Зонт или софтбокс: что выбрать, как с ними работать

13 окт. 2023

1910

0

0

0

И зонты, и софтбоксы, как правило, выполняют в схемах света плюс-минус одну и ту же функцию — помогают создавать рассеянный поток мягкого света. Но есть несколько нюансов использования того, и другого. О том, чем отличается свет от зонта от света софтбокса и как выбрать правильный модификатор, читайте в этом материале.

Софтбокс или зонт? Разберёмся, какие плюсы и минусы есть у каждого типа модификаторов света / Фото: adorama.com

Какие бывают фотозонты, как использовать фотозонт
Какие бывают софтбоксы, особенности работы с софтбоксами
Что выбрать: софтбокс или фотозонт

Какие бывают фотозонты, как использовать фотозонт

Фотозонты бывают двух основных типов: те, которые используются на просвет, и те, которые работают на отражение.

Слева — зонт на просвет, справа — на отражение / Фото: lightingrumours.com

Зонт на просвет (иногда ещё называют «на рассеивание») — это просто белый зонт из тонкой ткани. Точно такой же тканью затягивают софтбоксы. Работать с таким модификатором света максимально просто. В случае использования зонта на просвет источник света просто направляют внутрь зонта, и свет проходит через ткань, рассеиваясь и смягчаясь.

В случае с зонтами на просвет есть одна важная особенность. Чем ближе зонт подвинут к вспышке, тем более резким будет свет. Если хотите получить более мягкий свет, отодвигайте зонт дальше от источника света. Но тут важно не перестараться: также важно, чтобы свет не летел через край зонта.

Любые зонты крепятся в специальное отверстие на стойке и затягиваются винтом / Фото: westcottu.com

Зонты на отражение более разнообразны и работают по немного другому принципу. В случае с ними источник света направляется внутрь зонта, отражается от купола и летит на модель.

Принцип работы фотозонта на отражение / Фото: wikihow.com

Бывают белые, бывают фольгированные. Фольгированные встречаются серебряные и золотые. Белые дают наиболее мягкий рисунок света, фольгированные — более выраженный и контрастный. Золотая фольга также подкрашивает свет в жёлтый. Точно так же, как это происходит при работе, например, с золотым отражателем.

Ещё встречаются комбинированные зонты, которые могут выступать и в роли просветного зонта, и в роли зонта-отражателя. Как правило, это обычный белый зонт на просвет, у которого есть дополнительный верхний чёрный или фольгированный тканевый слой. Он натягивается, и зонт превращается в вариант на отражение. Свет больше не может лететь сквозь белую ткань, отражается от неё и летит так же, как в случае с белым зонтом на отражение.

Встречаются и трёхслойные, ещё более универсальные, варианты, у которых два дополнительных тканевых купола: белый и фольгированный.

При выборе фотозонта также важно учитывать его размер. Чем меньше зонт, тем резче будет световой рисунок.

Съёмка с маленьким зонтом, съёмка с большим зонтом. Обратите внимание на чёткость тени у ног девушки / Фото: westcottu.com

С другой стороны, важно помнить, что важен не сам размер зонта, а его соотношение с объектом съёмки. Если поставить маленький зонт ближе к модели, подобрать правильную мощность вспышки и снимать крупный портрет, всё будет хорошо. А вот для ростового портрета маленький зонт уже хуже подходит. Лучше брать зонт большого диаметра.

Какие бывают софтбоксы, особенности работы с софтбоксами

Софтбоксы, как и фотозонты предназначены для смягчения света. Однако устроены они совершенно по-другому.

Классический софтбокс — тканевая коробка, с трёх сторон закрытая тёмным материалом, с одной — рассеивающей тонкой тканью / Фото: unsplash.com

Вспышка (или другой источник света) устанавливается внутрь софтбокса и направляется сквозь белую ткань в сторону объекта съёмки. Внутреннюю часть софтбокса обычно делают фольгированной, чтобы избежать рассеивания света и потери его части.

Выделяют три основных формы софтбоксов: классический прямоугольный софтбокс, узкий и длинный стрипбокс и большой восьмугольный октобокс. Самый мягкий и рассеянный свет можно получить при помощи октобоксов, самый жёсткий дадут стрипбоксы с сотами или очень маленькие софтбоксы. Больше информации о том, что такое соты и как ими пользоваться, вы найдёте в этом материале.

Софтбоксы также различаются по размеру. Бывают маленькие модели для накамерных вспышек, бывают — двухметровые студийные октобоксы.

Очень маленький софтбокс для накамерной вспышки. Применяется, например, при съёмке репортажа / Фото: thephoblographer.com

При выборе модификатора важно учитывать крупность того, что вы снимаете. Так, маленького софтбокса будет достаточно для крупного портрета, а чтобы осветить человека в полный рост, лучше использовать большой октобокс или стрипбокс.

Что выбрать: софтбокс или фотозонт

И зонты, и софтбоксы используются, как правило, с одной целью — получить более мягкий свет. Мягкий свет — хороший вариант для съёмки портретов, он считается более лестным для модели, смягчает кожу, упрощает ретушь лица. Больше информации о том, как работать с мягким светом вы найдёте здесь. Но каждый и модификаторов справляется со своей работой немного по-разному. Рассмотрим основные плюсы и минусы фотозонтов и софтбоксов.

Большое преимущество фотозонтов в том, что они лёгкие, мобильные и недорогие. Это, пожалуй, самый дешёвый рассеиватель, который в принципе можно найти.

Зонты удобно переносить, при необходимости их можно сложить и сунуть в сумку со стойками или штативом. Их легко открывать и устанавливать, в этом не нужно разбираться. С тем, как открыть зонт, разберётся любой, кто когда-нибудь попадал под дождь. Стойку с фотозонтом удобнее переносить, когда съёмка идёт в помещении — большие софтбоксы имеют тенденцию застревать в дверях.

Но есть у зонтов и ряд неоспоримых минусов. Главный из которых — малая степень контроля над светом. При использовании зонтов (особенно просветных) свет неконтролируемо летит во все стороны. Если, например, вы работаете в очень маленькой студии, зонт прижат к белой (или ещё хуже — зелёной) стене, свет будет неизбежно от неё отражаться. В этом случае есть шансы получить кашу вместо красивого света.

Как будет вести себя свет в зависимости от того, какой зонт вы используете / Иллюстрация: visualeducation.com

Наиболее удобны в плане контроля света глубокие конические зонты. Они ведут себя практически так же, как софтбоксы. Но и стоят они существенно дороже, чем лёгкие зонты на просвет.

Также зонты дают меньше разнообразия для работы со светом. Всё, что можно контролировать — положение зонта в пространстве и положение вспышки относительно зонта. Это очень простой модификатор, который предназначен для решения простой задачи — создавать более-менее ровный мягкий свет.

Что касается софтбоксов, один из главных плюсов как раз в том, что с их помощью можно получить очень разный свет. Если нужно больше контроля над светом, определённо лучше подойдут софтбоксы. От очень мягкого и рассеянного (подойдёт большой октобокс и мощный источник света) до достаточно выраженно-резкого (стрипбокс+соты).

К минусам можно отнести то, что софтбоксы практически любых форм менее мобильны и компактны. Перед съёмкой нужно потратить время на то, чтобы свернуть софтбоксы, после каждой съёмки их придётся собирать и упаковывать. Если, конечно, речь идёт о работе в стационарной студии, этой проблемы не будет.

Второй момент — с софтбоксами нужно учиться работать. У зонтов меньше форм и вариантов использования, поэтому с ними проще разобраться начинающему.


Читайте также:
Портрет с 2 источниками света в студии — схемы
8 простых схем света с тремя источниками


13 окт. 2023

1910

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые