать

С этих камер начиналась эпоха беззеркалок, и они вышли не очень удачными. У Nikon 1 и беззеркалок Pentax очень маленькие матрицы (а значит, качество фото будет невысоким), а камер и объективов выпущено буквально пара моделей.

У беззеркалок Pentax было много весёлых расцветок и матрица как у «мыльниц» или смартфонов / Фото: photographybay.com


Система Canon EOS M чуть интересней, в неё входят неплохие кропнутые беззеркалки начального и продвинутого любительского уровня. Несколько моделей до сих пор встречаются новыми в магазинах, но сам система снята с производства, и лучше выбрать похожий по возможностям и цене современный фотоаппарат с байонетом Canon R — например, Canon EOS R50 или R100. 

Современные беззеркальные камеры — хороший выбор

Оптимальным выбором на сегодняшний день будет покупка беззеркальной камеры Canon, Fujifilm, Sony или Nikon. Про устаревшие системы кэноновских и никоновских беззеркалок мы писали в предыдущем разделе, а современные и актуальные имеют байонет Canon EOS R и Nikon Z mount.

Слева — современная беззеркалка, справа — снятая с производства. Не перепутайте / Фото: techradar.com


Любая из этих систем достаточно хороша, и новичку стоит просто подержать камеры в руках и выбрать ту, которая ему больше нравится и лучше лежит в руке. Это может быть полнокадровая любительская Canon R8, Fujifilm X-T50 с крутилками и дисками в ретро-стиле, «блогерская» Sony ZV-E10 или продвинутая Nikon Z6 II.

Кроме этого, существуют беззеркалки с байонетом L-mount — это целый альянс, в который водят Panasonic, Sigma и Leica. Они менее популярны, для них пока не так много оптики, да и своих «особенностей» у них тоже хватает (в первых моделях Panasonic S1 и S5 используется более медленный контрастный автофокус, а Leica банально дороже своих «коллег»). 

Покупать фотокамеру

Иногда сама покупка фотокамеры может быть ошибкой. Обычно эту ошибку совершают люди, которым нужно просто снимать котика, любимых внуков на даче и делать фотки из отпуска. Для большинства этих задач хватит и смартфона с хорошей камерой, но до сих пор можно встретить мнение, что «настоящие» качественные фото можно сделать только на фотоаппарат, а смартфон годится лишь для того, чтобы фотографировать показания счётчиков и объявления у подъезда.

Один из этих снимков сделан на беззеркалку, второй — на не самый дорогой смартфон. Угадаете, где какой снимок? / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт


Доля правды в этом мифе есть: действительно, если снимки рассматривать со 100% увеличением, да ещё правильно проявить и обработать RAW-файлы с камеры, разница в детализации будет заметна. Но при просмотре на экране и даже при печати небольших фотографий размером 10х15 разница будет не особо видна. К тому же смартфоны самостоятельно обрабатывают снимки так, чтобы они выглядели ярко и красочно — а вот с фотографиями с фотоаппарата иногда нужно повозиться в редакторе. 

Конечно, есть и исключения. На долгую зимнюю прогулку лучше взять фотоаппарат — его аккумулятор лучше держит заряд на морозе, а смартфон на холоде может быстро разрядиться и оставить вас без связи. Любителям размытого фона тоже лучше подойдёт беззеркалка с портретным фиксом. Увы, искусственное размытие фона на смартфонах пока далеко до идеального. А тем, кто любит в поездках снимать интересные архитектурные детали и делать кадры с сильным приближением, пригодится камера с универсальным тревел-зумом — смартфоны с 5-10х зумом пока встречаются только в дорогом флагманском сегменте. 

28 янв. 2025

1477

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые