«Терминал»: разбор световых схем и приёмов

06 мая 2022

601

1

0

0

Без языка, валюты и понимания, что делать дальше, чудак застрял в пограничной зоне аэропорта. И чудак этот — Том Хэнкс! Актёру не впервой играть немного глуповатых, но эмпатичных персонажей, у него за плечами всем известный Форрест Гамп. В «Терминале» герой другого порядка, но тоже немного неуклюжий, смешной, глуповатый и добрый. Фильм «Терминал» Спилберга — не самая показательная работа режиссёра, однако в этих «не самых» порой кроются богатые визуальные образы.

Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую фильмы с точки зрения колористики и композиции кадров. Предыдущий можно прочитать здесь

Для тех, кому важно: в тексте могут быть спойлеры

ЦВЕТ

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

Спилберг из тех, кто думает и прорабатывает картины на всех уровнях. В том числе на уровне эмоционального восприятия зрителя. Синий цвет всегда ассоциативно используется, чтобы подчеркнуть некую отрешенность, меланхолию, одиночество. Рой Андерссон так вообще строит на прохладных оттенках почти все свои фильмы и типичных для него одиноких персонажей.

Но Спилберг идёт дальше и срубает джек-пот ассоциативных эмоций. Он использует меланхоличный синий для такого одинокого по сюжету персонажа, как Наворский. А самое главное — в аэропорте, месте, в котором любой человек — маленький чеховский персонаж в окружении безликой толпы незнакомцев.

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

Разумеется, где нужно, Спилберг дополняет его, работая в классическом сочетании синего и жёлтого. Синий в таких сценах граничит с оттенками зелёного, а жёлтый подкручен до неоново-кислотного.

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

В зелёные тона картинка фильма тоже эпизодически уходит, а режиссёр дополняет их красными элементами.

Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

Другой мимолетный кадр доказывает, что режиссёр занимался серьёзной проработкой сцен и пост-продакшеном. На экране всё тот же синий, однако уведённый ближе к лазурному оттенку. А значит, классическая схема синего и красного требует корректировки: последний цветокоррекцией доведен до малинового оттенка.

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

Достаточно сделать несколько стоп-кадров, чтобы увидеть, как Спилберг продумывает цвета до мелочей. Вот синяя униформа, оттеняющая жёлтые тона в сцене, красная рубашка главного героя в синих тонах аэропорта, вновь красный с синим и даже сочетание жёлтого с синим только за счёт одежды в одной из сцен.

Стивен Спилберг не первый, кто работает с цветом, задействуя одежду героев в кадре. Но использование такого инструмента подчеркивает серьёзность этой работы: грамотная колористика – это не просто поставить источники света с разной температурой.

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

В нескольких сценах можно увидеть ещё одну устойчивую схему по работе с цветом, одну из самых классических — RGB — красный, зелёный и синий. Приглядитесь, даже в сцене за столом есть красный — яркие цветы на столе.

КАДРЫ

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

Один из характерных операторских приемов в фильмах — эффект присутствия. Фокус берётся на человека на среднем плане, а на переднем находится другой. Как правило, он в кадре лишь частично, обращён к главному персонажу и находится в расфокусе. Такой нехитрый приём позволяет режиссёрам вызвать чувство сопричастности у смотрящих, словно они в этом диалоге на экране невольные участники. Приём можно увидеть у Нолана в «Начале», Андерсона во «Французском вестнике» и у самого Спилберга в «Поймай меня, если сможешь».  «Терминал» не исключение — тут эффект присутствия также эпизодически появляется. 

«Терминал» — не самая крупная рыба в сетях Спилберга, однако в этом фильме точно есть, что отметить и взять на заметку. Ниже шесть любопытных приёмов режиссёра, которые можно смело взять в мудборд ваших съёмок.

Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

1. Съёмка в толпе. Подобный сеттинг можно увидеть даже в работах Питера Линдберга. Можно последовать стилю фильма и поместить вашего героя съёмки в центре зала аэропорта. Есть и другие варианты — расположить модель посередине пешеходного перехода в окружении проходящих мимо или развернуть лицом в камеру на эскалаторе против движения. Подойдёт любое людное пространство.

Этот кадр здорово снимать на долгой выдержке. Так силуэты проходящих людей станут совсем безликими, смазанными. Акцент останется на неподвижно стоящем герое.

Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг
Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

2. Силуэт. Источник света направлен на фон таким образом, чтобы герой на переднем плане остался лишь тёмным силуэтом без деталей. Это контровой свет. Простую студийную схему можно перенести в любую другую локацию.

Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

3. Съёмка через стекло. Этот приём уже давно облюбован многими фотографами, а кадры из «Терминала» лишь ещё одно подтверждение визуальной силы такой съёмки. За счёт отражающих свойств стекла получается почти снимок с двойной экспозицией. Кроме того, стекло в таких случаях работает сглаживающий фильтр. 

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

4. Боковой и направленный свет. В кинофильме этот приём используется лишь в паре сцен. Направляя свет на лицо героев, режиссёр подчеркивает их эмоции, акцентируя внимание зрителя. Такой приём легко задействовать в портретной съёмке. Достаточно лишь установить источник света сбоку от снимаемого. Для повторения кадра с девушкой потребуется точечный источник света, например фотофонарь. Этот приём используют, когда необходимо выделить конкретную деталь в кадре или, как в данном случае, лицо героини.

Кадры из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

5. Локация. От сцены к сцене в фильме Спилберга укрепляется ощущение силы аэропорта как интересной локации для съёмки. Много неоновых вывесок, стекло, металл, отражающие поверхности и яркие огни. Если снимать в аэропорту для вас проблематично, можно использовать как локацию любой торговый центр или ярко освещённое публичное место. За счёт деталей в кадре локацию можно использовать для экспериментов с нестандартным светом. Новый сеттинг для популярных сегодня цветных съёмок не только в вечернее время.

Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг
Кадр из к/ф «Терминал», 2004. Режиссёр: Стивен Спилберг

6. Сложный свет. Выбранные кадры можно копировать прямо в мудборд будущей съёмки: чем не картинка в духе популярных фотографов, снимающих с ярким освещением? Это уже тренд, так что технически ничего нового в этих кадрах из «Терминала» нет. Однако, такие находки — очередное напоминание о том, что идеи можно черпать откуда угодно. Даже из фильмов 20-летней давности, когда про разноцветные съёмки ещё никто не говорил. 

1

06 мая 2022

601

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые