• Обзоры
  • Микро 4/3, кроп или полный кадр — какой фотоаппарат выбрать

Микро 4/3, кроп или полный кадр — какой фотоаппарат выбрать

14 нояб. 2023

1460

1

0

3

Каждый фотограф знает, что без полнокадровой камеры снимать приличные фото не получится: заказчики засмеют, коллеги закидают тапками, а фотографии если и получатся, то в них не будет той самой «атмосферы» и волшебного объёма, за который заказчики готовы платить деньги, а подписчики — ставить лайки. Но если серьёзно, то для каких-то съёмок лучше подойдёт полнокадровая камера, а где-то можно использовать кропнутую с матрицей APS-C или даже микро 4/3. 

Камеры очень похожи по размеру, но у одной внутри полнокадровая матрица, а у второй — микро 4/3 / Фото: maxfosterphotography.com

Какую камеру выбрать для портретов с боке и сильно размытым фоном

Есть фотографы (особенно начинающие), для которых основным критерием хорошей профессиональной фотографии является сильно размытый фон. Для них лучше всего подойдут полнокадровые камеры: на них можно получить хорошее размытие даже на штатный зум класса 24-70/2.8 — например, Nikon 24-70mm f/2.8E ED VR

С фикс-объективом размыть фон ещё проще: можно взять недорогой «полтинник» и б/у полнокадровую зеркалку, и почувствовать себя настоящим профессионалом. Ну а если бюджет позволяет, можно присмотреться к современным беззеркальным камерам: среди них встречаются недорогие модели (например, Canon EOS RP), которые в отличие от зеркалок умеют фокусироваться по лицам и глазам людей. 

С полным кадром и фикс-объективом 138/1.8 можно получить заметное размытие даже на ростовых портретах / Фото: flickr.com/graveur

Камеры с APS-C матрицей подходят для таких съёмок хуже. С помощью портретных объективов с ЭФР 80 мм и больше (например, Fujifilm XF 50mm F1.0) можно хорошо размыть фон на крупных портретах или при съёмке ростовых портретов на улице, когда расстояние между фотографом и моделью довольно большое.

А вот получить одновременно и более-менее широкий угол для съёмки в помещении, и красиво размытый фон на кроп-камеру сложно. Для этой задачи лучше подойдёт полный кадр с объективом 35/1.4. Что касается камер с матрицей микро 4/3, то для фотографий с размытым фоном они подойдут хуже всего. Даже дорогой профессиональный объектив Olympus 25mm 1:1.2 PRO размывает фон хуже, чем бюджетный «полтинник» на полном кадре, а стоит в несколько раз дороже.

Какую камеру выбрать для свадебной съёмки

Свадебному фотографу приходится решать сразу несколько задач во время съёмки: и снять красивые портреты молодожёнов, и справиться с репортажной съёмкой (в том числе снимать со слабым и сложным светом во время танцев или при выносе торта). И если с постановочными портретами справится практически любая более-менее современная камера, то для репортажа нужна модель с хорошим автофокусом, достаточно быстрой серийной съёмкой и высокими рабочими ISO.

Танцы на фоне фейерверка — не самый простой для съёмки сюжет / Фото: dancesportclub.com

Поэтому при выборе камеры для съёмки свадьбы в первую очередь стоит обратить внимание на профессиональные полнокадровые модели: например, Nikon Z6 II или Sony Alpha 7M4 умеют снимать до 10 к/с и вмещают в буфер больше ста кадров в RAW-формате — а значит, у фотографа появляется шанс снять бросок букета и другие важные моменты во всех подробностях, а потом выбрать лучший кадр. 

Но ориентироваться только на размер матрицы при выборе камеры не стоит. Есть полнокадровые любительские модели (например, Canon EOS RP), у которых скорость съёмки ниже, буфер меньше, а карта памяти всего одна — и если она вдруг сломается, фотографии будут потеряны. А вот кропнутая Fuji X-T5 обладает вполне профессиональными характеристиками: скорость съёмки до 20 к/с, хороший автофокус, большой аккумулятор и две карты памяти. Так что если выбирать между кропом профессионального уровня и любительским полным кадром, лучше взять профессиональную кропнутую модель.

То же самое касается старых полнокадровых зеркалок. Когда-то они были хорошим выбором для профессионала, но сегодня снимать свадьбу на какой-нибудь Canon 5D mark 2 точно не стоит. Современные беззеркалки (даже кропнутые) выиграют и по скорости работы, и по рабочим ISO. К тому же у беззеркалок есть фокус по лицам и глазам — а значит, фотографу проще сконцентрироваться на происходящем в кадре, а не на том, где у него сейчас точка фокусировки и не убежала ли она на фон.

Что касается камер Микро 4/3, то их реже используют для свадебной съёмки, чем полнокадровые модели или кропнутые камеры с APS-C матрицей. Основная причина — меньший динамический диапазон и более низкие рабочие ISO. Тем не менее, есть фотографы, которые снимают свадьбы на камеры Olympus (с 2021 года — OM System): скорости и точности автофокуса старших моделей вполне хватает для таких съёмок. А вот камеры Panasonic для репортажа подходят хуже, так как до недавнего времени у них не было быстрого фазового автофокуса.

Снимки на Olympus хорошо выглядят при низких значениях ISO (слева), а вот на ISO 2500 (справа) камера заметно шумит / Фото: olympuspassion.com

Какую камеру выбрать для съёмки в студии с импульсным светом

Съёмка в студии с импульсным светом чаще всего происходит на минимальном значении ISO и закрытой диафрагме, а в таких условиях практически любая камера делает хорошие снимки. Теоретически, полнокадровая матрица даст чуть больший динамический диапазон и меньший шум, если вдруг фотограф сильно ошибся с экспозицией при съёмки и ему нужно при обработке осветлить снимок на пару ступеней. Но если свет выставлен правильно и экспозиция выбрана верно, для съёмки подойдёт камера с любым размером матрицы.

Чтобы сфокусироваться в свете пилотных ламп, важен хороший автофокус, а не размер матрицы / Фото: archphoto.studio

Однако при выборе камеры для студийной съёмки стоит учитывать ещё один параметр, который косвенно связан с размером матрицы — разрешение камеры в мегапикселях. Всё дело в том, что чем больше физический размер матрицы, тем больше светочувствительных ячеек на ней можно разместить при производстве. Современные матрицы размера микро 4/3 чаще всего бывают 20-мегапиксельными. У камер с APS-C матрицей самое распространенное разрешение — 24 Мп, но есть и 40-Мп модели у Fujifilm. А вот среди полнокадровых камер можно встретить беззеркалки с разрешением 45 Мп (например, Canon EOS R5) и даже 60 Мп (Sony Alpha 7RM5).


Читайте также:
Камеры с высоким разрешением: сколько Мп нужно в 2023 году


Какую камеру выбрать для съёмки спорта и дикой природы

Профессиональные фотографы, работающие на олимпиадах и чемпионатах мира, используют полнокадровые камеры со светосильными длиннофокусными объективами. На такой профессиональный комплект можно получить резкие фотографии с приемлемым количеством шума даже при съёмке на очень высоких значениях ISO. К сожалению, такая аппаратура много весит и очень много стоит. Тем, кто не может потратить пару миллионов рублей, можно присмотреться к моделям подешевле.

Профессиональная съёмка футбола: большой фотограф, большая камера, большой объектив / Фото: manfrottoschoolofxcellence.com

Кропнутая камера Fujifilm X-T5 умеет снимать до 20 к/с и прекрасно справится со съёмкой быстрых спортивных событий. Пригодятся для съёмки спорта и телеобъективы — например, Fujifilm XF 50-140mm f/2.8 R и более длинный (хоть и менее светосильный) Fujifilm XF 55-200mm f/3.5-4.8.

Фотографам дикой природы тоже нужны быстрые камеры и длинные телеобъективы. При этом тащить многокилограммовую аппаратуру на себе по лесам и болотам захочет не каждый. Для таких фотографов неплохим выбором будут камеры системы Микро 4/3. Например, Olympus OM-D E-M1 Mark III снимает до 18 к/с со следящим фокусом (и до 60 к/с с фокусом по первому кадру), а весит чуть больше полукилограмма. Профессиональный телевик к нему M.Zuiko 300mm f4.0 PRO весит меньше полутора килограмм, а его эквивалентное фокусное расстояние — 600 мм.

Медведь, снятый на Olympus E-M1 Mark III и объектив M.Zuiko 300mm f4.0 PRO. И камера, и объектив защищены от пыли и влаги, и прекрасно подходят для съёмки медведей под дождём / Фото: getolympus.com

Какую камеру выбрать для макросъёмки

Любителям снимать крупные портреты жучков и других насекомых хорошо подойдут камеры с матрицей Микро 4/3. Всё дело в том, что при съёмке в масштабе 1:1 глубина резкости очень маленькая, а на камере с небольшой матрицей проще получить большую ГРИП и поймать в фокус не только часть усика, но и почти всё насекомое. А если брать камеру со встроенным стабилизатором на основе сдвига матрицы (например, Panasonic Lumix GH6), то изображение в кадре не будет трястись даже при использовании ручных макрообъективов — а значит, выстроить кадр будет гораздо проще.

Снимок кузнечика на Olympus E-M1 mark II и ручной макрообъектив 7Artisan 60/2.8, диафрагма 8. При 100% увеличении видны отдельные волосинки и детали на глазу / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

1

14 нояб. 2023

1460

1

0

3

3 комментария

Kamal

15 дек. 2023

Хэхэ))) и я который для всего взял а7р5 и тампон 28-200)))) Правда ещё есть 12-24G и 16-50 затычка от Сони

Vamik

16 дек. 2023

Надо ещё отметить, что стоимость фотоаппарата растёт почти прямо пропорционально размеру матрицы, при других аналогичных параметрах. Ну и стабилизация видео у полнокадровых матриц стоит в разы дороже, чем у кропнутых аналогов. За всё надо платить.

Самые новые

Самые читаемые