«Чёрный лебедь»: разбор световых схем и приёмов

17 июня 2022

1808

0

0

1

Сюжет фильма построен вокруг балерины театра, которой борется за главную роль в «Лебедином озере». Однако, лебеди не то, чем они кажутся: вторым слоем режиссёр уводит картину в совершенно иные подтемы и эмоции. На глубину смыслов намекает и постер с расколотым лицом Натали Портман.

Даррен Аронофски не главный мэтр Голливуда, но этой картиной режиссёр показал, как умеет работать с подтекстами, светом и приёмами в кадре, влияя на эмоциональное восприятие картины зрителем. Именно о них мы и поговорим. 

Изображение: psijournal.ru

Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую работу с цветом, светом и построением кадров в кино. Предыдущий можно прочитать здесь.  

Для тех, кому важно: в тексте могут быть спойлеры

ЦВЕТ

«Чёрный лебедь» стоило бы добавить в учебник по колористике в кино — этот фильм яркий пример того, как картинка/цвет/свет/ракурсы влияют на зрительское восприятие, а также на раскрытие темы. Казалось бы, фильм про соперничество балерин за главную роль в постановке. Ну, соперничество и соперничество — в тинейджерских ромкомах такое сплошь и рядом. Однако, Аронофски действительно мастерски прорабатывает детали картины, так что предстает она в совершенно ином свете и цвете. Причём с первых же кадров.

Кадр из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Балет должен вызывать яркие, зрелищные ассоциации, свет софитов и разноцветные костюмы перед глазами. Но «Чёрный лебедь» открывается сумеречным лучом света, выхватывающим одинокий силуэт балерины в кромешной тьме.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Прежде всего, синий — это про одиночество. Этот цвет обрамляет жизнь главной героини: мама не понимает, за роль приходится бороться, в балетной труппе одиночка, поддержать некому.

Во-вторых, синий цвет и все его оттенки — это холод, отсутствие тепла, яркости и положительных эмоций. Фильм снят практически целиком в мрачных холодных оттенках.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Ещё любопытнее, когда молчаливый холод красок прогрессирует в зелёные оттенки. Последних в фильме также достаточно. Это уже колористика исключительная, совсем другого рода. Зелёный редко встретишь в основной цветовой палитре режиссёра.

Например, в зелёные оттенки подкрашены несколько фильмов о Гарри Поттере, там это вызывает прямую ассоциацию со Слизерином, тёмными искусствами, зельями и т.д. Зелёный в «Матрице» помогает отличить реальность от нереальности, а в «Амели» передаёт сказочность и уравновешивает красный в кадре.

В случае «Чёрного лебедя» нет ни магических зелий, ни матрицы, ни сказочного Парижа: зелёные краски в кадре почти как яд, вызывают чувство опасности, страха, тревоги. Это уже не синий, который пусть и холодный, но может быть спутником молчаливой меланхолии, зелёный цвет только накаляет эмоциональный фон.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Чтобы уравновесить эти меланхоличные тона, режиссёр прибегает к уже проверенной схеме жёлтого+синего/зелёного. В разных сценах можно заметить источники света, которые подкрашивают часть кадра в тёплые тона. Причём подкрашивают тоже особенным образом.

Мы не можем знать наверняка, было ли это частью интертекстуальности Аронофски или же эти смыслы додуманы. Тем не менее, обратите внимание на общую логику: тёплые источники света появляются в кадре, балансируя общий холодный настрой, словно «лучи света в тёмном царстве», но не наоборот. Это важно.

Кадр из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски
Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Опускаемся ещё на один слой «Чёрного лебедя»: краски продолжают играть важную роль. Какие ассоциации должен вызывать розовый цвет? Лёгкость, невинность, мягкость, может, даже, детскую наивность в окружении кукол Barbie.

Кроме того, розовый ещё и лежит напротив зелёного в цветовом круге Иттена. Режиссёр вводит этот цвет очень осторожно, лишь отдельными элементами, одеждой. Что примечательно — почти всегда на главной героине. Той самой, в холодном, ядовитом царстве одиночества, соперничества и борьбы. Она в этом холоде подчеркнуто невинна и мягка. Запомните этот момент, он ещё сыграет свою роль.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Финал картины — постановка «Лебединого озера», к которой герои весь фильм готовятся и репетируют. Даррен Аронофски не показал «какой-то финал», с героиней, которая «победила» и стала главной балериной постановки, спустя все перипетии судьбы и соперничество. Это не просто путь «Тысячеликого героя».

«Чёрный лебедь», как и «Криминиальное чтиво» Тарантино, с инверсией сюжета, оперирует к более глубоким человеческим ценностям. Что мы видим: перед самым финалом усиливаются краски. Но вновь в кадре убийственно-зелёный, а дополняет его кроваво-красный. Дальше происходит финальное па актрисы, и она в пируэте падает на заготовленные подушки.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

После приземления Портман картинка фильма становится неузнаваемой: она яркая, тёплая, вся окрашена светом. То, что мы не видели ни в одной другой сцене на протяжение всего фильма.

Финальная сцена своего рода акт перерождения, воскрешения персонажа. Не только победившего внутренних демонов и злую судьбу, но и как личности.

Зелёный действительно был убийственным, а красный кровавым — Бет в тёмных галлюцинациях проткнула себя осколком зеркала. Только это осталось позади, в прошлом амплуа персонажа. Несмотря на рану, всё озарено светом, словно это новая, дарованная жизнь. Тысячелетний, возможно, главный культурный сюжет, вшитый в каркас фильма о классической балетной постановке.

Здесь нам и пригодился розовый, «невинный», цвет элементов одежды Бет. Она была в этой холодной истории, на её судьбу в фильме выпадали тяготы, но она не была частью этого мрака. Последний в каком-то смысле победил, распял её (эпизод с осколком зеркала). Но вот мы видим её вновь, всё в тех же декорациях, том же костюме, в том же мире. Однако вокруг свет и тепло.

КАДРЫ

Давайте отмотаем немного назад, чтобы разобрать другие опции, которые автор использовал в работе с такой многоуровневой конструкцией.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Бет, героиня Натали Портман, сама затянувшая себя в этот тёмный котёл с зелёным зельем, переживает кризисное состояние. Словно в холодном бреду ей мерещатся вещи, которых нет, у неё случаются помутнения и точечные эпизоды раздвоения личности. То самое «тёмное царство» давит на неё.

Режиссёр детально прорабатывает фильм, чтобы подтекстом зрители считывали это состояние. Так в «Чёрном лебеде» появляется лейтмотив зеркал. Уже сам по себе элемент скорее хоррор-фильма, нежели картины о балете. Зеркало создаёт визуальную копию любого человека, а в данном случае ещё и работает палочкой-выручалочкой.

В зеркале героиня видит глубокие порезы на своей коже, словно от когтей лебедя, на зеркале в туалете читает грубую надпись в свой адрес, в зеркале ей мерещится другая она, живущая собственной жизнью. Зеркала, зеркала, зеркала.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Стоит отметить сцены, снятые в балетной гримерке. Комната сплошь в зеркалах разных размеров и формы: где есть реальность, где настоящий герой, а где отражение? Это потрясающая находка Аронофски, которую будет не так-то просто реализовать как стилистический приём на фотосъёмке. Однако, если вам это удастся, то чем игра с отражениями не соперник популярной сегодня игре разноцветного света?

Кадр из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Отдельно стоит взглянуть на сцену в доме Бет, где они вместе с мамой сидят в комнате за её балетным костюмом. Персонажи по разную сторону экрана, совсем на краях. Они далеки друг от друга. Даже их отражения в зеркале показывают дуальность ситуации: героини в одной комнате, отражаются напротив друг друга, но они уже не рядом, зеркало — фальшь.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

В таком драматичном фильме нельзя было избежать крупных портретов, которые бы только усиливали эмоции персонажей, что режиссёр, разумеется, делает. Схема с контрастным светом на лице не новая, она уже была как приём в «Терминале» Спилберга, «Начале» Нолана и «Французском вестнике» Андерсона. Её по-прежнему однозначно стоит взять в копилку сильных стилистических приёмов для будущих съёмок.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

Стоит сделать остановку лишь на одной малозаметной, но любопытной детали этого приёма в «Чёрном лебеде». Обратите внимание на кадры с репетиции, где герои Венсана Касселя и Портман стоят в окружении пустых кресел. Цвет всех элементов сцены чёрный! Хотя снято это в цвете.

Игра с красками, которые только подчёркивают естественный цвет кожи персонажа перед камерой и делают ещё больший акцент. Берите на вооружение! Контрастные портреты в чёрной локации с достаточной освещённостью, и при этом без монохрома.

Кадры из к/ф «Чёрный лебедь», 2010. Режиссёр: Даррен Аронофски

И ещё одна находка этого фильма в работе с кадром — проработка планов. Такой приём не нов, это не авторская находка Даррена Аронофски, но его грамотная реализация. В сценах с репетиционным залом на переднем плане появляется то мужчина за роялем, то руки со смычком и скрипкой. Тем самым просторное пустое пространство репетиционной точки играет новым ощущением объёма, а кадр становится более сильным.

Такой приём стоит, во-первых, взять на заметку для портретной съёмки, позволяя присутствующей детали/персонажу рядом попадать в кадр. А, во-вторых, для стрит съёмок, где сложенный паззл случайностей может стать ещё увереннее, если они уходят на всю глубину кадра и находятся на разных планах.

17 июня 2022

1808

0

0

1

1 комментарий

Главную героиню зовут Нина)

Самые новые

Самые читаемые